С момента проведения предизбирательного съезда объединенной оппозиции прошла неделя. А страсти, касающиеся формирования партийного списка «Батьківщини», не утихают до сих пор.
С момента проведения предизбирательного съезда объединенной оппозиции прошла неделя. А страсти, касающиеся формирования партийного списка «Батьківщини», не утихают до сих пор. Вчерашние соратники экс-премьера Юлии Тимошенко, оказавшиеся на непроходных списочных позициях, выступают с жесточайшей критикой Яценюка и Турчинова. Экс-бютовцы, лишенные возможности попасть в будущую Раду по партсписку, в унисон заявляют, что Юлия Тимошенко не видела окончательного варианта перечня потенциальных нардепов.
Был ли итоговый список согласован с бывшей главой Кабмина – до сих пор остается загадкой. Действительно, накануне съезда Александр Турчинов летал в Харьков и встречался с Юлией Тимошенко. Однако в штабе «сердечной» политсилы признают: правки вносились буквально до последнего момента.
По каким принципам формировался партийный список кандидатов в депутаты и видела ли г-жа Тимошенко финальный вариант документа? Эти и другие вопросы мы адресуем одному из лидеров объединенной оппозиции Сергею Соболеву.
Сергей Владиславович, скажите, Юлия Владимировна видела окончательный вариант партийного списка «Батьківщини» или же нет?
Прежде всего, хотел бы отметить, что я не вижу абсолютно никаких проблем со списками. Да, некоторые люди недовольны, однако так всегда бывает в любой партии. Что уж говорить об объединении семи политических сил, которое состоялось в рамках «Батьківщини».
Кто видел, а кто не видел списки? Я могу ответственно заявить, что Юлия Владимировна согласовала ключевые принципы формирования списка. А ведь единый список - это, опять-таки, не только «Батьківщина».
То, что касается БЮТа, который де-факто существовал в рамках двух партий («Батьківщина» и ПРП), Юлия Владимировна согласовала каждую фамилию. Я видел это согласование и знаю принципы, по которым формировались списки. Это были списки по отдельным направлениям, тут не шла речь о расстановке мест. А уже расстановка мест зависела от договоренностей, проходящих в рамках объединения с другими политическими силами.
Первая (после съезда) встреча адвокатов с Юлией Тимошенко состоится на текущей неделе, и я думаю, что публичные заявления по поводу списка вряд ли будут отличаться от тех, которые прозвучали накануне съезда.
Действительно, Юлия Тимошенко пока не выказала свое мнение насчет списка объединенной оппозиции. В отличие от Юрия Луценко, который акцентировал внимание на минимальном присутствии в нем общественных активистов, вынесении в «зону риска» активных бойцов оппозиции – Юрия Гримчака, Андрея Шкиля, Михаила Волынца.
Да, я видел заявление Юрия Луценко, и ключевым сообщением, на мой взгляд, является то, что список – сбалансированный. А то, чтобы отдельные люди были на других – более высоких местах, желала каждая политическая сила. И я в том числе хотел бы видеть представителей партии «Реформы и порядок» значительно выше. Однако это – вопрос согласования кандидатур со всеми, кто входит в объединение. В этом, думаю, и состоит ответ на вопрос.
И потом. Заявления о проходной и непроходной части списка – оценочны. Последний опрос, проведенный буквально накануне старта избирательной кампании, четко зафиксировал, что 87 мест получает объединенная оппозиция, приблизительно 76 мест – Партия регионов и, соответственно 37 и 33 места имеют «УДАР» и коммунисты. Это – старт. Что будет дальше? Ответ на этот вопрос зависит от того, как будет работать каждая политическая сила.
По каким критериям формировался партийный список «Батьківщини»? В интервью газете «Сегодня» бывший ваш коллега по фракции Сергей Мищенко рассказал о критериях, которые Юлия Тимошенко якобы озвучила, будучи еще на свободе.
«Существовали списки, которые составлялись руководством фракции и передавались лидеру партии, в том числе в тюрьму. В них фиксировались: посещение депутатом заседаний фракции и парламента, активность во время акций, которые организовывала партия, посещения судебных заседаний на процессе Тимошенко, дежурство по ночам в палаточном городке и возле Украинского дома, участие в блокировании трибуны. Суммирование баллов по этим критериям должно было определить место в списке», - утверждает г-н Мищенко.
С другой стороны Олесь Доний, говорит о каком-то рейтинге депутатов. В нем, по его словам, Стецькив не добрал необходимое количество балов. Однако тот же Кармазин, имеющий довольно высокий рейтинг, в список также не попал. Какие-то нестыковки…
Не вижу тут никаких нестыковок, ведь это вопрос не отдельных голосований. Это вопрос голосований на протяжении всех пяти лет каденции Верховной Рады VI созыва. Было несколько очень важных голосований. Это, в частности, и вопросы кадровой политики. Фракция, например, выступила единогласно против назначения генерального прокурора, а кое-кто его поддержал, называя родным отцом (имеется в виду экс-бютовец Мищенко. – Авт.).
Если говорить о тех людях, фамилии которых вы озвучили, то могу сказать, что было единодушное мнение о том, что они идут на мажоритарные округа. Насколько мне известно, это была и позиция Луценко, который об этом неоднократно говорил в своих пожеланиях.
Другой вопрос – согласование округов. Не все соглашались идти на округа, которые в данный момент обсуждались между различными политическими силами в рамках объединенной оппозиции.
Вместе с тем, хотел бы также напомнить, что, например Николай Катеринчук, который постоянно вел переговоры о присутствии в списке, в конце концов, согласился на, если не ошибаюсь, 15 избирательный округ (Винниччина).
Такие же примеры я могу привести и по представителям фракции БЮТ-»Батьківщина», которые согласились идти на мажоритарные округа. Это касается Сергея Терехина, Владимира Бондаренко, Владимира Яворивского, других.
Вопрос о принципах формирования списков – это вопрос очень продолжительных переговоров, в ходе которых учитывались различные факторы. В том числе, факторы голосования, присутствия в парламенте, активной позиции в тех или иных политических, экономических, социальных вопросах. Мы ведь набираем не боевиков, миссия которых биться на майданах или в сессионном зале парламента. Мы, прежде всего, формируем команду специалистов, которые будут работать в той или иной сфере.
Как вы оцениваете в качественном плане нынешний партийный список объединенной оппозиции, если сравнивать его, скажем, со списком БЮТа в 2007-м? Потенциальных «тушек» меньше?
Вы сегодня не увидите ни одного лица, перешедшего из фракции, в списке объединенной оппозиции. Так что в этом плане можно говорить о том, что произошло определенное очищение. Это, во-первых. Во-вторых, если сравнивать 2007-й и нынешний год, то нужно признать наличие объективных факторов, которые способствовали абсолютному очищению.
2007 год – это создание правящего большинства, а также наличие людей, которые пересидели во фракции, а потом, после президентских выборов, быстро перебежали в другие команды. Сейчас - это тяжелая и сложная работа в оппозиционных условиях. И сегодня мы видим в списках людей, которые прошли очень серьезные испытания за 2,5 года президентства Януковича, занимаясь оппозиционной деятельностью.
Подписания обязательств (речь идет о присяге кандидатов в нардепы. - Авт.) каждым человеком, который идет либо в список, либо на мажоритарный округ, также является важным, пусть не юридическим, а моральным элементом, который скрепляет нашу команду. И я надеюсь, что в отличие от представителей фракции, которые прошли в Раду по итогам выборов в 2007 году, нынешние кандидаты в последствии не станут «тушками».
Андрей Клюев, руководитель избирательного штаба Партии регионов заявил, что «сине-белые» планируют получить 130-150 по мажоритарке и не менее 70-ти по партийному списку. Какую планку ставит перед собой объединенная оппозиция?
Мы ставим задание получить приблизительно 100 мандатов по партийным спискам, и это соответствует всем тенденциям, которые фиксируют рост позиций объединенной оппозиции. Я думаю, все уже видели последние опросы, где объединенная оппозиция почти на 5% обошла Партию регионов.
Если говорить о кандидатах-мажоритарщиках, то, знаете, я бы тут не спешил с общей оценкой. Когда состоится регистрация всех мажоритарных кандидатов, тогда мы увидим существующую на сегодня реальность возможности их прохождения. Если же говорить, в общем, то традиционно на 113 из 225 округов (на последних президентских, парламентских выборах) люди голосовали больше за оппозицию, а не за партию власти.
Учитывая этот подход, мы как раз и расставляли наших мажоритарных кандидатов. Хотя это не исключает победы оппозиционных кандидатов в целом ряде восточных и южных областей. На протяжении трех предыдущих недель я посещал с визитами восточные и южные области, и я уверен, что голосование в этих регионах станет неприятным сюрпризом для Партии регионов. Словом, думаю, что и на востоке, и на юге, мы увидим немало кандидатов – мажоритарщиков от оппозиции, которые победят представителей власти.
Помимо представителей УДАРа, с которыми вы так и не сумели согласовать единых кандидатов по мажоритарке, будут еще и самовыдвиженцы, не попавшие в списки оппозиции и не являющиеся едиными кандидатами от оппозиционных сил. Что будете делать, воевать между собой?
Со «Свободой», хотел бы напомнить, согласованы все округа. Такое же предложение было сделано и партии «УДАР», однако они, к сожалению отказались. Они предлагали праймериз и снятие кандидата за неделю-две до голосования, что, на мой взгляд, было бы политической смертью для всех. Почему? Потому что никто никогда не снялся бы, и это привело бы к жесточайшей драке на каждом избирательном округе 5-6 кандидатов.
В списке кандидатов, например, по киевским мажоритарным округам от партии «УДАР» я, к сожалению, не вижу ни одного человека, который мог бы реально побеждать. Ну, разве что Кирилл Куликов...
Вместе с тем, я убежден, что переговоры с партией «УДАР» не завершились и там где мы увидим, что их кандидат имеет намного лучшие шансы победить представителя Партии регионов, КПУ или Литвина, это станет предметом отдельных договоренностей. Почему это важно? Прежде всего, потому, что наилучший кандидат должен иметь наивысшие шансы победить клику Януковича.
Очевидно, что Центризбирком не зарегистрирует Юлию Тимошенко в качестве кандидата в депутаты. Вместе с тем, в списке семи постизбирательных приоритетов объединенной оппозиции значится пункт о реализации законодательных механизмов, которые позволят Тимошенко и Луценко выйти на свободу. Когда и при каких обстоятельствах это может произойти?
Этот вопрос имеет как украинское, так и общеевропейское происхождение и, соответственно, ответы. Если брать украинский аспект, то тут, несомненно, нужно говорить о внесении изменений в статьи 364 и 364 Уголовно-процессуального Кодекса. Эти статьи должны быть приведены в соответствие с резолюцией ООН, других европейских резолюций. Словом, политическая составляющая должна быть изъята из данных статей УПК. Сразу после такого голосования и Юрий Луценко, и Юлия Тимошенко должны быть отпущены на свободу.
Если говорить об общеевропейских тенденциях, то вы знаете, что на сегодняшний день Тимошенко уже четвертый месяц лишена права (в связи с незаконным затягиванием рассмотрения ее кассации) обратиться в Европейский суд по правам человека.
Однако мы нашли ответ и на этот вопрос. Даже если власть в очередной раз попробует перенести заседание кассационного суда, в соответствии с предыдущими решениями Европейского суда и в соответствии с европейскими конвенциями, мы имеем право напрямую обращаться в ЕСПЧ. После этого Верховный суд Украины, как это определено законодательством, обязан принять решение об исправлении тех прямых нарушений, которые существуют в деле Тимошенко.
Самый короткий путь – это, несомненно, выборы и изменение соответствующих статей УПК, что даст основания для освобождения политических заключенных.
Некоторые эксперты уже сегодня говорят, что будущая Верховная Рада – не жилец, мол, президент Янукович (реагируя на возможные замечания Запада по итогам выборов), может досрочно прекратить полномочия новоизбранного парламента. Как считаете, такой вариант развития событий возможен?
Срок действия будущей Верховной Рады и так будет самым коротким, поскольку, к сожалению, Янукович со своим большинством, продлили период работы действующего парламента и, таким образом, они фактически зашли на полномочия следующей ВР.
Срок полномочий ВР определен так называемой старой-новой Конституцией, чего не было в предыдущем Основном законе, незаконно упраздненном Конституционным судом. Поэтому даже по данному признаку, это будет самая маленькая каденция Верховной Рады. Хочу напомнить, что это будет парламент, имеющий четырехлетний, а не пятилетний срок полномочий. Плюс к этому – забранные нынешним большинством месяцы полномочий.
Что касается досрочного прекращения полномочий ВР. Президент сегодня лишен такого права. Единственное основание – это когда Верховная Рада не работает в определенный срок. Однако это является толкованием Конституционного суда, и фактически по данному признаку распустить Верховную Раду невозможно. Точно также невозможно обнулить списки и самораспуститься, как это было в 2006 году.
Другой вопрос, если эти выборы будут признаны Европой и США, не соответствующими демократическим стандартам. Тогда события пойдут по совершенно иному сценарию. В любом случае, власть не должна забывать о том, что честные и прозрачные выборы – это последнее условие перед введением персональных санкций против Януковича и его окружения со стороны европейских структур и Соединенных Штатов.
Коментарі — 0