Заявление главы компании IHS CERA о том, что в перспективе Украина может обходиться без российского газа, я рассматриваю в контексте того, что целью было не показать и раскрыть истинный потенциал разных сфер газодобывающей отрасли Украины.
Заявление главы компании IHS CERA о том, что в перспективе Украина может обходиться без российского газа, я рассматриваю в контексте того, что целью было не показать и раскрыть истинный потенциал разных сфер газодобывающей отрасли Украины. Скорее, мы увидели в очередной раз попытку демонстрации – в рамках украино-российских газовых переговоров – возможностей Украины обходиться без российского газа.
С другой стороны, цифры 60-70 млрд. куб. м добычи газа на Украине – это не такая уже и фантастика при миллиардных стабильных ежегодных вложениях в проекты по добыче газа. Главные слова здесь – миллиардные, стабильные и ежегодные.
Есть проекты с высокой мерой реализации. Добыча на шельфе Черного моря – за 5 лет нужно вложить 3 млрд. долл. и это даст прирост в добыче 10 млрд. куб. м газа. Увеличение добычи газа на суше – аналогично где-то за 5 лет вложить 3 млрд. долл. и это даст максимум 10 млрд. куб. м. ежегодной добычи. Добыча шахтного газа – за 5 лет вложить 1 млрд. долл. и это даст прирост 5 млрд. куб. м. газа ежегодно. Спорный сланцевый газ – за 5 лет вложить 2 млрд. долл. и добыча будет максимум 5 млрд. куб. м. ежегодно.
Итого: за 5 лет нужно вложить в эти проекты 9 млрд. долл. и Украина будет добывать к нынешним 20 млрд. плюс 30 млрд. куб. м. Получается максимум 50 млрд. куб. м. Но это при условии стабильности финансирования и только со стороны государства, так как инвестор будет «забирать» часть газа или прибыли. А также при отсутствии коррупции.
Реалистичный оптимистический вариант – вкладывать хотя бы по 500-600 млн. долл. ежегодно на суше, стабилизировать падение добычи газа и за лет десять увеличить ее постепенно до максимум 30 млрд. куб. м. В энергетической стратегии до 2030 г. так и было задумано – увеличить до 27 млрд. куб. м.
Проблема и в том, что шахтный метан и сланцевый газ – здесь нет достоверных данных о запасах. А для развития шельфа нет технологий, даже про деньги не говорю.
Я бы еще один интересный момент подметил – неужели специалисты в Минэнерго и сами не могли оценить газовый потенциал Украины, а нужно было заплатить 10 млн. долларов IHS CERA? У нас есть специальная компания «Науканафтогаз», которую даже не спросили могут ли они это сделать. А их работа обошлась бы максимум в 300-400 тыс. долларов. И результат был бы не худшим.
Еще одним подтверждением того, что заявления носят демонстрационный характер для России, стали слова министра энергетики Юрия Бойко, что Украина в 2011 г. увеличила добычу газа. Действительно так и есть – на 0,4% до 20,13 млрд. куб. м. Но Бойко не сказал, что рост произошел за счет увеличения добычи частными компаниями – на 17% (на 306 млн. куб. м – до 2 млрд. куб. м.), а государственная компания «Нафтогаз Украины» снизила добычу на 1,2% до 18,11 млрд. куб. м.
Поэтому потенциал у Украины есть, но чтобы его реализовать, нужны годы, миллиарды и стабильность в этой отрасли.
Я бы сказал, что Украина пытается такими заявлениями и оценками противостоять России в газовых переговорах. При этом понимание фантастичности подобных проектов у украинской власти, безусловно, есть.
Коментарі — 0