На саммит НАТО в Чикаго украинские политики и эксперты питали особую надежду.
На саммит НАТО в Чикаго украинские политики и эксперты питали особую надежду. Казалось, сам факт выезда Януковича в западную страну должен был хоть немного, но прервать его негласную изоляцию. Несмотря на то, что главными темами саммита были ситуация в Афганистане и развертывание системы противоракетной обороны в Европе, западные политики не обошли стороной и ситуацию в Украине. Резолюция оказалась жесткой и почти безнадежной для правящей в Украине «элиты». В своей декларации лидеры стран НАТО выразили обеспокоенность избирательным правосудием в Украине и призвали власти обеспечить свободные и честные парламентские выборы этой осенью.
Конкретные итоги чикагского Саммита в целом и для Украины в частности 24 мая на конференции «Итоги Саммита НАТО в Чикаго 2012. Возможности для стран-партнеров» подвели Институт мировой политики и Центр информации и документации НАТО. В рамках мероприятия состоялась экспертная дискуссия и видеоконференция с заместителем помощника Генерального секретаря НАТО по вопросам общественной дипломатии Стефани Бабст.
-- Янукович – не Кучма, но без определенности
Открыла конференцию директор Центра информации и документации НАТО Наталья Немиливская. Поприветствовав присутствующих и огласив расписание всего мероприятия, она сразу же передала слово приглашенным спикерам.

Председатель общественной лиги Украина-НАТО Сергей Джердж начал свою речь с того, насколько важным является сам факт участия в Саммите Януковича: «Стоял вопрос, будет ли он принимать участие или нет. Для нашей страны и дальнейшей работы с НАТО это важно». После – очертил основные темы, которые поднимались в Чикаго: международная коалиция в Афганистане, новая инициатива – «умная оборона». По утверждению эксперта, Украине «нужно переосмысливать траты на оборону, анализировать военные бюджеты». В качестве примера он отметил, что военный бюджет увеличивают такие страны, как Россия и Китай, и «часть из этого идет на развитие ракетных технологий. Для Украины тоже важно находиться в системе защиты – под зонтиком противоракетной обороны».
«Сотрудничество с НАТО – фактор усиления нашей безопасности, - отметил Сергей Джердж. – Мы должны работать над ним настолько, насколько это возможно в том политическом статусе, который у нас есть. Нужно увеличивать средства на оборону, не сокращать оборонные силу, а расширять, увеличить службу в армии – если мы внеблоковая страна. Если мы сотрудничаем с НАТО, можно проще к этому относиться».
Украина на Саммите представляла ISAF, миротворческую миссию НАТО в Афганистане, и такое участие, как и нардеп-регионал Владимир Олийнык, эксперт посчитал «международным прорывом».

Вице-президент Атлантического Совета Украины Олег Кокошинский согласился с тем, что Саммит стал «уникальной возможностью для Украины принять участие в обсуждении международных проблем». По его словам, «внимание к международным аспектам, связанным с Украиной, в последние годы уменьшается, потому что мы сосредоточены на внутренних вопросах. А вызовы времени заставляют обратить внимание на то, что в среде безопасности происходят изменения».
К тому же «посадили» Януковича не так, как Кучму – по французскому алфавиту (чтобы тот не сидел за одним столом с Президентом США). Виктору Федоровичу досталось почетное место рядом с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и Обамой. «Сегодня тоже есть трудности, но не такие показательные, - отметил Олег Кокошинский. – Вот только Кучма приехал на Саммит подписать план действий, и это было стратегическое решение, была определенность. А сейчас, к сожалению, стратегических действий, которые стали бы прорывом, нет».

Директор департамента новых вызовов и разоружения МИД Украины Александр Александрович, посетивший Саммит в Чикаго, к началу конференции опоздал, но по приходу сразу стал самым востребованным интервьюером, особенно для представителя Генштаба ВСУ – начальника отделения и замначальника управления Геннадия Коваленко. Александр и Геннадий достаточно долгое время «перекидывались» мнениями относительно стратегии действий после вывода международных сил из Афганистана в 2014 году. И сошлись на том, что даже по окончании военной операции, «остается необходимость использования украинской авиации, борьбы с наркотрафиком, реформирования гражданского сектора», а разговоры о «расширении участия в операции – не всегда значат именно военные подразделения».
-- Неформальные разговоры
В небольшом перерыве после дискуссии председатель общественной лиги Украина-НАТО Сергей Джердж рассказал «Главкому» о неформальных итогах Саммита в Чикаго.
- В прошлом Лиссабонском Саммите Президент не принимал участия. Тогда у него была послеизбирательная эйфория, казалось, что еще будет много подобных встреч. А сейчас пришло понимание того, что не нужно стоять за процессами, а нужно быть с ними, влиять на них. Саммит – это площадка, дающая возможность решать вопросы безопасности в нашем не очень безопасном мире.

- С учетом того, что в отдельном пункте декларации лидеры НАТО обозначили, что «взволнованы случаями применения избирательного правосудия» в Украине, можно ли говорить об усилении изоляции или есть некоторые признаки потепления? Чем Саммит стал для Януковича? Допросом о правосудии и демократии?
- Вы знаете, что прошли двухсторонние встречи Президента Украины с Президентами Польши и Румынии. И фактически даже на сайте Администрации Президента вы не найдете информации, о чем, вообще, шла речь на этих встречах. Но из неформальных источников известно, что речь шла о внутриполитической ситуации в Украине, о преследовании политических оппонентов, о судебной системе, которая требует изменений, которую критикуют. С одной стороны, в декларации, которую приняли на Саммите, Украина упоминается, но формулировки достаточно мягкие, обобщенные. С другой, это уже значительный сигнал для нашей власти.
На вот этих двухсторонних встречах все претензии звучали более открыто. И Президенты Польши и Румынии доносили до Януковича не только свою точку зрения, но и точку зрения других лидеров европейских стран. Только встреча с Президентом Афганистана отличалась. На радость украинской делегации вопрос внутренней ситуации в нашей стране там не обсуждался. Речь шла о более практических и прагматичных вещах. Мы знаем, какая непростая и драматическая ситуация в Афганистане.
- А вот что касается Афганистана и политики НАТО и Украины. Не может ли он стать Ираком для Януковича?
- Думаю, нет. Коалиция, которая состоит из сорока стран, в Афганистане достигла уже значительных успехов. Сегодня половина военных операций, которые проходят там, под руководством афганских военных. Создаются военные подразделения, которым передается это руководство, создается полицейская система. Важно, что база – идеологическая – под этими террористами уже уменьшается. Раньше в Афганистане женщинам нельзя было голосовать, сегодня – они принимают участие в выборах, есть женщины в правительстве Афганистана. На семидесяти процентах территории Афганистана дается полноценная медицинская помощь. Дети учатся в школах, школ много, а раньше талибы уничтожили фактически систему образования. Это прогресс. Уничтожен символический враг – Усама Бен Ладен. Настало время коалиции оставлять Афганистан.

-- В НАТО ждут Украину, но без проблем
Вторая часть мероприятия, организованного Институтом мировой политики и Центром информации и документации НАТО, была посвящена видеоконференции экспертов с заместителем помощника Генерального секретаря НАТО по вопросам общественной дипломатии Стефани Бабст.

Стефани Бабст после краткого приветствия с экрана, сразу перешла к тому, «что мы думаем о результатах этого Саммита»: «Это был самый большой Саммит, очень значительное событие для альянса. Были разработаны многонациональные обороненные проекты. Саммит дал возможность продвинуться вперед в системе противоракетной обороны. Было рассмотрено большое количество вопросов, которые касаются действий, информации по альянсу. В первую очередь, это, конечно, ситуация в Афганистане – заниматься там безопасностью мы будем с нашими партнерами. Мы четко обозначили, что готовы предложить финансовую помощь и после военной операции, но руководство Афганистана должно обеспечить демократию и верховенство права».
После слов о демократии Стефани Бабст кратко обрисовала встречи-заседания со странами-«аспирантами» - кандидатами на вступление в НАТО: Боснией, Грузией, Македонией и Черногорией. И перешла к Украине.

«Мы приветствуем все предложения со стороны Украины, и будем продолжать сотрудничество с Украиной, - отметила сотрудница НАТО. – Мы хотим, чтобы мы и в Киеве, и в Брюсселе могли сказать, что мы двигаемся вперед в практическом смысле». Хотя «определенные оговорки в отношении Украины», по ее словам, все же были.

Оценивая концепцию НАТО о гибкой политике партнерства (принятую в Берлине в апреле 2011 года) в контексте очерченных в нынешней декларации недемократических принципов внутренней политической ситуации в Украине, она отметила: «Наши министры пересмотрели некоторые решения берлинского заседания и обсудили, как мы можем двигаться дальше в развитии наших отношений. Мы увидели, что ситуация с партнерством могла быть лучше, и не только с Украиной. И будем теперь решать, как сделать его, действительно, гибким и полезным».

Бабст отметила, что в НАТО с уважением относятся к «решению правительства по внеблоковости, и никого никуда не собираются подталкивать. Но и предыдущее, и это правительство Украины задекларировали цели стратегического партнерства независимо от интеграции или не интеграции в него». По ее словам, НАТО не ставит под сомнение партнерство с Украиной, но вопросы о разрешении ее внутриполитической ситуации поднимать будет: «Мы глубоко ценим роль Украины в операциях НАТО. Но нас беспокоит то, что верховенство права не обеспечено, и руководители международных организаций неоднократно обращали внимание на это, на политически мотивированные аресты. Мы хотим иметь партнерство с Украиной, но вопросы нужно решать».
Коментарі — 0