Кандидатский минимум или сколько надо денег, чтобы стать депутатом нового парламента
Те, кто говорит, что выборы нужно проводить пореже, поскольку это – тяжкий удар по бюджету, правы только отчасти. Больше всего перед голосованием страдает бюджет не государства, а большинства кандидатов, которым приходится скрести по сусекам, чтобы ни в чем не уступить главным конкурентам.
Покоящиеся до поры до времени в оффшорах денежные знаки теперь возвращаются в Украину. И в отличие от инвестиций, сделанных при подготовке к Евро, которые заметны лишь в четырех украинских городах, деньги партий и кандидатов могут дойти и в провинцию.
-- Засевание гречкой
То, что теперь кампания идет в двух плоскостях (партийной и мажоритарной), простому избирателю только на руку: в тех округах, где есть несколько сильных мажоритарщиков, электорат может рассчитывать как на облагораживание территорий кандидатскими силами, так и на получение пресловутых продовольственных пайков, и на прямое материальное стимулирование, а проще говоря, скупку голосов. Мажоритарщикам, которые серьезно рассчитывают выиграть округ, необходимо выложить от 1 до 5 миллионов долларов. Конечно, многое зависит от географии округа, наличия сильных конкурентов, и того, насколько кандидату помогает админресурс. Тем не менее, если на округ будут претендовать 2-3 сильных кандидата, то их общие «инвестиции» могут превысить $10 млн.
По подсчетам главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко, голоса будут покупать за суммы от 50 (в глухих селах) до 500 (в столице) гривен, а технология более-менее регулярного «посевания гречкой» обойдется примерно в полмиллиона долларов. Причем уже встречаются очень оригинальные прецеденты: например, кандидат раздает не просто привычные мешочки с продуктами первой необходимости и календариком, а подарочные сертификаты в гламурный парфюмерный магазин или предлагает от своего имени бесплатное медицинское обследование женских молочных желез.
Обработку избирателей кандидаты начали досрочно. Делается это для того, что бы к официальному старту кампании уже заявить о себе. Да и до этого момента Цетризбирком не может трактовать такой аукцион щедрости, как подкуп избирателей.
Свое на выборах получат и члены комиссий, которых будут нанимать на период кампании, агитаторы, местные и центральные медиа и прочая «обслуга».
-- Не сшивается
Официальная кампания стартует через месяц и, помимо мажоритарщиков в борьбу включатся и партии. По идее, мажоритарка и пропорционалка должны создать определенную синергию, когда, скажем, кандидат от Партии регионов по округу тянет на себе продвижение списка и наоборот, что позволит сэкономить финансы. Но на деле взаимодополнения кандидата и партийного бренда пока не наблюдается.
«Момент «сшивки» избирательных кампаний по мажоритарке и спискам очень злободневный, но на практике каждый живет сам по себе, – говорит политтехнолог Андрей Золотарев. – К тому же, мажоритарщики от Партии регионов стараются нивелировать свою явную принадлежность к партии власти».
За примером далеко ходить не надо – в том же Киеве пиарящиеся депутаты-«регионалы» в своих кампаниях пока никак не связывают себя с Партией регионов, причем, похоже, с согласия самой партии. Хотя наполнять избирательные комиссии мажоритарщики в большинстве случаев будут за свой счет (около полутысячи гривен члену комиссии в день голосования и небольшая ставка в течение предшествующих месяцев), а значит, косвенно все равно будут работать на партию.
У оппозиции свои нюансы – «объединенные оппозиционеры» посчитали, что выдвижение кандидата от имени КОДа само по себе дает ему поддержку около 10 %, но, по мнению политтехнолога Сергея Гайдая, это может сработать на Западе, слабее – в Центре, который больше является территорией самовыдвиженцев, и вовсе сыграть кандидату в минус на Юго-Востоке. Денег в общую кассу у мажоритарщиков от оппозиции, вроде бы, не требуют, но и на округе они, как правило, будут предоставлены сами себе.
Но пусть и на том выдвиженцы скажут спасибо. Поговаривают, что «УДАР» Виталия Кличко за право использовать свой бренд на мажоритарных выборах требует от желающих кандидатов помимо полного финансирования кампании на округе еще и определенную мзду для «центра». Притом что своих рейтинговых кандидатов в регионах у «ударовцев», за редким исключением, не наблюдается, а партия пока практически не ведет кампанию по раскрутке собственного бренда. Эксперты не исключают, что такая «партизанская» тактика может быть для Кличко единственно верной.
«Думаю, нынешний высокий рейтинг Кличко – как раз результат того, что он не ведет кампанию, – рассуждает Гайдай. – Его кампанию ведет сам народ – он присваивает кандидату свои тайные надежды. Начав активную кампанию, Кличко может потерять, как Яценюк на президентских выборах, поэтому мой ему совет – максимально находиться в тени. Возможно, конечно, придут политтехнологи, которые смогут серьезно улучшить его результат, но это самый маловероятный вариант».
-- Партийный прейскурант
Понятно, что не всем подходит такая тактика, как у Кличко. Например, уже достаточно активную кампанию ведет объединенная оппозиция, коммунисты, не говоря уже о лидере предвыборных трат – Наталье Королевской. Партия регионов пока кампанию не начала, но понятно, на мобилизацию какого электората рассчитаны ролики с лозунгами «Руїну подолано» и «Ми будуємо нову країну».
«По моим подсчетам, партии и кандидаты должны были уже потратить больше денег, но, кроме Королевской, никто не спешит раскошеливаться, – отмечает Александр Черненко. – По грубым прикидкам, на всю кампанию в страну зайдет из оффшоров около миллиарда долларов. Если судить по президентским выборам, когда штаб Януковича и Тимошенко тратил где-то по сто миллионов долларов, то сейчас можно говорить о 50–70 миллионах для проходных партий. Основные траты – на рекламу, «джинсу», концерты, агитаторов».
Впрочем, данные о конкретных суммах у специалистов расходятся. Например, если социолог Евгений Копатько считает, что кризис сделает выборы менее затратными, чем в 2007-м году, то Сергей Гайдай замечает, что в Украине не было тенденции снижения стоимости избирательных кампаний.
«Диалог с избирателем ни для кого не был дешевым – будь то политик или коммерческая организация, которая хочет продавать свои товары, – говорит Гайдай. – Есть один парадокс, который хорошо знают рекламисты – «входной порог». Кампания мажоритарщика стоит 1–3 миллиона долларов, а партийная – не меньше 50 миллионов. Если вы тратите сумму меньше «входного порога», результата точно не будет, и деньги будут потрачены зря».
Руководитель ассоциации внешней рекламы Артем Биденко называет и вовсе заоблачные суммы, на которые обеднеют штабы политсил: «Две крупнейшие партии потратят от 200 миллионов до 450 миллионов долларов каждый. Многое будет зависеть от того, получит ли объединенная оппозиция доступ к медиа – если не получит, то потратит меньше. Только рекламная кампания на телевидении вытягивает 10–15 миллионов в месяц».
Второй уровень – Медведчук, Королевская, Кличко, коммунисты, «Свобода» – потратят от 100 до 200 миллионов. Третий уровень – технические структуры вроде Радикальной партии Ляшко, «Зеленых», каких-то левых партий – от 10 до 20 миллионов долларов. В целом на выборы будет потрачено 1,5–2 млрд. долларов».
Партий-«пассажиров», которые могли бы пойти на выборы просто ради участия, отсеивает избирательный залог – 2000 минимальных зарплат или около 2 млн. гривен (для мажоритарщиков – всего 12 «минималок»). Так что, несмотря на уйму зарегистрированных в Украине партий, в выборах будет принимать участие небольшая их часть.
«Внести такой залог для большинства «диванных партий» нереально, – говорит политтехнолог Андрей Золотарев. – Вообще же подступиться к избирательной кампании можно, имея минимум 10 миллионов долларов живых денег. А если вспомнить опыт кампании 2006-го года, тогда минимальный денежный потолок для партии, попавшей в Верховную Раду, был на уровне 30–40 миллионов.
Ведь просто приезд в крупный областной центр лидера партии вместе со стоимостью медиасопровождения обойдется в 10–20 тысяч долларов, а таких городов много. Политконсультанты берут от 5 до 50 тысяч долларов в месяц. На последнюю сумму могут рассчитывать заезжие звезды».
-- Оппозиция затаилась
Стоимость мест в партийных списках, по мнению экспертов, не особо изменилась и составляет от 1 до 5 миллионов долларов. Другое дело, что с введением пропорциональной системы проходная часть списка серьезно сократилась. И кандидаты есть разные: если условного Михаила Чечетова в список Партии регионов возьмут и бесплатно за его незаменимость в зале парламента, то многим другим придется внести посильную помощь в партийную кассу. Причем особо одиозные личности, репутация которых не особо благоприятно влияет на партию, по слухам, готовы отдать за проходное место в списке партии власти до 15 миллионов долларов.
Очевидно, что финансовые возможности власти и оппозиции на выборах будут несравнимы. Впрочем, Андрей Золотарев считает, что «борцы с антинародным режимом» излишне прибедняются: «У меня ощущение, что за традиционными жалобами на безденежье скрывается нежелание работать с реальными проблемами. Власть ведь ежедневно подбрасывает оппозиции повод за поводом для критики, и оппозиции в этом плане легче – каждая потраченная копейка может быть использована более эффективно. Но после поездки по Юго-Востоку складывается впечатление, что большинство кандидатов от оппозиции сидят в кустах и толком ничего не делают».
Зато Наталью Королевская развернулась вовсю. Сколько бы не ругали ее надоедливую рекламу и не подозревали в сотрудничестве с властью, Королевской удалось за достаточно короткий срок достичь неплохого уровня узнаваемости. Признавая, что реклама Королевской сумела заинтересовать часть избирателей, Сергей Гайдай напоминает о термине «стоимость голоса»: «Не всегда достижение 5 %-го результата может считаться успехом, потому что у этого успеха была очень высокая цена. Таким феноменом была кампания СДПУ (о) 2002-го года, когда стоимость полученного голоса оценивали в 50 долларов».
Непонятны многим экспертам и весьма затратные телодвижения Виктора Медведчука, который заранее заявил, что не будет участвовать в выборах.
Но уже с 28 июля борьба пойдет по-взрослому и ближе к концу октября многие карты будут раскрыты.
Коментарі — 0