До конца февраля Верховная Рада должна ратифицировать соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ.
До конца февраля Верховная Рада должна ратифицировать соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Но вступление этого документа в силу не принесет Украине ни прекращения торговых войн, ни дешевого газа. Это следует из текста проекта соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ), которое оказалось в редакции «Известий в Украине». По мнению экспертов, экономический эффект от присоединения к соглашению будет минимальным.
-- Сыр в шоколаде
Договор о создании ЗСТ заключен странами Содружества в октябре прошлого года. Тогда же главы правительств подписали приложение к договору с четким перечнем товаров, на которые действие соглашения не распространяется. Каждое государство получило возможность установить таможенные пошлины на поставки товаров из других стран-участниц. Аналитики говорят, что это обычные протекционистские меры. Любое государство должно защищать национального производителя. Кроме того, большинство стран, которых природа одарила нефтью и газом, закрепили в соглашении пошлины на экспорт своих природных ископаемых. Россия здесь не исключение.
Для ввоза своих товаров на территорию других стран СНГ Украина получила, на первый взгляд, достаточно выгодные условия. Приложением установлены пошлины при поставках нашего сахара на рынки Белоруссии, Казахстана, Молдавии и России. Казахстан оставил за собою право обложить пошлинами украинскую водку, Молдавия — наш спирт, Армения — сигареты с фильтром. По оценкам экспертов, это очень лояльный список. Справедливости ради стоит отметить, что отечественный рынок также будет защищен ввозными пошлинами от сахара из России, Казахстана, Белоруссии и Молдавии.
«С учетом объемов и структуры украинского экспорта такие условия можно считать выигрышными, — считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Сахар и водка не являются главными позициями, на которых Украина зарабатывает деньги. Самое важное для нас — машиностроительная продукция, которую мы поставляем почти исключительно в страны СНГ, и частично продовольственные товары мясомолочного и кондитерского направления. Поэтому главный позитив документа заключается в том, что не появилось и уже не появится никаких новых барьеров в этих сегментах».
Теоретически с ратификацией соглашения должен наступить конец бесчисленным торговым войнам между Россией и Украиной. «Карамельные запреты», «трубные проблемы», «молочные войны», наконец, эмбарго на поставки украинского сыра инициировать будет сложно. Ведь они должны перейти из разряда политических конфликтов в сферу международно-правовых отношений. Однако на практике никакого облегчения производители не ощутят. Эксперты уверены, что Россия в любом случае будет преследовать в торговых отношениях как собственные экономические интересы, так и политические выгоды.
«Формально ограничения на уровне ЗСТ могут исчезнуть. Но при этом проблемы в торговле сохранятся, — убежден Максим Борода, директор программы «Экономическая политика и бизнес» Украинского института публичной политики. — У России есть большой арсенал так называемых нетарифных ограничений в виде лицензирования, ветеринарных и фитосанитарных норм, антидемпинговых расследований. Напомню, та же «сырная война» разгорелась по причине несоответствия нашей продукции стандартам качества и техническим регламентам. Хотя это плоскость отношений исключительно импортера и экспортера, из нее раздули скандал, а в результате пострадала вся отрасль».
Пробиться украинским товарам на рынки СНГ легче не станет. Поставки даже в рамках действия соглашения о свободной торговле будут подпадать под «нетарифное регулирование». В мировой торговой практике это означает, что на товары нет пошлин. К ним лишь применяют ограничения по признакам качества. А их любая страна может прописать так, что дорога импорту будет закрыта. Подобное нетарифное регулирование никогда не прописывается в соглашениях о свободной торговле, а такие ограничения являются единственно возможными в рамках практически всех торговых союзов и объединений, даже ВТО. Не должно быть количественных барьеров или таможенных пошлин, разрешается лишь это самое «нетарифное регулирование».
-- Тариф «свойский»
Даже если импорт из Украины будет действительно свободным, весь позитив перекрывается наличием экспортных пошлин со стороны России на вывоз к нам своих некоторых товаров, в первую очередь нефти, газа и продуктов из них. «Во-первых, налицо полная ассиметрия в налогообложении экспорта, — говорит член парламентской фракции «БЮТ—«Батькивщина» Сергей Терехин. — Если у Украины всего две позиции — подсолнечник и металлолом — то Россия установила экспортные пошлины на 71 позицию товаров. Во-вторых, четко прописан приоритет Таможенного союза, ведь пошлины распространяются на экспорт только в те страны СНГ, которые в него не вступили».
Приложение содержит достаточно интересную оговорку, которая фигурирует в разделе о пошлинах при экспорте российского газа. Там черным по белому написано, что действие пошлины распространяется на товары, «которые вывозятся из России за пределы Таможенного союза». Напомним, сегодня в такой сюз входят Россия, Казахстан и Белоруссия. Казахам газ и нефть не нужны — своих хватает. Для белорусов созданы отдельные условия получения дешевого российского газа. А вот для Украины эта оговорка сводит на нет всю перспективность участия в ЗСТ. И к тому же если формула экспортной пошлины на нефть прописана отдельным пунктом в приложении, о газе сказано, что для Украины будет существовать «специальная формула». Хотя для всех других покупателей экспортная пошлина на российский газ составит 30% его стоимости. Таким образом, вступив в ЗСТ СНГ, Украина лишь скажет «а». Чтобы получить дешевый газ, придется сказать и «б» — присоединяться к Таможенному союзу. Россия сейчас предлагает украинской стороне полноценное членство. Украинские же власти настаивают на отдельном статусе в формате «3+1». Москва на такой компромисс не согласна.
Именно оговорки в виде «специальной формулы» настораживают аналитиков. Ведь ее можно в любой день изменить. «Такое решение ни для кого не стало неожиданностью, — говорит Устенко. — Вряд ли кто-то серьезно рассчитывал, что после присоединения к ЗСТ СНГ Украина автоматом начнет получать дешевый газ, а Россия станет поставлять его Содружеству на более товарищеских условиях, чем остальному миру. Не забывайте, что наш северный сосед — не исключительный случай в мировой практике. Любые государства, добывающие энергоносители, пытаются наполнять бюджет за счет экспортных пошлин, которые они устанавливают на энергоресурсы. И Саудовская Аравия, и Кувейт, и Венесуэла, и Иран, и Ирак одинаково подходят к этому вопросу». Проще говоря, сырье дает возможность получать доходы, которые можно направлять на любые цели — социальные или инфраструктурные. А если пошлины на экспорт ресурсов убрать, это значит отобрать дополнительные деньги у своих граждан — не построить школы, дороги, не модернизировать армию или промышленность.
Правда, Украине от этого не легче, ведь почти треть нашего импорта из России приходится именно на газ. Поэтому особенно актуально на днях прозвучало заявление депутата Верховной Рады Алексея Плотникова о том, что Украина надеется на компромиссы со стороны России по изъятиям и ограничениям в соглашении о ЗСТ. Правда, на просьбу «Известий в Украине» детализировать суть этих компромиссов, депутат ответил дипломатичным отказом: «Мы надеемся, что будут учтены наши пожелания, но для конкретики сейчас не время. Переговорный процесс идет достаточно напряженно, поэтому не стоит нагнетать ситуацию прогнозами», — сказал Плотников.
Впрочем, аналитики считают, что депутат поспешил с таким оптимистичным заявлением. «Утверждения, что Россия готова идти на уступки, в течение последних двух лет звучали неоднократно, — напоминает Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований. — Если верить заявлениям украинской стороны, мы уже раз десять «подписали» новый договор по газу, но результатов до сих пор нет». По мнению Жолудя, из-за этого и других спорных моментов депутаты могут вообще отложить ратификацию соглашения о ЗСТ СНГ. Кстати, об этом же ранее заявил Александр Ефремов, глава фракции Партии регионов. Он признал, что документ к ратификации еще не готов.
-- PRO
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко:
— В случае нератификации соглашения о ЗСТ СНГ для Украины появляются серьезные риски. По мере ухудшения экономической ситуации в мире каждая страна будет пытаться защитить свои рынки всеми возможными способами. Поэтому в краткосрочной перспективе любая из стран СНГ может возвести для наших товаров различные тарифные барьеры. С учетом того, что порядка 40% украинского экспорта направляется именно в Содружество, потери могут быть достаточно крупными. В этом разрезе главный смысл соглашения в том, что оно позволяет сохранить объемы нашего экспорта и дает гарантию неущемления наших прав.
-- CONTRA
Член парламентской фракции «БЮТ—«Батькивщина» Сергей Терехин:
— Приложение к соглашению снижает все возможные выгоды от организации зоны свободной торговли. Это будет организация с красивым названием, непонятным международным статусом и полным правом России изменять установленные правила игры по своему усмотрению. Поэтому на сегодняшний день конкретно для Украины в ЗСТ СНГ нет ни существенных плюсов, ни существенных минусов. Возможно, ситуация изменится в лучшую сторону, когда Россия станет полноценным членом ВТО и будет обязана соблюдать условия членства в этой организации.
Коментарі — 0