Как Янукович создает себе врага опасней Тимошенко

Как Янукович создает себе врага опасней Тимошенко

На Украине огласили еще один громкий приговор.

На Украине огласили еще один громкий приговор. Вслед за Тимошенко в тюрьму отправился бывший министр внутренних дел из ее правительства Юрий Луценко. Суд приговорил его к 4 годам тюрьмы и постановил взыскать с него 643 000 грн ($80 000). Экс-чиновника признали виновным в том, что он зачислил в департамент оперативной службы МВД своего водителя, начислял ему пенсию и обеспечил жильем. А еще Луценко слишком дорого в 2008–2009 годах отпраздновал День милиции.

Общие впечатления от последнего заседания суда коротко передать сложно. С самого утра набившиеся в тесный зал журналисты, депутаты и международные наблюдатели при оглашении приговора кричали «Ганьба!» (Позор). Прямо на стене кто-то из присутствующих нацарапал, что судья – х**, жена Луценко плакала, он шутил, а друг-журналист на странице в Facebook написал «Подарок Борису Колесникову. Лучше поздно, чем никогда, брателло». Колесников – это нынешний вице-премьер, которого Луценко после прихода в МВД посадил в СИЗО по обвинению в вымогательстве. Там Колесников просидел несколько месяцев.

То, что такой приговор «ганьба» – правда. Если бы чиновников правительства Тимошенко выстроили в очередь, первым поставив самого страшного коррупционера, Луценко оказался бы крайним и за ним поставили бы табличку «не занимать». Он всегда боролся с властью. Воевал с Кучмой, организуя акции протеста под угрозой ареста. Потом в дешевой курточке бодро бегал по оранжевому Майдану, заметно диссонируя на фоне дорогих пальто Тимошенко и Ющенко.

Тогда, в минуты всеобщего единения, было заметно, что в этой компании он чужой. Но в правительство Тимошенко Луценко как-то вписался. Возглавив МВД, он, как и положено, набрал много негатива. Раздобрел, переоделся в дорогой костюм, пересел на Volkswagen Phaeton. Но и тогда запросто рассказывал журналистам анекдоты, постоянно цитировал классиков и вечно грозился всех пересажать, в основном имея ввиду людей из окружения предыдущего и будущего президентов.

Вернувшись в оппозицию, Луценко стал прежним. Растеряв многих сторонников и собственную партию, которая дружными рядами из парламентской оппозиции ушла во власть, он занялся привычным делом – борьбой с властью. За этим занятием она его и арестовала.

Обвинения против Луценко не смешные, как говорят многие. Они циничные. И дело даже не в том, что в ходе процесса большинство свидетелей отказались от показаний против экс-министра, заявив, что следствие из них их вытянуло силой. Поражает цена вопроса. Когда судили Тимошенко, власть апеллировала к здравому смыслу. Мол, премьер подписала газовый контракт, согласившись на явно завышенную цену. Коррупцию доказать не удалось, но хоть какие-то аргументы были.

С Луценко все иначе. Его преступления: пенсия и квартира для водителя и завышенные траты на праздник для милиционеров. Что значит «завышенные» – никто не объяснил. Вот на Новый год столичные власти потратили миллион гривен. Это они переплатили или уложились в рамки приличия? А вот еще есть доказанный документально эпизод о том, как соратница Януковича, ныне вице-премьер Раиса Богатырева устроила в штат Совета национальной безопасности и обороны, которым она до недавних пор руководила, едва ли не всю домашнюю прислугу, обеспечив своих помощниц благами госслужащих. Примеры – на поверхности, ситуации аналогичные, но после провального процесса посадили только Луценко.

На Украине говорят: «Выбрали самого беззащитного». У Луценко, действительно, нет друзей-олигархов и денег, чтобы откупиться. Но он не беззащитный. Приговор официально сделал из него второго после Тимошенко политзаключенного Европы. Их освобождения будет требовать ЕС и ПАСЕ, их имена оппозиция поставит вверху избирательного списка в парламент осенью нынешнего года.

Но главное, для тех украинцев, кто голосовал против Януковича, Луценко больше Тимошенко. Когда сажали ее, в Киеве рассуждали так, как в Москве сперва говорили о процессе над Ходорковским: «Обвинения придуманные, но ведь масштабно виновата. Ведь, наверное, миллионы ворованные».

Луценко – другое дело. Он обычный человек. В такой куртке, как у него, ходили многие, цитируемые им книжки читали, а в компаниях, на кухнях, смеялись над простецкими анекдотами, которые он иногда рассказывал.

А еще у Луценко есть семья. Не такая сложная, как у Тимошенко, когда муж появляется рядом только на суде, а обычная, настоящая, как у многих. Его жена год и два месяца каждый день в 16:00 стояла у СИЗО и ждала свидания. И после его ареста не уехала на Запад добиваться торжества демократии, а носила обеды в судочках больному мужу.

Поэтому приговор Луценко страшнее ареста Тимошенко. На ее месте себя не видел никто, на месте Луценко – каждый, кто попробует бороться с властью.

Сама власть этого не понимает. Янукович и его окружение не ходят по улицам, а чтобы по ним еще и не ездить, строят себе вертолетные площадки за сотни миллионов бюджетных гривен. Власти кажется, что это навсегда. Так, как когда-то казалось на Майдане одетой в норковую шубу Тимошенко и угрожавшему покончить с «мажорами» министру Луценко. Теперь они за решеткой.

Фото: Reuters/Inna Sokolovska

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів