Не ходили поезда – теперь не летают самолеты
В Украине – очередной транспортный скандал. Вроде как со спадом морозов снова поехали «хюндаи», но проблемы заполучили те, кто предпочитает передвигаться по воздуху. Сотни пассажиров авиакомпании «Аэросвит» застряли в аэропортах за границей, поскольку самолеты компании не обслуживаются из-за долгов. В ситуацию пришлось вмешаться МИДу. 8 января были отменены почти два десятка рейсов «Аэросвита» в международном аэропорту «Борисполь», отменялись вылеты и в следующий день. Причем страдают не только наши пассажиры, но и те же российские туристы, испытывающие проблемы со стыковочными рейсами.
К положению, в котором очутилась крупнейшая украинская авиакомпания, дело шло давно. «Аэросвит» в прошлом году имел проблемы «с нарушением финансовой дисциплины» с несколькими аэропортами, включая базовый «Борисполь», но до поры до времени перевозчику и аэропортам удавалось находить компромисс. Возникавшие проблемы руководство компании объясняло общими фразами о непростой ситуации на рынке.
29 декабря Хозсуд Киевской области начал производство по делу о банкротстве «Аэросвита» по обращению самой компании. Ее задолженность по состоянию на 27 декабря 2012 года составляла 4 млрд. 270,29 млн. грн. при балансовой стоимости активов в 1 млрд. 467,26 млн. грн. На удовлетворение требований кредиторов введен мораторий, а подготовительное заседание суда назначено на 23 января.
При этом в «Аэросвите» поспешили «успокоить», что компания банкротом не является и готова продолжать выполнение текущих обязательств перед контрагентами. Дело же о банкротстве необходимо «для начала процедуры санации, восстановления платежеспособности и обеспечения выполнения обязательств перед кредиторами в полном объеме». Когда же несколько аэропортов отказали самолетам компании в обслуживании, пресс-служба «Аэросвита» не придумала ничего лучше, кроме как обвинить во всем некие Интернет-издания, которые подали искаженную информацию. Мол, дело о банкротстве есть, но это ничего не значит – компания рассчитывает восстановить платежеспособность и продолжает выполнять свои обязательства. Несмотря на громкие заявления Николая Азарова о необходимости добиться компенсаций за сорванные рейсы, шансы пассажиров получить их в данной ситуации невелики, даже если суд примет их сторону.
«Компания – банкрот. Чтобы получить компенсацию, надо стать в очередь в комитете кредиторов, но кто это будет делать ради каких-то копеек (цена билета плюс моральный ущерб)? – говорит адвокат Татьяна Монтян. – Поэтому лучшее, что можно сделать, – больше никогда не связываться с авиакомпаниями Коломойского».
Ненавязчивый сервис «Аэросвита» давно стал притчей во языцех – опозданиями рейсов ее клиентов не удивить, а социальные сети пестрят негативными отзывами о работе компании. Например, ныне нардеп Лев Миримский в прошлом году открыто называл «Аэросвит» худшей авиакомпанией Украины и даже направил обращение в Генпрокуратуру, Антимонопольный комитет, Миниинфраструктуры и Госавиаслужбу с требованием привлечь компанию к ответственности. Но если продолжится такими темпами, привлекать к ответственности скоро может быть некого.
-- Новая монополия?
Будущее «Аэросвита», если судить по сбивчивым заявлениям из недр компании, туманно. Одна из версий происходящего – скорое фактическое объединение двух крупнейших перевозчиков. По имеющейся информации, контролирующая «Аэросвит», а также небольшие авиакомпании «Днеправиа» и «Донбассаэро», группа «Приват» приобрела контрольный пакет акций в уставном капитале конкурента – «Международных авиалиний Украины» и уже передает собственные направления и самолеты МАУ без проведения конкурса. Рынок авиаперевозок и ранее не был слишком конкурентным, теперь же такое укрупнение приведет к полной его монополизации.
«Слияние этой компании с МАУ просто недопустимо: в авиации монополизм – это убийство, – возмущается экс-глава Минтранса Иосиф Винский. – В «Аэросвите» есть какая-то внутренняя коммерческая комбинация, наличие которой я чувствовал еще когда был министром. Конечно, проблемы с авиаперевозками не только у нас, а в целом мире – кризис, снижение платежеспособности... Но даже в кризисный период авиация у нас наращивала перевозки. Есть проблема самой авиакомпании «Аэросвит» – устаревшего парка, системы управления, нежелания работать в новых условиях. Компания требует серьезной реорганизации, возможно, с привлечением нового владельца. «Аэросвит» имеет выигранные маршруты, которых нет ни у какой другой компании».
«Мы только со временем поймем конечную цель банкротства «Аэросвита», но по другим нашим направлениям (химия, металлургия, облэнерго) видим тенденцию к монополизации, а не наоборот, – считает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Вообще же практика искусственного доведения до банкротства у нас очень распространена. Так поступают с госпредприятиями, которые надо купить по дешевке, а в случае с частными компаниями банкротство – способ уйти от кредиторов. В цивилизованной стране власть должна следить за этими процессами. Кредиты «Аэросвита» в три раза превышают его активы, но никакие контролирующие органы за этим не следили. Мне трудно поверить, что никто этого не видел».
Игры с банкротством и путаные объяснения представителей авиакомпании напоминают директору аналитической группы «Да Винчи» Анатолию Баронину ситуацию «немножко беременна».
«Если компания осуществляет процедуру банкротства, она должна быть прозрачной, – категоричен эксперт. – И если компания четко знает, что не может выполнять обязательства перед своими клиентами, то должна открыто об этом заявить и не ставить под удар пассажиров, которые собираются пользоваться ее услугами в будущем. На мой взгляд, еще когда «Борисполь» выдвинул претензии «Аэросвиту» и начались проблемы с обслуживанием в базовом аэропорту, это должно было стать сигналом государственному регулятору, чтобы либо приостановить действие лицензии на перевозку, либо каким-то образом (например, штрафными санкциями) оказать влияние на улучшение финансовой дисциплины».
В Госавиаслужбе, которая занимается лицензированием авиационных перевозок, нас попросили послать письменный запрос насчет ситуации с «Аэросвитом», затруднившись назвать сроки, в течение которых ответят на него. При этом сегодня к концу дня должно появиться официальное заявление доселе отмалчивавшегося Мининфраструктуры.
Пока же «Аэросвит» проводит свою «программу реформирования», разобраться в ситуации поручено недавно назначенному вице-премьеру Александру Вилкулу. Учитывая, что до этого он работал губернатором Днепропетровской области, ему наверняка не составит проблем выяснить все непосредственно у главного акционера злополучной компании.
Тот факт, что банкротство «Аэросвита» происходит под руководством арбитражного управляющего Леонида Талана, который уже банкротил ДМЗ им. Петровского в начале 2000-х, наводит на мысли, что и сейчас интересы Игорь Коломойский пытается максимально соблюсти свои интересы. К банкротству готовится и «Донбассаэро», также входящее в «Украинскую авиационную группу». Все это вкупе с разговорами о смене собственников в МАУ очень напоминает схему трансформации «плохих» активов в «хорошие» и фактически перекладывание денег из одного кармана в другой со списыванием накопившихся долгов. Такая схема в украинском бизнесе – не в новинку, но ситуация с «Аэросвитом» зашла слишком уж далеко.
Коментарі — 0