В судебных тяжбах о пересчете пенсий и льгот поставлена жирная точка.
В судебных тяжбах о пересчете пенсий и льгот поставлена жирная точка. Конституционный Cуд обнародовал решение, согласно которому Фемида при рассмотрении дел о социальных выплатах населению может и должна руководствоваться не только законами, но и актами Кабинета Министров. Таким образом, власть получила механизм легального уменьшения тех соцвыплат, которые финансируются из госбюджета. Правда, аналитики уверены, что правительство воспользуется этим механизмом только в «аварийной» ситуации.
Волна судебных исков со стороны чернобыльцев, афганцев и других льготников, недовольных уменьшением соцвыплат в бюджете-2012, с прошлого года захлестнула страну. Причем суды различных инстанций принимали по одинаковым делам разные, зачастую противоположные решения. Где-то судья руководствовался Конституцией, где-то — законом о госбюджете. Так что подача заявления превратилась в своеобразную лотерею.
Поэтому месяц назад Конституционный Суд Украины признал за правительством право определять порядок и размер социальных выплат. Проще говоря, если в бюджете деньги есть, пенсии можно увеличивать. Если же денег нет, государство может сократить выплаты. «Осуществление социально-экономических прав человека в значительной степени зависит от финансового положения страны», — обосновал КСУ.
Как оказалось, это разъяснение не убрало спорных моментов в судебных процессах. В результате вчера Конституционный Суд обнародовал новое решение, которое дополняет предыдущее. Документ черным по белому предписывает всем судам в делах о пересмотре льгот и социальных выплат из бюджета руководствоваться принципом законности. «Этот принцип предусматривает применение судами законов Украины, а также нормативно-правовых актов соответствующих органов государственной власти, изданных на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. В том числе и нормативно-правовых актов», — говорится в решении суда. Ранее суды часто принимали решения, основываясь лишь на норме Конституции о том, что социальные выплаты нельзя снижать.
Проще говоря, судьям дали не только право, но и прямую указку: принимать во внимание нормативно-правовые акты Кабинета Министров, изданные во исполнение Бюджетного кодекса и закона о госбюджете. А это, в свою очередь, означает, что недовольные понижением соцвыплат льготники правды в судах больше не найдут.
Новое решение Конституционного Суда сразу же вызвало резонанс и самые противоречивые отзывы. К примеру, глава Комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Ярослав Сушкевич не доволен судебным решением. «Несколько лет назад Конституционный Суд принял решение о том, что правительство не имеет права касаться вопросов начисления соцвыплат, это исключительная компетенция парламента. Сейчас получается, что тот же орган по тому же вопросу принимает совершенно противоположное решение. Это мимикрия судебной ветви власти под переменчивые политические интересы», — сказал Сушкевич «Известиям в Украине».
Мнение депутата поддерживает Павел Розенко, бывший замминистра труда и социальной политики, а ныне ведущий эксперт Центра Разумкова. По его мнению, решение КСУ далеко от норм действующего законодательства и носит откровенно политический характер. К тому же волна судебных исков не прекратится. Правда, решений в пользу истцов теперь практически не будет — уверен Розенко.
Другие аналитики считают решение суда вполне логичным. «С точки зрения здравого смысла ни у суда, ни у правительства другого пути просто не было, — поясняет Максим Борода, директор программы «Экономическая политика и бизнес» Украинского института публичной политики. — По действующему законодательству, количество льгот и льготников в стране чрезмерное и неподъемное для государства. Ситуация, когда больше трети населения претендует на различные виды социальной помощи, абсурдна. Ведь остальным двум третям в таком случае придется работать только на выплату льгот».
На выполнение всех социальных гарантий, которые существуют в законодательстве, понадобится половина или все деньги госбюджета. Если бы Конституционный Суд принял другое решение, государство было бы сознательно доведено до банкротства, уверен Борода. Кроме того, суд достаточно обосновал свою нынешнюю позицию: принятие судебных решений действительно должно основываться на всем массиве законодательных актов.
«Правовое поле Украины сформировано таким образом, что суды руководствуются законами исходя из их статуса, — поясняет «Известиям в Украине» экс-министр труда и социальной политики Михаил Папиев. — В ситуации со льготами сначала идет Конституция, затем Бюджетный кодекс, а затем закон о госбюджете на текущий год. Однако рассматривать одну норму в отрыве от всех остальных нельзя, и в этом плане решение КСУ правильное. Все-таки, льготы относятся к социально-экономическим расходам государства. А экономика страны строится на основе госбюджета, а не Конституции».
Впрочем, получив возможность сокращать социальные выплаты, Кабинет Министров может ею не воспользоваться. «Сейчас правительству нужно сбить волну судебных исков и до определенной степени ослабить нагрузку на бюджет, — поясняет Розенко. — Сделать это, безусловно, удастся. Но использовать решение КСУ в качестве стоп-крана для выплаты льгот власть не будет. Ведь в самом тексте решения четко сказано: суды могут руководствоваться только теми актами Кабинета Министров, которые изданы во исполнение закона о госбюджете на текущий год». А текущий год в Украине предвыборный, напоминает эксперт. Поэтому власть будет не сокращать, а увеличивать социальные расходы.
Коментарі — 0