У Януковича взялись наполнять бюджет любыми средствами
Виктор Янукович и Партия регионов, сделавшие себе бренд на «хозяйственности» и упоре на экономику, столкнулись с тем, что в результате их (и не только их, чего уж там) хозяйствования экономика очутилась в весьма неприглядной ситуации. А нищающий народ все больше раздражает роскошный образ жизни, который демонстрируют как высокие чины, так и крупнейшие бизнесмены, которые фактически ассоциируются с властью.
Идея «подоить» олигархов при всей ее соблазнительности была пока что нереализуема в украинской политике. Если, конечно, не считать внутривидовой борьбы и «благотворительных» взносов на различные избирательные кампании или, как во времена Ющенко, пафосные культурные проекты. Но если крупный бизнес уже имеет такую привычку откупаться от государства, то почему бы власти, как это крамольно ни прозвучит, не заставить его поделиться с народом, когда совсем припечет? Именно сейчас для этого есть все предпосылки. Несмотря на победные реляции правительства о росте ВВП, бюджет скуден, гривня держится из последних сил (и золотовалютных резервов), переговоры с МВФ заглохли, цена на газ запредельная при плохой мировой конъюнктуре на наши основные экспортные позиции… Вот и приходится Президенту делать озабоченное лицо и вздыхать, что ситуация тяжелее некуда, с опаской поглядывая на бесчинства в дошедшей до ручки Греции.
А то, что Кабмин, вооружившись таким своевременным решением КС, перевел социальные выплаты в ручной режим в зависимости от наличия средств, а реформатор-экспериментатор Сергей Тигипко озаботился выявлением слишком жирующих матерей-одиночек, показывает, что экономить власть собирается на «пересічном українці». Последний же при всем его относительном миролюбии уже несколько раз показал свои зубы и, если доведут, готов будет повторить. Что перед грядущими выборами серьезно затруднит ситуацию для партии власти даже со скидкой на админресурс.
Народ, как ни странно, хочет достойной жизни, а «закромов», которыми государство может поделиться для ублажения ропщущего народа, не так много. На себе Янукович и Ко, как уже неоднократно замечено, экономить не собираются, искренне недоумевая, почему Президент нищей страны не может летать на королевских вертолетах, иметь несоизмеримую со своей мировой важностью толпу охраны или ставить у себя в резиденции двери, на которые рядовому украинцу придется пахать год с лишним. А отчеты о админреформе и затягивании поясов чиновников могут убедить разве что совсем наивных граждан, которые не подозревают, что деньги просто перетекают в другие статьи расходов на тех же чиновников.
Таким образом из реальных сейчас методов пополнения бюджета видится либо эмиссия, что понятно, не выход, либо прикручивание гаек для крупного бизнеса – проще говоря, «раскулачивание» олигархов. Конечно, вряд ли дойдет до того, чтобы государство затеяло реприватизацию, но вот сделать на очередной встрече с крупными бизнесменами тонкие намеки на толстые обстоятельства Виктор Федорович вполне бы мог.
«Взять с них долю – это хорошая идея, – уверен политолог Михаил Погребинский, – но тут много зависит от настойчивости человека, с которым не спорят. Если у меня будет возможность пообщаться с Президентом, я ему скажу, что самое время это сделать. Не надо, конечно, забирать у них последнюю яхту, но создать проблемы, чтобы они новую не купили, сам Бог велел. Юридически это можно сделать очень легко».
Один из основных грешков крупного бизнеса – минимизация налогообложения и вывод прибыли в оффшоры – в основном, в Кипр. Сколько не пытались энтузиасты бороться с этой уникальной лазейкой, оставшейся еще с советских времен, она существует до сих пор, а Украина недополучает те самые средства, которых катастрофически не хватает в бюджете.
Не является секретом и то, что на многих «жирных» госпредприятиях менеджмент состоит из ставленников все тех же олигархов и действует в их интересах. Бюджет недополучает миллионы по той причине, что на приватизационных конкурсах выписываются идеальные условия для конкретного покупателя, которому не приходится переплачивать. Государственные тендеры также проводятся под конкретного поставщика по завышенным ценам, если вообще проводятся. Таможня не дает в бюджет максимум, потому что многие грузы имеют очень высокую крышу. А апофеозом утекания денег из бюджета на ровном месте стала нашумевшая история с компанией «Ливела». А сколько таких «ливел» не стали достоянием общественности…
То есть о существующих дырах плачущаяся на бедность власть прекрасно осведомлена и регулярно грозит поотбивать руки тем, из-за кого голодают пенсионеры. Но грозными окриками, как правило, все и ограничивается.
«С точки зрения общей культуры уплаты налогов, конечно, надо проводить постоянную работу, – говорит бизнесмен-«регионал» Василий Горбаль, которого, по слухам, «раскулачили» собственные однопартийцы. – Я бы не сказал, что государство должно кого-то «щипать» и что-то отбирать, но какие-то схемы вывода капитала, естественно, будут пресекаться».
Горбаль не считает, что Янукович на встречах с крупными бизнесменами, прямо говорит им, что нужно делиться, но такие разговоры идут «в другом ключе»: «Бизнесменам напоминают о социальной ответственности и подключении крупного бизнеса к социальным проектам. Но так было всегда, и уникальности в этих разговорах и подходах нет».
Действительно, редко у какого олигарха нет собственного фонда, который спонсирует те или иные «социальные мероприятия», но на фоне их доходов такой общественный вклад – капля в море. А до «биллов гейтсов», о чем мечтает депутат-«литвиновец» Олег Зарубинский, наши толстосумы еще не доросли.
«На нынешнем этапе большой бизнес должен взять на себя значительную долю помощи бюджету, – считает Зарубинский. – Какие механизмы для этого? Пусть как Гейтс или Трамп делают – половину своих доходов отдают. Ведь какая разница – 60 миллиардов у тебя или 30? В принципе, уже все равно. Но тут надо менять психологию людей: со школы их воспитывать, что бабки – не главное».
Бывший генпрокурор Святослав Пискун предполагает, что прижимистость наших бизнесменов объясняется тем, что они не уверены, что государство направит взятые у них средства на благое дело.
«Заставлением и выбиванием налоги никогда не собирались – все крупные революции с этого начинались, – говорит Пискун. – Платят же не конкретно Коломойский и Ахметов, а их компании. Так надо сделать так, чтобы эти компании были заинтересованы платить большие налоги, чтобы люди, которые пользуются услугами этой компании, жили нормально. А у нас нет обратного выхлопа от уплаты налогов – ни бесплатной медицины, ни бесплатного образования».
На ремарку, что, может быть, бесплатных медицины и образования нет, потому что никто не платит налоги, Пискун пожимает плечами и соглашается, что крупный бизнес может взять на себя бОльшую ответственность:
«Это может быть, но у этих бизнесменов должна быть абсолютная уверенность, что если они дадут деньги, то их не растянут по карманам чиновники. А такой гарантии нет».
Правда, сама суть понятия «олигархия» предполагает срощенность с властью, поэтому в самом процессе «доения» олигархов власть может настичь раздвоение личности. Ведь одно дело – забрать что-то у кого-то для себя, и другое – для государства.
«Нужно различать бюджет страны и бюджет Президента, – рассуждает экс-министр экономики Сергей Терехин. – Ближе к президентским выборам осколки независимого бизнеса, наверно, будут мотивировать поднять бюджет Президента, но с инициативами обложить большой бизнес он, конечно, не пойдет. Янукович не похож на человека, который хочет сам доставлять себе боль».
Коллега Терехина по фракции БЮТ Сергей Соболев напоминает, что именно олигархи привели Януковича к власти, а он уже устроил нынешнюю «власть олигархов».
«Поэтому сами у себя олигархи ничего забирать не будут. Что – Саша Янукович поделится, Ахметов или Юра Енакиевский? Может, Фирташ поделится? – повышает Соболев голос при упоминании «любимого» олигарха своей патронессы. – Да вы что! Он за миллиард кубов газа судится, только чтобы их не проплачивать. Они будут идти по старой схеме, когда перед выборами хоть трава не расти, а после выборов как-то устоим. Что – трудно обязать Нацбанк выплатить свои доходы раньше? Главное – выиграть выборы, а после этого закрутят гайки».
Скептично оценивают перспективы того, что крупный бизнес поделится с ближними, и экономисты. И даже личные увещевания Президента тут не помогут.
«Никто не отзовется на такие призывы, – говорит президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. – Они заплатят только то, что проистекает из налоговых обязательств и прочего. Потому что все понимают – сегодня Президент попросил, а завтра он на тебя наступит. Обычно крупные предприниматели помогают людям прямо, но это все равно не дает никакого социального эффекта – люди остаются такими же озлобленными».
Не верит Лановой и в то, что у олигархов сработает инстинкт самосохранения, если обстановка в стране накалится до предела:
«Бизнесмены в Украине сидят, чтобы выводить отсюда деньги. Даже если тут все будет рушиться, олигархи не вложат ни копейки».
Проректор Европейского университета экономист Андрей Новак также склоняется к тому, что правительство, как и многие его предшественники, перед выборами просто включит печатный станок, что приведет к росту цен:
«Если бы Президент имел реальные стимулы навести элементарную налоговую дисциплину, он бы уже это сделал. Конечно, он может призывать украинский бизнес платить налоги или прекращать работать через оффшоры, но слова – одно, а реальные действия – другое. Тем более наши олигархи сделали прагматичный вывод из событий 2004–2005 гг. и обезопасили себя от вариант, который был тогда для них вероятен. Они разложили яйца по разным политическим корзинам – как тем, что представлены сейчас в парламенте, так и тем, что имеют такой шанс».
Так что перезревшая необходимость скорректировать нынешнюю систему перераспределения материальных благ может закончиться популистским введением налога на роскошь и затягиванием очередных удавок на шее малого и среднего бизнеса. Со слабой надеждой на то, что «крупняки» проявят сознательность сами. Правда, всегда есть вероятность, что события будут развиваться отнюдь не по законам логики.
Коментарі — 0