Студенты решили поработать

Студенты решили поработать

Требуют принятия закона о первом рабочем месте

Занимаясь важными государственными делами, украинские депутаты, порой забывают позаботиться о будущих преемниках – не только для себя, но и в целом обеспечить стране специалистов «на будущее». Точнее так: проблемы образования (в том числе и кризис в этой сфере) спихнули на Дмитрия Табачника, и вздохнули с облегчением. Но ведь на этом «тернии» для студентов не закончились. Получить «вышку» в нашей стране сегодня может если не каждый первый, то каждый второй. Рассматривается тут, понятное дело, не только бюджетная форма обучения, но и контрактная, а также возможность поступить «по льготам» (не важно, реальным или надуманным), «по знакомству» и «за оплату». А вот что дальше?

Окончание вуза (ни с красным, ни с синим дипломом) не дает никакой гарантии наличия рабочего места. Действует замкнутый круг: от еще вчерашнего студента работодатель требует опыт работы, а в связи с тем, что таким требованием сейчас «вооружились» все фирмы-предприятия-учреждения, взять его негде. И большинство молодых «зеленых» садятся на шеи родителям и тыняются без работы и заработка.

Проблему первого рабочего места для молодых специалистов подняла народный депутат Ирина Бережная. По ее инициативетбыл проведен круглый стол на тему: «Обсуждение законопроекта «О первом рабочем месте». К такой идее Ирину «подтолкнул» голова МГО «Молодежный центр Киева» Роман Григоришин – он написал ей на Фейсбуке и предложил обсудить проблему. На мероприятие пригласили лидеров, активистов студенческих советов, профсоюзов и молодежных организаций - в общей сложности собралось больше пятидесяти человек.

В своем вступительном слове Ирина Бережная поблагодарила всех, кто нашел время и согласился обговорить законопроект: «Это будет наше общее дело. Ко мне, как к народному депутату, часто обращаются молодые люди и организации по поводу трудоустройства. Сегодняшние жизненные реалии таковы, что вчерашнему студенту практически невозможно устроиться на работу. Работодатель требует опыт работы, а иногда еще и наличие второго высшего образования. В Украине же нет механизма, который бы предоставлял первое рабочее место, где бы и можно было получить необходимый стаж».

То, что молодежь не принимает участия в общественной жизни, по мнению нардепа, влияет на ухудшение криминальной ситуации, увеличение бездомных и детей-сирот и уменьшение рождаемости. Ирина Бережная отметила, что такой ситуацией, конечно, «славится» не только Украина, но и большинство европейских стран, но «нам решать проблему нужно здесь». Как основной механизм решения она предложила предоставить тем работодателям, которые будут давать первые рабочие места для молодежи, льготы. И передала «эстафету» активистам – чтобы и их пожелания стали основой для законопроекта «О первом рабочем месте»: «И, возможно, нам удастся его провести уже в первом чтении».

Первым свое мнение высказал голова МГО «Молодежный центр Киева» Роман Григоришин. Он остановился на таких проблемах, как работа молодежи не по специальности, недостаточная профессиональная подготовка и отсутствие спроса на специалистов некоторых отраслей. Роман предложил законодательно обязать ввести практические курсы при вузах, реформировать систему образования и акцентировать внимание на необходимых стране специальностях, а также – афишировать наличие вакансий: «Больше 50-60% вакансий сегодня не афишируются. Их нигде нет, их нужно искать. Работодатель не думает на перспективу: можно же взять человека без опыта и воспитать преданного специалиста». Несмотря на то, что Ирина Бережная собрала на круглый стол активистов, в целом студентов Роман назвал ленивыми: «Нет мотивации. Вот он окончил университет с красным дипломом и думает, что работодатель должен забрать его с руками-ногами. Но это не так. Вокруг столько тренингов, семинаров, их надо посещать, саморазвиваться». «Но невозможно же обязать это делать на законодательном уровне, - улыбнулась в ответ на такое предложение нардеп. – Да и инициатива наказуема: смотрите, а то будут вам еще какие-нибудь обязательные лидерские курсы после университета».

Собственно, после двух выступлений – Ирины Бережной и Романа Григоришина, остальные участники круглого стола только повторяли и расширяли уже обозначенные идеи.

Молодые лидеры задавались вопросами, где же те самые 680 рабочих мест, обещанные Кабмином в 2011 году, и предлагали госучреждениям «предоставлять побольше вакансий» (такие пожелания, очевидно, возникли после того, как премьер-министр Николай Азаров набирал госкадры через Фейсбук). Волновало активистов не только наличие рабочих мест, но и оплата за труд – чтобы была «побольше». Глава студенческого общества Тернопольского университета Андрей Бабанич заметил, что «в Украине простые профессии не дают доход, достаточный для жизни». И большинство присутствующих согласились с тем, что работать на окладе 1000 гривен в месяц, они не будут. «А вы хотите сразу зарабатывать 300 долларов в час», - иронично поинтересовалась Ирина Бережная.

Также дружно активисты не поддержали идею направлять на работу студентов в другие регионы: «Мы против». (Ну, раз перебирают, значит, ситуация, по крайней мере, для собравшихся не такая уж и плачевная). Зато задались вопросом, почему это вузы заботятся только о наборе студентов, но не об их выпуске. «Многое у нас осталось с советских времен, - размышлял Фарид Сафаров из «Молодых регионов». – Тогда большинство были обеспечены рабочими местами. Сейчас государство не может обеспечить нам рабочие места. Также нет правильного разделения специальностей. Вот в КПИ готовят таких специалистов, которых больше нигде не готовят». Посоветовал Фарид развивать и молодежную политику: «Это и есть первое рабочее место. Я знаю, что у меня есть перспектива стать депутатом облсовета"

А Ирина Бережная на вопрос, почему же государство «не пиарит» непопулярные профессии, ответила, что «это рудимент советских времен. Если по всему городу развесить билборды с пропагандой всем идти работать в ЖЭКи, - это будет только растратой денег. Спрос рождает предложение. Никто не хочет убирать мусор. Вот если я вам буду рассказывать, - обратилась она к одной студентке, - что мусорщик – это такая модная профессия, и вам так идет эта спецодежда, вы же все равно не согласитесь пойти на такую работу».

От молодых лидеров также поступило предложение увеличить внимание к вузам, которые выпускают некачественных специалистов, и даже лишать такие учебные заведения лицензии. Мысль, что «качество» далеко не всегда зависит от статуса университета, а чаще всего – как раз от конкретного студента, желающего или не желающего внимать «слову науки», посетила далеко не всех. Андрей Бабанич предложил создать молодежные центры, которые бы помогали студентам составлять резюме, писать сопроводительные письма и проводить тренинги а ля как подать себя на собеседовании. Этому возмутился помощник замглавы Голосеевской районной администрации Артур Макарян: «Все хотят быть Президентами и народными депутатами, работать в кожаном кресле. А кто будет водить трактор и убирать снег? Надо, наоборот, подтянуть барьер поступления в вузы. А то, что это значит, выпускник не может составить резюме? Где вы видели выпускника в Германии, который не может составить резюме? Можешь учиться – учись, не можешь – вилы в руки и иди работай».

Достаточно часто из уст молодых людей звучал вопрос о необходимости практики – мол, и самим так легче опыта набираться, и работодателя от недееспособного работника защитить можно. Предлагали создать конкретный закон, который бы разрешал и учиться, и работать, предоставляя каждому гибкий график.

Но вот, что интересно, о практике говорили чаще не в контексте нехватки знаний и умений, а чтобы преподаватели «не напрягали» за пропуски из-за работы. Советник первого заместителя головы Шевченковской райгосадминистрации Святослав Лешик наряду с предложениями обеспечить молодежи гарантию на первое рабочее место и улучшить условия труда, предложил посодействовать «лояльному отношению администрации вузов для тех, кто учится и работает». Глава информационного отдела Молодежного экономического совета Украины Юлия Павленко оказалось самой категоричной: «Мы тратим столько времени на лекции, которые в итоге оказываются не эффективными и отрицают практику как таковую. Нужно практиковаться не одну неделю в конце учебного года, а каждую неделю». Ирина Бережная посмеялась, мол, «так мы договоримся до того, что учиться, вообще, не нужно», и отметила, что стоило бы «для себя решить, что сейчас важнее: работа или учеба».

Студенческой точкой зрения на мероприятии не ограничились. На круглый стол пришел и преподаватель Института международных отношений КНУ им. Шевченко Владимир Балдинюк. Он несколько «утихомирил» решивших избавиться от теории в университетах: «Молодые люди, которые приходят на собеседование, иногда не знают элементарных вещей!». Еще Владимир предложил государству вести статистику прогнозирования работы сферы (чтобы выпускники школ знали заранее, будет ли востребована их профессия лет эдак через пять) и создать агитационные и исследовательские центры при вузах, которые бы помогали абитуриентам, еще не разобравшимся в том, кем они хотят быть.

Дискуссия завязалась у лидеров и вокруг «эмигрантов». 60% молодых украинских специалистов хотят жить и работать за границей. Проблема «утечки» кадров в Украине существует давно – вон, в той же Европе и возможностей больше, и зарплаты повыше. Общее мнение присутствующих сошлось к тому, что «работать» надо в Украине. Но глава студпарламента КНУ Максим Макарчук позволил себе заметить, что хочет выехать за границу: «Я бы с удовольствием выехал, поработал там. Что в этом плохого?». С ним тут же не согласился Святослав Лешик: «Украинские и европейские студенты разные. Наше государство вкладывает бюджетный ресурс в нас в детском садике, в школе, в университете, если мы на бюджете учимся. Если же человек потом уезжает за границу – эти деньги назад в бюджет страны не возвращаются». Роман Григоришин привел в пример Азербайджан, где правительство додумалось вкладывать деньги в талантливых студентов, обучающихся за границей, но при этом подписывать с ними контракт – мол, вернуться те должны в обязательном порядке.

Виновными в проблеме признали всех: самих студентов, работодателей и государство. И постановили: действовать комплексно. Молодые лидеры предложили реформировать институт студенческих профсоюзов и сделать их обязательными для всех вузов. В случае если студент не может долгое время найти работу – давать ему льготу для начала собственного бизнеса. Делать ярмарки вакансий. И ноу-хау – создать цифровой медиа-ресурс, который бы объединял все базы всех вузов и центров занятости, и таким образом, облегчал бы поиск работы.

Все эти предложения Ирина признала интересными, пообещала проработать, но отметила, что «данный законопроект – это только первая ласточка. Одним законопроектом все предложения охватить невозможно. Но они будут внесены и в другие проекты – это я вам все тут обещаю». Напоследок активисты круглого стола во главе с нардепом пиняли решение создать постоянную рабочую группу, которая в дальнейшем будет дорабатывать законопроект «О первом рабочем месте».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів