Кто «откатал» старый сценарий смены Ярошенко?
Накануне Нового 2012 года отдельные любители зимних видов спорта, оккупировшие Куршевель и другие «злачные места», под дорогое шампанское и горящие камины «смаковали» предстоящие перестановки в Кабмине. Мол, как только Президент выйдет на работу, на первом же расширенном заседании по экономическим реформам (11 января) полетят первые головы.
«На отстрел» были выставлены мишени сразу трех министров - здравоохранения, иностранных дел и финансов. А Ирина Акимова, в случае самоувольнения премьера Азарова (в знак протеста против, в свою очередь, увольнения Федора Ярошенко) готова была даже сесть в премьерское кресло. Во всяком случае, ей такое наобещали…
Но заседание прошло очень рутинно, а Президент как бы уже «умолял» уйти в отставку тех министров, которых не удовлетворяют условия работы. Ситуация выглядела, откровенно говоря, комичной. Ведь за месяц до того, Янукович грозился разогнать всех, кто плохо работает.
Есть подозрение, что занесенные над троицей министров меч был остановлен в самый последний момент. И даже есть подозрение – кем. Вполне очевидно, что министра здравоохранения Анищенко грудью закрыла глава комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева, не дав, таким образом, возможности назначить на Минздрав Раису Богатыреву. Главу МИД Константина Грищенко по старой дружбе отстаивал Юрий Бойко, а, возможно, и еще один друг – Дмитрий Фирташ. А министра финансов Федора Ярошенко – соответственно - сам премьер Азаров. Общеизвестно, что Ярошенко в правительстве оставался последним форпостом, на которого Николаю Яновичу можно было положиться.
На место Ярошенко была даже подыскана соответствующая кандидатура, а именно – заместитель главы НБУ Арбузова Юрий Колобов. Против его кандидатуры не смела высказаться ни одна из «дружественных» провластных группировок. Информацию о назначении Колобова «Главком» получил сразу от нескольких независимых друг от друга источников, в том числе и из АП. Логика была проста: члены «Семьи» должны закрыть все стратегические и тактические направления на финансовом поле. МВД, Налоговая, НБУ… В этой цепочке не хватало только Минфина (с соответствующим контролем таможни и той же Налоговой).
Однако в последний момент в сценарий были внесены коррективы. По сути, вернулись к идее, которую президентская администрация разрабатывала еще в прошлом году. В результате министром финансов стал Валерий Хорошковский.
«Главком» еще в ноябре 2011 года писал, что проект указа о назначении Валерия Хорошковского министром финансов уже подготовлен. Слухи об этом ходили еще в начале года, в марте, когда речь шла о наделении Минфина дополнительными полномочиями.
Тогда же начали обсуждать отставку Федора Ярошенко. Как и информацию о желании нынешнего заместителя Генпрокурора Рената Кузьмина, в случае назначения Хорошковского, занять место главы Службы безопасности.

Что дальше? Какой последующий ход сделает Президент? «Главком» опросил ведущих украинских политологов:
Анатолий Луценко, директор GMT Group:
- Назначение Валерия Хорошковского – это наименее логичный вариант из всех, которые называли ранее. Но в последнее время Президент совершает много нелогичных шагов, начиная с Тимошенко, Луценко и др.
Персонально для Хорошковского логично было бы переходить в правительство для развития его конкретных бизнес- и политических интересов, возможно, какого-то политического будущего. На должность министра финансов – только в случае, если это министерство будет объединено в такой управленческий монстр, к которому приплюсуют государственную налоговую службу и таможню. После назначений, которые произошли в налоговой, у меня появились серьезные сомнения, что это произойдет.
Лично для Хорошковского такое назначение - это не суперхороший сценарий, потому что это правительство или хотя бы часть его будет идти в отставку накануне парламентских выборов. Хотя я не исключаю, что именно Хорошковский будет претендовать в дальнейшем на должность премьер-министра.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
- В назначении Хорошковского я вижу две главные составляющие. Первая. Упорство Азарова не идти на условия Путина по ГТС заставило Президента уволить Ярошенко и стимулировать, назначить Хорошковского, человека недалекого от газовой тематики. Мол, либо Азаров согласился на так называемую «сдачу» национальных интересов, либо это будет делать уже другой премьер, в том числе, возможно, и Хорошковский.
И вторая составляющая. В Партии Регионов есть проблема с лидерами списка на выборы 2012. С Тигипко затея не получилась. А вот Хорошковский - такой моложавый, телегеничный, политтехнологичный, принимавший участие в ярких избирательных кампаниях и одновременно уже опытный управленец, успешный бизнесмен, которого можно сначала попробовать на посту министра финансов в качестве публичного лидера Партии Регионов и списка. А затем, возможно, сделав лидером списка, сделать и премьер-министром.
Виктор Небоженко, руководитель социологической службы «Украинский барометр»:
- Хорошковский давно хотел быть министром финансов – еще в прошлом столетии. Он что-то даже писал по бюджету, активно обсуждал его. Он эту тему знает. Тут не поставили человека, который будет тренироваться на бюджете Украины. Но с другой стороны, это очень опасное время. У нас впервые нет реального бюджета, у нас нет основной системообразующей цифры бюджета, украинской цены на российский газ. А без этого все бюджетные вещи – это, скорее, фикция.
С другой стороны, у него нет никаких обязательств перед премьер-министром. Не забывайте, что Азаров, скажем так, с детства привык работать с бюджетом в ручном режиме. Весь его профессионализм сводился к тому, что он очень умело манипулировал, ну и ради выполнения экономических и производственных задач. Но теперь он столкнулся с Хорошковским, который ему ничем не обязан, и у которого может быть свое видение, как должен тратиться бюджет.
Не думаю, что Хорошковский пришел только на эту должность. Скорее всего, его интересует единый комплекс, состоящий из Налоговой Службы – как источника поступления средств, Министерства финансов, которое распределяет деньги и экономических подразделений СБУ, которые бы могли выходить на крупных налогоплательщиков. Нужно говорить уже о вероятном создании суперминистерства и Хорошковском – премьере.
Евгений Копатько, руководитель социологической компании «Research & Branding Group»:
- Назначение Хорошковского – просто ротация среди министров, замена одного руководителя другим. Ротация внутри властной вертикали, в которой одних менеджеров заменяют на других по каким-то внутренним обстоятельством. Смена одного руководителя другим не несет никаких последствий. Последствия могут повлечь за собой только действия власти, всей команды. В условиях того, что у нас сложилась вертикаль власти Президент – Кабмин – парламент, смена менеджеров не решит проблем и задач в полном объеме. Это не является самоцелью.
Чем это выльется для самого Хорошковского, я не могу сказать. Должность министра финансов – это достаточно знаковая позиция, ответственная и сложная в условиях нынешней экономической ситуации. Но все зависит от него. Как он справится с этой ситуацией, как будет выполнять свои функции. У него есть возможность, как проявить себя, так и получить какие-то отрицательные результаты.
Алексей Гарань, научный директор Школы политической аналитики НаУКМА:
- Сейчас можно говорить об ослаблении позиций Азарова, потому что Ярошенко считался его человеком, и Азаров не считал себя отдаленным от других центров влияния внутри Партии Регионов. Если говорить о назначении Хорошковского на эту должность, то следует сказать, что его деятельность на должности главы СБУ противоречила не только национальным интересам Украины, но и интересам самого Президента. Она подорвала имидж Президента в том числе и в европейском направлении. Поэтому можно говорить, что перемещение Хорошковского с должности главы СБУ может сбить критику внутри страны в отношении деятельности СБУ и, соответственно, Президента.
Но вместе с тем Хорошковского перемещают на должность, где он будет контролировать финансовые потоки страны. Его сняли с одной должности, где его действия противоречили интересам Украины, но вместе с тем переместили на другую должность, где он также может заниматься лоббистской деятельностью.
Не совсем мне было понятно, зачем Хорошковскому дали звание генерала армии при том, что он не был военным кадровым офицером, а потом снимать его с должности главы СБУ. Все эти перемещения свидетельствуют о том, что кадровые назначения сверху независимы не только от общества, но и от контроля со стороны парламента. Это результат возвращения в Конституции 1996 года.
Коментарі — 0