Эксперты считают, что бизнесмен сел на «электрическое стул»
Долгоиграющая эпопея с назначением Петра Порошенко в Кабмин завершилась тем, что глава фракции ПР Александр Ефремов заявил, что в понедельник Петр Алексеевич приступит к своей работе в Министерстве экономического развития и торговли. Но если месяц назад анонсированное «трудоустройство» Порошенко Ефремовым ничем не закончилось, то теперь подкрепилось появлением долгожданного указа на президентском сайте.
В политтусовке ходят разные слухи, как власть уломала упрямого Порошенко на работу во благо Отчизны и какие он, в свою очередь, выдвинул условия. Но большинство наблюдателей со стороны весьма скептически оценивают перспективы Порошенко, которому придется внедрять социальные инициативы Президента в жизнь во главе министерства, исторически не имеющего особых полномочий. Но, может, мы имеем дело как раз с тем случаем, когда все будет зависеть не столько от кресла, на котором ранее мало кто задерживался надолго, сколько от фигуры, которая его занимает?
{1-}
Виктор Суслов, министр экономики в 1997–1998 гг.: «Порошенко может стать вторым Тигипко»
Как один из бывших министров экономики, поздравляю его с назначением. Очевидно, Петру Алексеевичу сделали предложение, от которого невозможно отказаться, хотя с его квалификацией и знаниями он мог претендовать на большее. Я его программу пока не читал, но какова бы она ни была, безусловно, у него не будет возможности ее реализовать. Министерство экономики давно не является ключевым в системе. Конечно, аппарат министерства – один из самых больших, но традиционно так уж сложилось, что Минэкономики имеет ограниченные функции, а министр – крайне ограниченные полномочия. И, в основном, Минэкономики работало все эти годы как вспомогательный аппарат Кабинета министров.
В свое время, когда меня туда назначали, я какое-то время сочетал должности и министра, и главы парламентского комитета по финансам и банковской деятельности. Я рассчитывал на поддержку большинства в Раде и на то, что смогу реально много сделать на посту министра. Но не получилось, потому что инициативы очень легко блокируются кабминовским аппаратом. Может, для Петра Алексеевича создадут совершенно особую систему отношений, но я сомневаюсь, что бюрократическая система может быть легко изменена – над ним будет стоять аппарат Кабмина, который будет отдавать поручения. Такую систему пытались поменять при Клюеве, который все-таки был еще и первым вице-премьером, но даже в этой ситуации не было заметно, что Клюев мог определять экономическую политику.
Действующей власти Порошенко нужен, потому что ей нужны фигуры, которые пользуются определенным авторитетом. Кроме того, важно, что Петр Алексеевич – видный в прошлом деятель оппозиции, который был реальным кандидатом на должность премьера. У него неплохая репутация на Западе, что, конечно, будет приниматься во внимание, но Запад интересуют люди с полномочиями. Ключевой вопрос – есть ли у Порошенко сегодня полномочия выполнить требования МВФ? Если нет, то Украина недополучит 12 миллиардов, значит, негативный сигнал инвесторам остается в силе и так далее. И таких вопросов в повестке очень много. Самая большая опасность, которая подстерегает Порошенко, в том, что он может стать вторым политиком после Тигипко, который рискует растратить свою репутацию и авторитет в системе, где он не способен реализовать свои идеи и программы.
{2-}
Анатолий Кинах, министр экономики в 2007 г: «Надеюсь, новый министр не рассматривает свой статус как временный»
Правительство как высший исполнительный орган власти имеет огромное влияние на все социально-экономические показатели в стране. Сегодня важно поднять на более высокий уровень работу всех блоков правительства – экономического, финансового, отраслевого, социального. И в этом как раз главная функция Министерства экономического развития и торговли. На него возлагаются очень ответственные функции, тем более, что министерство находится в рамках реорганизации в рамках админреформы и, естественно, Порошенко как опытному государственному менеджеру и бизнесмену, в первую очередь, надо обратить внимание на завершение формирования всех блоков министерства – обязательно наполнить его высокопрофессиональными кадрами, а не по принципу распределения портфелей или политической окраски.
Что касается паузы, которую взял Порошенко, то, надеюсь, такие ответственные направления, которые ему предложены, не могут восприниматься и рассматриваться как промежуточные этапы с точки зрения какой-то стартовой площадки, исходя из политических амбиций и прочих изменений в своей карьере. Ведь ситуация складывается с серьезными вызовами и рисками для Украины, особенно в условиях усложнения доступа к внешним источникам. Поэтому я надеюсь, что новый министр не рассматривает свой статус как временный. Чтобы достигнуть положительных результатов, полугодия недостаточно.
{3-}
Сергей Терехин, министр экономики в 2005 г.:«Я сочувствую Петру Алексеевичу»
Все эти разговоры о том, что Порошенко в разговоре с Януковичем ставил условием решение судьбы политзаключенных или получение карт-бланша на проведение каких-то реформ, как мне кажется, направлены на одно – чтобы люди, которые до этого относились с симпатией к Порошенко, но с антипатией к Януковичу, продолжали относиться с симпатией к Порошенко.
Петр Алексеевич – человек умный, который четко знает роль Минэкономики в сегодняшнем правительстве. Уверен, что если бы это министерство завтра было упразднено, никто бы не заметил. Возможно, некоторые функции надо было бы передать другим министерствам – и все! Раньше это министерство занималось тендерами, но после многочисленных скандалов большинство этих функций перешло в Антимонопольный комитет. Там есть около 5 тысяч работников, но чем они занимаются сейчас – не знаю. Собственно, Минэкономики должно заниматься экономической политикой, но что это за экономическая политика, когда на ее осуществление денег нет?
Г-н Порошенко должен был абсолютно четко знать, на какое виртуальное кресло он согласился. Обращаю ваше внимание, что его амбиции экономического плана, которые я читал, достойны не министра виртуального министерства, а премьера. А зная некоторые геронтологические подходы Азарова к экономике, сомневаюсь, что вся радужность, рассказанная Порошенко, будет когда-нибудь проведена через правительство. Более того, две трети вопросов, которые он поднял, требуют законодательного урегулирования, а это на сегодня – функция Администрации Президента, поскольку именно она, а не расхристанное правительство, дает отмашку г-ну Чечетову. Резюме: я сочувствую Петру Алексеевичу и понимаю, что выбора у него не было.
{4-}
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера: «Министерство постараются превратить в подобие «министерства расходов»
Какая бы не была должность, это все равно пост министра в Кабмине. Так или иначе, экономический блок колоссально важен. Идеальный формат для эффективной работы тот, который был до последних кадровых ротаций. К примеру, Клюев был министром и первым вице-премьером – тогда имелись рычаги для внедрения экономической политики командой, которая находится у власти.
С другой стороны, никто не сказал, что при Петре Порошенко Минэкономразвития не будет иметь возможности влиять на процессы. Более того, скорее всего при Порошенко министерство постараются превратить в подобие «министерства расходов». То есть, «министерством доходов» будет Минфин, а расходами будет заниматься Порошенко. Петр Алексеевич, исходя из своего видения, будет пытаться выписать стратегические аспекты, а потом убедить других членов Кабмина и премьера, что это правильный путь движения. После этого будут попытки получить под эти программы деньги от «министерства расходов». Сработает ли такая схема – говорить рано. Надо придерживаться европейской практики и подождать 100 дней, чтобы делать конкретные заключения.
{5-}
Игорь Колиушко, глава Центра политико-правовых реформ: «Порошенко не будет принимать стратегические решения»
В правительстве Украины пост главы Минэкономразвития – это серьезная должность. Сфера ответственности министерства очень широкая, я бы даже сказал, что безграничная. Фактически, Минэкономики имеет отношения ко всему, что происходит в Кабмине. У нас Министерство юстиции практически на каждый акт дает свое заключение. Министерство экономики также пропускает через себя все решения.
Конечно, все реформаторские разработки Минэкономики будут приниматься всем составом Кабмина. Тут уж все будет зависеть от того, будет ли иметь Порошенко поддержку коллег. Порошенко не будет принимать стратегические решения, у него будут разрабатываться только инициативы и проекты. С одной стороны, можно говорить, что он не будет иметь возможности решать важные вещи. Но с другой стороны, если он договорился о чем-то, раз пошел на пост, он может иметь влияние по некоторым направлениям работы.
Коментарі — 0