Вторую в этом году большую пресс-конференцию украинского Президента можно было бы сравнить с «годовой контрольной», если бы не несколько «но».
Вторую в этом году большую пресс-конференцию украинского Президента можно было бы сравнить с «годовой контрольной», если бы не несколько «но». Во-первых, сложно назвать экзамен полноценным, если экзаменуемому заранее известны билеты, которые он вытащит. А в случае с вопросами региональных журналистов, похоже, так и было. По некоторым данным, чиновники местных администраций обзванивали командированных в Киев журналистов с просьбой уточнить вопросы, которые те будут задавать Президенту. И учитывая завидную осведомленность Виктора Федоровича состоянием дел в каждом регионе, с большой долей уверенности можно утверждать, что его «натаскивали» на эти конкретные вопросы.
Во-вторых, на контрольной нельзя выбирать вопросы, на какие ты хочешь отвечать и на какие – нет. Президент же предсказуемо неуклюже ушел от вопроса о собственном сибаритстве и повторил расплывчатые путаные фразы, отвечая на вопросы о судьбе Юлии Тимошенко и как следствие – перспектив соглашения об Ассоциации с ЕС.
То есть, как и летом, пресс-конференция фактически была разбита на две части: вопросы о строительстве перинатальных центров и очистных сооружений в регионах с одной стороны, и темы газа, Тимошенко, России и ЕС с другой. Первые Януковичу были явно приятнее. На этот раз, правда, пресс-служба Президента сделала выводы из предыдущей скандальной пресс-конференции, и «регионалы» могли задавать столько же вопросов, сколько и журналисты всеукраинских и зарубежных изданий. В то время как в прошлый раз у региональных СМИ было двойное преимущество. Не было на этот раз и недоразумений с несколькими параллельными списками желающих поставить вопросы Президенту.
Брифинг уже по традиции проходил в «Украинском доме», но не в привычном холле, а в подземном помещении, напоминающем кинотеатр. Но изменилось не только место проведения, а и общая атмосфера. Если летом президентский брифинг сопровождался сгоном на Европейской площади шумной группы поддержки с флагами, а в толпе бродили и фотографировались с желающими депутаты от Партии регионов, то спустя полгода такие торжества уже сочли неуместными. Все проходило куда более буднично, и даже непосредственно на входе в «Украинский дом» не было никаких опознавательных знаков сегодняшнего мероприятия. Только огромная растяжка с рекламой солидного автомобиля. Лишь милицейское оцепление «Украинского дома», составленное из юных милиционеров, свидетельствовало о нахождении неподалеку важного государственного тела.
Сам Президент как-то тоже не особо сочился энергией. Как Янукович признался по ходу брифинга, спал он сегодня мало – только в три часа ночи вернулся домой. Тем не менее, со вступительным словом он с грехом пополам справился. «Интро» Виктора Федоровича вышло довольно продолжительным – начал он с поздравления с Новым Годом и Рождеством и завел старую волынку о «глубине реформ» и о том, что «удалось решить успешно», а что еще не удалось. Под явным успехом можно было заподозрить заточение сами знаете где сами знаете кого, но Янукович, оказывается, имел в виду совсем другие вещи. Президент похвастал сокращением дефицита бюджета, увеличением помощи при рождении ребенка, хорошим урожаем, установкой ветряков, ростом экспорта на 40 %, притоком иностранного капитала – в общем, всем, чем мог. Его монотонный рассказ сопровождался показом слайдов на экране и роликами о строительстве дорог, стадионов и прочих грандиозных объектов, к которым Виктор Федорович возвращался в течение всего брифинга. Причем если сначала слайды вроде бы иллюстрировали его слова, то потом происходящее на экране стало жить своей жизнью. В общем-то, немудрено, потому что угнаться за виражами президентской мысли было очень непросто.
«Нельзя идти в будущее боком, или, как говорят, задом», – сделав такой вывод, Президент пустился в рассуждения о негативной ситуации в мире – «что несут людям непродуманные шаги лидеров разных уровней, к чему приводят революции, из этого всего нам нужно делать выводы». То, что глава государства не очень любит революции, в общем-то, и так было понятно, поэтому захлестнувшие страну протесты были для него весьма болезненны.
«Когда люди выходят с разными протестными акциями, это не случайно, к этому их вынуждают те просчеты, которые есть на разных уровнях», – к чести Януковича, в отличие от некоторых своих зарубежных коллег, он не стал все объяснять происками конкурентов и иностранных спецслужб. Хотя добавил, что среди настоящих чернобыльцев есть «аферисты и мошенники», за которыми стоят еще и некие «политические игроки, выросшие на авантюризме». Не будем тыкать пальцем, как говорится. Попенял Президент и «попередникам», которые оставили ему «старый чемодан» – «популистские законы, которые не отвечают требованиям времени».
В «старый чемодан» Янукович, по сути, поместил и многочисленную чиновничью братию, из-за неготовности которой не удается достичь всей глубины реформаторских глубин. Гарант пообещал «жестко подходить к принятию кадровых решений по чиновникам, которые не отвечают требованиям времени». Ожидалось, что такие решения будут приняты уже сегодня на заседании Кабмина, но, как уже известно, никто не пострадал. Позже Президент объяснил почему.
Закончил же он свой монолог изречением, что свобода слова – это не только возможность говорить, что хочешь, а говорить правду. Хотелось бы добавить, что свобода слова предусматривает еще и какую-то реакцию власти на работу журналистов, но это такое. «Старый чемодан», то бишь, демократическая привычка, если изволите.
Право на первый вопрос получил корреспондент Первого национального, по которому шла трансляция брифинга. Суть его сводилась к тому, что, мол, раз все так хорошо, чего люди протестуют? Янукович повторил, что реформы требуют времени, а чиновники опять же привыкли жить по-старому и, кажется, впервые произнес святое для Партии регионов слово: «Но главное – что мы сберегли стабильность». Чтобы придать этому термину особый вес, Янукович рассказал, что в мире есть страны, где людям нечего кушать и у них нет крыши над головой.
На вопросе региональной журналистки о сточных водах Виктора Федоровича настиг «эффект елки» и он не смог найти украинский аналог слова «мусоросжигательный», но это неминуемые последствия билингвизма – Президент перескакивал с языка на язык в зависимости от того, на каком языке задавался вопрос.
Вскоре вновь всплыла тема отставок министров и губернаторов. «Иногда работа одного человека портит работу целого коллектива, – заинтриговал Янукович, чтобы тут же разочаровать. – Но за одного битого двух небитых дают… Есть сегодня планы провести некоторые кадровые изменения и они будут тогда, когда придет время. Но это не самоцель».
Известная пословица, конечно, пикантно прозвучала из уст человека, которому злые языки приписывали особые методы воспитания подчиненных. Но, судя по всему, Виктор Федорович считает свой менеджмент весьма эффективным: «Если есть хоть маленькая надежда добавить, когда открывается второе дыхание у человека на дистанции, нужно дать возможность. Может, он станет чемпионом».
У переговорщиков по газу с Россией, наверно, открылись уже все наличествующие дыхания, но результата до сих пор нет. На газовую тему Янукович говорил долго, и в его голосе чувствовалась обида как на Россию, от которой Николай Азаров накануне получил прозвище «кровосиси», так и на Европу. Ну и Тимошенко, конечно, досталось. Янукович посетовал, что по действующему газовому контракту Украина ежемесячно отстегивает «Газпрому» миллиард долларов, половину из которого постоянно приходится покрывать за счет то ли за счет средств бюджета, то ли за счет кредитов. При этом, по президентским подсчетам, для европейских стран цена на газ, в среднем, на 100 долларов меньше украинской. Назвал Янукович и желанную для нас цифру – не больше 250 долларов, в то время как сейчас мы платим 415.
Президент повторил, что строительство обходных газопроводов «девальвирует» нашу ГТС и призвал к созданию газотранспортного консорциума, который разделил бы ответственность между тремя сторонами – Украиной, Европой и Россией.
«Мы увидели, что прошло время и, как говорится, нам утерли нос, – загрустил Янукович. – Стыдно сейчас возвращаться к этому вопросу или нет? Я скажу: не стыдно. Мы можем потерять многое, и вместо того шума о том, что это наше богатство, достояние, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша ГТС была отброшена на обочину и никому не была нужна».
Также Янукович заявил, что не видит никаких позитивов от участия в Энергетическом сообществе – мол, Украину игнорируют, строя «Северный поток» за ее спиной и даже не пригласив нашу страну участвовать в этом проекте. Заявления, мягко говоря, странные. Во-первых, так и осталось непонятным, как именно Украина могла бы участвовать в «Северном потоке», во-вторых, прежде чем пенять Энергетическому сообществу, неплохо бы выполнить взятые на себя при вступлении обязательства – хотя бы реструктуризировать «Нефтегаз». По сути, Янукович готовит пути к отступлению, поскольку анонсированный им консорциум противоречит правилам ЭС. И не отрицает, что Украина будет присматриваться к ЕврАзЭС: «Если это будет привлекать Украину, это будет выгодно нам, отвечать нашим национальным интересам, мы этот вопрос вынесем на публичное обсуждение».
Окончательно испортил и так не радужное настроение Президента вопрос журналиста «Украинской правды». Тот, в общем-то, задал риторический вопрос – почему когда в стране все не очень хорошо, Президент, тем не менее, улучшает условия своей жизни.
«Я вам скажу, то, что вы так бурно развиваете, меня абсолютно мало интересует, – полез в свой панцирь Янукович. – Потому что я имею очень мало времени для наслаждения, очень мало. Вчера, например, я около 3 часов ночи приехал домой, и сегодня встал в 6 утра. Поэтому о какой сладкой жизни вы говорите, я не знаю, и обсуждаете тему моей семьи. Я вам хочу сказать, что я вам не завидую…»
Настала немая пауза. Янукович всем видом показывал, что готов отвечать на другой вопрос, но окаменевшая Дарка Чепак не спешила давать слово следующему журналисту. Может, поняв, что перегнул палку, Президент нервно рассмеялся и добавил:
«Мы с вами друг друга хорошо знаем и понимаем… Остальное додумаете сами».
Конечно, может, Янукович изначально не имел в виду ничего такого (ну чего ему, в общем-то, завидовать «акулам пера»?), но «додумаете сами» оставило слишком буйный простор для толкования президентских фантазий.
Ну и, понятно, двухчасовая встреча не могла обойтись без плотно связанных друг с другом итогов саммита Украина – ЕС и «проблемы Тимошенко». Виктор Федорович, устало пустившись в свои привычные рассуждения о верховенстве права и независимости судов, тем не менее, выдал интересное толкование ситуации с декриминализацией 365-й статьи. Точнее, почему она не прошла в парламенте. В том, что Юлия Владимировна до сих пор в СИЗО, Янукович обвинил на тот момент еще главу фракции БЮТ Ивана Кириленко. Вроде бы все было готово для выписывания этой статьи в парламенте, а Кириленко возьми и ляпни, что «эта статья нам не нужна, она нужна власти, во избежание ответственности». Потом пошла «политическая игра», заложником которой Янукович себя и считает. На уточнение, не хочет ли он в таком случае амнистировать Тимошенко, Президент ответил довольно четко: «Я никогда не подменял следователей и судей и вам этого не советую. Я знаю, что это такое. И никогда этого не делал и делать не буду».
Вскоре журналисты зарубежных СМИ вернули Януковича к этой неприятной для него теме, попросив его довести до конца логическую цепочку – если Европа прямо говорит, что об Ассоциации не может быть речи, пока Тимошенко находится в нынешней ситуации, а Президент заявляет, что на эту ситуацию не влияет, то, следовательно, это означает, что Ассоциации не будет?
Повторив общие фразы, Янукович все-таки признался:
«Все ответы будут предусмотрены в законах. Хочу сказать, что я не против того, чтобы Тимошенко была освобождена при определенных условиях, которые предусмотрены украинскими законами. Более того, я хотел бы, чтобы это дело было по возможности скорее завершено. Я заинтересован в этом больше чем кто-либо».
В результате, Президент переложил ответственность за будущее Тимошенко на парламент:
«Если будет принят в парламенте закон и в парламенте будет найден консенсус, и будет вопрос к президенту подписывать этот закон или не подписывать, тогда вы зададите мне вопрос».
Закончить брифинг на мажорной ноте Януковичу не удалось. Он только добавил, что Тимошенко сама придала этому делу такой уровень политизации, а подписанный ею газовый контракт «уничтожает страну»: «Такой проблемы за 20 лет не было».
И выдавив сухое «до свидания», Президент уехал по своим президентским делам. «Остальное додумаете сами» можно, в принципе, считать слоганом всей этой встречи.
Коментарі — 0