Украинская оппозиция завершила 2011 год громкими заявлениями, партийными трансформациями и генпланами политического наступления в ходе будущих парламентских выборов.
Украинская оппозиция завершила 2011 год громкими заявлениями, партийными трансформациями и генпланами политического наступления в ходе будущих парламентских выборов. Столь многообещающие события последней декады декабря проходят под аккомпанемент редких, но настойчивых наставлений Юлии Тимошенко и довольно странных тактических рокировок в ее родной «Батькивщине». Самое время задуматься над тем, приведет ли подобное оживление в стане оппозиционеров к реальному политическому результату, или же нас ждет очередное сотрясение воздуха и внутренняя борьба за власть.
Сегодня в Украине достаточное количество людей ждет от оппозиции эффективных и согласованных действий. Для одних – это надежда на то, что в холодильнике места станет чуть меньше, для других – что произойдет политический поворот в сторону демократизации, для третьих – это просто желание снова созерцать любимые лица в правительственных кабинетах, для четвертых – это сигнал того, что сильная оппозиция сможет обуздать аппетиты, набравшего ход «локомотива» власти.
Это абсолютно разные люди, преследующие разные мотивы. Главное лишь то, что все они подсознательно генерируют тот запрос, который не даст нам докатиться до революций и серьезных общественных волнений. Увы, хотим мы этого или нет, а оппозиция – этот один из немногих предохранителей консервации политической системы.
Конечно, берет за живое, что у этого «предохранителя» вполне конкретный материальный и политический интерес… Но, если уже брать за аксиому, что государственный «пирог» разрезается на праздничном столе, для страны выгодней, чтобы куски от этого пирога растаскивались по разным углам. Глядишь, сможем сохранить серединку. Логика, конечно, ущербная, но ситуация такова, что со смертью оппозиционности в стране могут умереть и наши общественно-политические перспективы. Поэтому, давайте, сегодня, помимо традиционного ерничанья, попробуем посмотреть на судьбу оппозиции через призму интересов государства.
-- Авангард и закулисье
Ностальгия – лучшая слово, которое иллюстрирует атмосферу, которая царит сегодня в оппозиционном лагере. В памяти сразу всплывают сюжеты 2006-2007 годов, когда и договариваться было легче, и ресурсы били ключом, да и настроения перед каждыми выборами было исключительно победное.
Как бы сегодня оппозиционеры не пытались зарядить ряды позитивом, удается это им с трудом. Сказывается дефицит энергии, который, кстати, объясняет также и то, почему деятельность оппозиции отечественные медиа освещают преимущественно в серых тонах.
Но то, на что многие надеялись, все же случилось. Но глагол «случилось» уж слишком сильный для подобного случая, скорее «отдалось эхом». Оппозиционные партии в виде «Батькивщины», «Фронта перемен», ВО «Свободы», а также их более мелких собратьев, таки смогли начать процесс согласования единых кандидатов от оппозиции на предстоящих парламентских выборах.
Но…Есть очень много «но», которые следовало бы донести до ведома оппозиционеров.
Конфигурация квот, предварительно установленная КСД в виде 20% для «Батькивщины», 10% для «Фронта перемен» и 4% для ВО «Свобода» - вещь очень скользкая. Зная специфику украинской оппозиционной кухни, с высокой долей вероятности могу утверждать о наличии целого ряда схем, позволяющих обойти подобные формальности.
Во-первых, партии могут абсолютно свободно одной рукой бить себя кулаком в грудь, заявляя о святости политических договоренностей, а другой – выставлять людей от любой другой политической силы параллельно с согласованным кандидатом, или же вовсе найти лояльного самовыдвиженца, который после победы в округе примкнет к нужной фракции. Доказать факт сознательности подобных манипуляций практически невозможно.
Во-вторых, согласованные кандидата на округах абсолютно не застрахованы от «анонимных» антитехнологий со стороны своих же соратников. Почему? Потому что, в случае выяснения невозможности набрать 226 голосов, каждая партия будет стараться обеспечить себе большее представительство в парламенте, дабы раз и навсегда перехватить пальму первенства в оппозиции. Мир жесток…
В-третьих, многие якобы оппозиционные мажоритарщики, которым уж очень нужна будет победа в округе, будут вынуждены договариваться с Банковой о лояльности. Для многих – это путь наименьшего сопротивления. Ведь подавляющее большинство кандидатов от оппозиции пойдут в парламент, чтобы иметь с этого конкретные дивиденды, а не просто отсиживаться в угоду партийным целям. Поэтому получение закулисного одобрямса от власти станет для многих очень сладким соблазном. Подобная двойная игра явно не прибавит оппозиционерам единства, зато власть получит контроль над рядом оппозиционных депутатов.
Можно ли этого избежать? Принцип «доверяй, но проверяй, несмотря на свою банальность здесь главенствующий. Только организовав эффективную партийную работу на местах (а с этим у наших оппозиционных партий сейчас очень большие проблемы), оппоненты власти смогут не дать друг другу упустить общую победу.
-- С чем пожаловали?
Архиважным вопросом для оппозиции является стратегия избирательной борьбы. Проблема того, что нужно начинать нести в массы не в марте и не в июне, а уже сейчас.
В Украине долгие годы существовала тенденция голосования за оппозицию только потому, что она оппозиция. Фактически партиям нужно было ничего не делать и максимально держать старую «марку». Сегодня подобные действия (а точнее бездействия) уже не дают былого результата.
Нужно что-то предпринимать. И у этого «чего-то» есть два вполне четких пути.
Путь первый заключается в выработке качественного программного продукта и попытке его донести обществу, сформировав, таким образом, некую прагматичную альтернативу. Путь сложный, неблагодарный и в наших украинских условиях, к сожалению, бесперспективный. Да, хотелось бы, чтобы в нашей политике была конкуренция программ и стратегий, но пока украинский избиратель явно не готов к этому. Поворот в сторону конструктива рано или поздно произойдет, и он объективно нужен стране, но она к нему пока не готова. Поэтому, как не печально, переход оппозиции на эти рельсы может стоить ей политического будущего. Потом останется только вздыхать, мол, не поняли.
Но есть и второй путь, который, очевидно, уже взял «на карандаш» КСД. Месседжи транслируемые данным органом составляют приблизительно такой смысловой ряд: «свобода», «независимость», «права человека», «справедливость». Новоизбранный лидер УСДП Наталья Королевская недавно пополнила данный список таким интересным понятием как «солидарность».
Ставка оппозиции в ближайшей избирательной кампании будет делаться на контраст с действующей властью. Задачей номер №1 станет донесение до сознания избирателя политического выбора. С одной стороны - «тоталитаризм», «репрессии» и «цензура», с другой - «демократия», «свобода» и «плюрализм». Это будет борьба мифов, выиграет тот, кто сможет «продать» электорату более качественный миф.
Вот только, хватит ли холодного рассудка и стратегического мышления у оппозиционеров грамотно построить избирательную кампанию? Очень хочется в это верить. Особенно учитывая то, что время еще есть, а рецепт вполне прост - немного честности и определенные интеллектуальные усилия. Надеюсь, которые еще пока есть кому прилаживать.
-- Лина Костенко как технология
Открытое письмо Юлии Тимошенко, которое было оперативно распространено пресс-службой партии «Батькивщина» нужно воспринимать не как «крик души» или политические напутствия, а как блестящий технологический удар…самой Юлии Владимировны по рядам оппозиции.
Снимаю шляпу перед Юлией Владимировной, ее политическое чутье достойно уважения. Все события в оппозиционном лагере не могут не беспокоить экс-премьера, особенно учитывая то, что существует прямая зависимость между успехом и жизнеспособностью «Батькивщины и вероятностью ее выхода на свободу.
Поэтому Тимошенко как никто другой знает, когда начинаются партийные процессы, которые могут в перспективе стать записью в политическом некрологе. Кадровая миграция – вещь в политике неизбежная, это понимает и Тимошенко, главное, чтобы остались те, кто может принести победу. Поэтому все просьбы, касающиеся объединения, будут иметь свой природный отклик. Не сильно интенсивный, но достаточный, чтобы процесс шел.
В письме ключевым является другое. Пассаж в сторону единого избирательного списка с человеком уровня Лины Костенко во главе. Уже сегодня понятно, что никакого единого списка не будет, это полная утопия, но упоминание конкретного имени несет в себе очень сильную смысловую нагрузку.
Почему же со стороны соратников Тимошенко не было конструктивной реакции в виде конкретных предложений? Или же партия уже стала жить своей жизнью?
На самом деле, все несколько иначе. Это не Тимошенко поставила с собой в один ряд Лину Костенко, все наоборот, Юлия Владимировна себя поставила в один ряд с Линой Костенко.
У нас в стране есть колоссальная проблема. У нас очень мало ныне живущих лидеров общественного мнения. Людей, которых можно назвать совестью нации. Лина Васильевна одна из тех, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Это знает и Тимошенко. Поэтому подобными письмами она пытается застолбить себе место среди этих людей.
Однако главной «мишенью» подобного технологического хода Тимошенко является Арсений Яценюк, вокруг которого уже стали кооперироваться партии Кириленка и Наливайченка. Думаю, не стоит лишний раз напоминать об амбициях Арсения Петровича, для реализации которых ему стратегически важно занять место Тимошенко.
Сама же Юлия Владимировна понимает, что хоть на данный момент ее позиции довольно стойкие, именно Яценюк в будущем может стать угрозой №1. Тем более, что сроки пребывания Тимошенко вне политики спрогнозировать никто не может. Так что, реверанс в сторону Лины Васильевны – это четкий ход против Яценюка, которому теперь будет значительно сложнее обосновать свои лидерские претензии. Собственно, молчание «Фронта перемен» по данному вопросу этот тезис подтверждает.
Второй «мишенью» письма Тимошенко являются ее собственные однопартийцы и соратники, которые кроме партийных экспериментов Королевской и заботы Александра Турчинова о сохранении контроля над «Батькивщиной», должны бы задуматься о более глобальных вещах. От которых, кстати, их будущее зависит в большей мере, чем от дележки сфер влияния. Все это направлено на то, чтобы внушить своим соратникам на свободе, что персона Тимошенко безальтернативна и направить все усилия оппозиции на борьбу за ее свободу. Воистину конгениально!
Так что, хоть оппозиция в заключительный месяц уходящего года и была довольно активным ньюсмейкром, суть и обоснованность ее претензий на то, чтобы стать качественной альтернативой, еще требуют существенной доработки. Чего искренне, но с немалой долей скепсиса, им и желаю в новом году.
Фото: newzz.in.ua
Коментарі — 0