Украина под нефтяным прессом

Украина под нефтяным прессом

Высокие цены на нефть поставили правительство перед непростым выбором

Высокие цены на нефть поставили правительство перед непростым выбором: снизить налоги на нефтепродукты или отпустить цены на АЗС в свободное плавание. Если первый вариант чреват потерями госбюджета в предвыборный год, то второй может стать причиной раскручивания очередного витка инфляции, в частности повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. Об угрозе дорогого бензина для экономики в ходе «Энергетических дебатов» говорили руководитель консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн и заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации Александр Ярославский.

{1-}

Сергей Куюн:

В настоящее время ситуация на рынке нефтепродуктов развивается не самым лучшим образом. Вопреки ожиданиям, кризис на мировом рынке нефти затягивается. Если в феврале цена нефти составляла около $120/баррель, то в марте цены закрепились на уровне $125/баррель. Это рекордные цены со времен кризиса 2008 года, и по всему миру катится волна роста цен на нефтепродукты. В США обсуждаются варианты использования стратегических запасов нефти. В Европе цены на бензин достигли исторических максимумов: во Франции – 2 евро/литр, к ним близки цены в Италии, Дании и Греции. Украина также стала одной из пострадавших стран от роста мировых цен на нефть. Образно говоря, под «нефтяным гнетом» сегодня находится весь мир. Позитивных новостей с мировых торговых площадок пока нет, и цены на нефть продолжают свой рост. Вероятно, он продолжится на протяжении еще какого-то периода, поскольку существует рыночная инерция. По моим расчетам закупка украинского бензина стандарта Евро-4 сегодня обходится розничной сети в 10,3 грн. за литр, литовского – в 11 грн. Эта «грязная» цена, которая не включает зарплаты, прибыли АЗС и другие операционные затраты, которые на протяжении последних лет составляли около 1 грн. на литре. Отмечу, что топливо, которым сегодня торгуют на рынке, было произведено 2-3 недели тому назад, следовательно, в пути сегодня находятся его более дорогие партии из-за продолжающегося подорожания нефти. Таким образом, существует потенциал для дальнейшего роста цен. На последнем заседании Экспертно-аналитической группы при Минэнерго 16 марта и чиновники, и участники рынка согласились с тем, что при отсутствии принимаемых мер, уже в апреле цена бензина А-95 достигнет 11,5 грн./литр, а дизтоплива – закрепится на уровне более 10 грн./литр.

Среди вариантов разрешения ситуации рассматривается снижение налогов на нефтепродукты. Этот метод неплохо зарекомендовал себя в ходе прошлогоднего кризиса и позволил остановить рост цен. Следовательно, было бы логично применить его сегодня. Однако, по итогам последнего заседания, правительство отклонило предложение о снижении акцизов и предложило искать другие варианты. Причина – мобилизация бюджетных средств для реализации социальных инициатив Президента, а также продолжающаяся подготовка к ЕВРО-2012. Налоги на топливо пополняют спецфонд бюджета, из которого финансируется чемпионат.

В отсутствии позитивного решения по снижению акцизов отчасти есть и вина Минэнерго, которое не предложило источника компенсации потерь, которые понесет бюджет. По моему мнению, предложение Минэнерго должно было звучать следующим образом: снижение акцизов приведет к снижению поступлений в бюджет на сумму около 1,2 млрд. грн. во втором квартале, однако, мы предлагаем вариант компенсации. Такие варианты компенсации существуют. Прежде всего, речь идет об увеличении налогов для нефтедобывающих компаний. В текущем году сложилась странная ситуация: на фоне роста цен на нефть налоги нефтедобытчиков снижены на 20-30%. Если рассчитать потери бюджета, с учетом мартовских цен на нефть, то потери бюджета составят около 5 млрд. грн. по сравнению с механизмом, который действовал в 2011 году. Во всем мире налоговая система изымает у добытчиков спекулятивную надбавку, которая образуется при резком росте цены на нефть. Государство несет потери от высоких цен на энергоресурсы, однако, получая больше денег от добывающей отрасли, власть может дотировать определенные категории потребителей.

Одним голосованием в парламенте можно было принять законопроект о снижении акцизов на нефтепродукты и одновременном повышении ренты на добычу нефти. Таким образом, выход из сложившейся ситуации без потерь для бюджета будет найден. Однако мы не видим активности правительство в решении данного вопроса.

Вторым способом, который не настолько оперативен как повышение ренты, является борьба с фальсификатом на рынке нефтепродуктов. Около 30% рынка сегодня находится в тени. Это значит, что эти нефтепродукты не только некачественные, но и не облагаются налогами. Если вывести эти 30% рынка из тени, то дополнительные поступления в бюджет составят еще 5 млрд. грн. Однако, это не настолько быстрый путь, как повышение ренты.

Нефтегазовая отрасли сегодня располагает средствами, для того чтобы «поделиться» с госбюджетом. Речь не идет о том, чтобы «удушить нефтедобытчиков». Речь идет об увеличении налогов пропорционально росту цен на нефть. Та же «Укрнафта» на протяжении последних четырех лет демонстрирует рекордные показатели прибыли.

{2-}

Александр Ярославский:

Очень важным является вопрос влияния повышения цен на нефтепродукты, их потребление в сельском хозяйстве и влияние на цену продукции. За последние десять лет количество сельскохозяйственной техники всех видов снизилось в два раза. С одной стороны – это физически и морально устаревшая техника, которую списывают с баланса и взамен покупают новую технику. Результатом такого процесса, в первую очередь, является снижение потребляемого топлива. Во время проведения посевных работ также снизилось потребление топлива, в частности дизельного. Если в 2000 г. на посевную в Украине нужно было 650 тыс. тонн дизтоплива, то в 2012 г. потребность снизилась до 480 тыс. т. «дизеля» и 110 тыс. т бензина (А-76, А-80).

За год потребление дизтоплива сократилось на 7%. Сельхозпредприятия вынуждены нанимать «на стороне» компании, которые обеспечивают технологический процесс посевной кампании или уборки урожая. В структуре себестоимости продукции оплата сторонних работ за 20 лет увечилась с 10% в 1990 г. до 25% в 2012 г. Нехватка собственной техники вынуждает нанимать людей со стороны.

На начало этого года аграрные предприятия имели запас топлива около 250 тыс. т дизтоплива и 63 т. бензина. За два последних месяца предприятия приобрели по новым ценам 130 тыс. т «дизеля». В результате наши производители заплатили за повышение цены топлива около 100 млн. грн. Это не большая сумма, если ее соотносить со стоимостью всего объема топлива, которое нужно для посевной, – это 5-6 млрд. грн. Поэтому нельзя сказать, что это существенно повлияло на процесс посевной. Конечно, будет видно, как дальше будет развиваться ситуация с ценами на топливо. При этом стоимость топлива не является самым главным фактором, который влияет на стоимость аграрной продукции. В себестоимости продукции топливо занимает всего 20%. Одним из важных моментов можно назвать стоимость аренды земли. Арендная плата составила 5,6 млрд. грн. - это 10% себестоимости. Но, в связи с увеличением нормативной оценки земли, цена аренды увеличиться. Все это может влиять на цену продукции, так как «ужиматься» можно только на зарплате, чтобы не повышать цену продукции для потребителя.

«Энергетические дебаты» - совместный проект Института энергетических исследований и ИА «Главком»

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів