Арбузов и Клименко приглашают инвесторов на поле чудес

Арбузов и Клименко приглашают инвесторов на поле чудес

Вместо реального улучшения инвест-климата команда младореформаторов занялась пиаром

Отсутствие реальных экономических успехов, длительные и безрезультатные переговоры с МВФ, вынуждают вице-премьера Сергея Арбузова и его кабминовскую команду искать «оригинальные» решения. Младореформаторы активно строят виртуальную реальность, в которую должен поверить то ли бизнес, то ли президент. Второе, вероятнее всего. С помощью различных исследований и популистских инициатив, которые активно продвигаются в медиа, руководители экономического блока правительства пытаются доказать, что в Украине все хорошо, а иногда даже лучше, чем в Европе.

-- Предыдущий опыт

Стоит лишь вспомнить, как в конце прошлого года малоизвестный Кельнский центр межкультурного сотрудничества и коммуникации вдруг признал Арбузова лучшим главой Центробанка в Восточной Европе. Немецкие эксперты даже объяснили, за какие заслуги наш глава НБУ был удостоен такого звания – «за успешную борьбу с финансовым и экономическим кризисом». На поверку оказалось, что немецкий центр был создан выходцами из Украины и ничем, кроме как выставлением высоких отметок Арбузову, он в последнее время не выделялся.

Еще раньше пропиарить успехи своего ведомства решил глава Налоговой, а ныне глава нового Министерства налогов и сборов, так сказать, правая рука Арбузова, Александр Клименко. Он заказал исследование, в итоге которого оказалось, что в украинского бизнеса нет никаких проблем с Налоговой. Поверил ли сам бизнес в это сенсационное открытие, неизвестно, зато телевидение и пресса радостно подхватили эту новость.

Такая пиар-активность команды Арбузова накануне формирования нового правительства объяснялась тем, что он претендовал на пост премьера. Тогда еще главе Нацбанка активно строили имидж успешного руководителя, который достоин занять главное кресло в Кабмине.

Сегодня же, получив портфель первого вице-премьера, взяв в кулак Минфин, налоговую, таможню, перед Арбузовым стоит весьма непростая задача – найти деньги. Отсутствие информации о ходе переговоров с МВФ, наводит на мысль, что взять в долг новому правительству будет сложно , пока никто не верит.

Поэтому команда младорефортов начала решать проблему проверенными методами и вместо реальных реформ снова занялась пиаром. Сам президент поставил задачу подправить подпорченный имидж страны перед мировым бизнес-сообществом. «В следующем году Украина должна войти в первую сотню стран по легкости ведения бизнеса», – изрек глава государства на заседании комитета по вопросам экономических реформ. Для справки, в последней версии рейтинга Doing Business, наша страна «осела» на 137-м месте. То есть подпрыгнуть сходу надо почти на 40 ступенек.

Решать эту проблему команда Арбузова взялась сразу. Итак, при Министерстве доходов и сборов будет создан инвестиционный совет, который призван завоевать доверие бизнесменов. Идея не нова. Говорильни такого рода создавало не одно правительство. В состав этой, как обычно, войдут представители министерств, бизнес-ассоциаций и топ-менеджеры национальных и зарубежных компаний. Возглавит совет Александр Клименко, который, как уже упоминалось, до этого проходил «обкатку» в налоговой и также шумно ее реформировал.

То, что инвесторов в страну будет завлекать главный налоговик, – конечно, похвально. Тем более что ситуация с инвестициями близка к «шваху». Мало кто из иностранных денежных мешков всерьез воспринял безапелляционное заявление Виктора Януковича, что «Украина – одно из лучших мест для инвестиций в современном мире». Так в Госпрограмме активизации развития экономики на 2013–2014 гг., которую Кабмин пока никак официально не презентует, констатируется, что прирост прямых иностранных инвестиций в Украину в январе–сентябре прошлого года сократился почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2011-го. В третьем квартале 2012 года инвестиции увеличились всего на $240 миллионов, что в пять раз меньше, чем за тот же квартал 2011-го года. И это притом, что 2011-й год – тоже не идеальная база для сравнения.

Радует, что в оценке реальности правительство обходится без розовых очков, но пока что все разговоры о реформах, дерегуляции, шагам навстречу бизнесу преимущественно остаются разговорами. Наоборот, бизнесмены то и дело пересказывают друг другу, у кого какой очередной бизнес «отжали». В крутое пике попал и фондовый рынок: в 2012-м Украина заняла второе, после кризисного Кипра, место по темпам падения – индекс UX упал на 35%, а практически все нерезиденты, по свидетельствам участника рынка, давно «собрали вещи».

Вот в таких условиях «младореформаторы» решили повышать инвестиционную привлекательность страны. Но эксперты, с которыми пообщался «Главком», сомневаются, что из идеи инвестиционного совета выйдет что-то путное.

-- «Шеллом» сыт не будешь

В прогнозе Центра Разумкова о развитии украинской экономики в 2013-м году приток прямых иностранных инвестиций планируется на уровне прошлого года – около 5 миллиардов долларов. Экономисты вынуждены быть пессимистами в своих предсказаниях. Директор экономических программ центра Василий Юрчишин вспоминает, что большие надежды возлагались на 2011–2012 гг. как годы под знаком Евро-2012, но прогнозы не оправдались. Даже такой крупный форум не привлек в страну поток иностранных инвесторов. Надежды на то, что футбольный чемпионат станет толчком для экономики, пока также не оправдались.

«У нас уже столько разных советов и комитетов по инвестициям создавалось, что мы должны были утонуть в инвестициях, – делится своим мнением по поводу инициативы Миндоходов Юрчишин. – Но по показателю инвестиций на душу населения мы занимаем одно из последних мест в Европе. Стратегический инвестор очень неохотно идет в Украину – здесь и зарегулированность, и коррупция, и собственность не защищена. Последний крупный разрекламированный проект – LNG-терминал – мягко говоря, получился весьма неприглядным».

Эксперт не видит, что сейчас может измениться в лучшую сторону по сравнению с предыдущими годами – экономическая динамика крайне негативная, крайне негативное торговое сальдо, не внушают оптимизма контакты с международными финансовыми институтами. «5–6 миллиардов – это не показатель уровня инвестиций в Украину, учитывая и потенциал, и расположение в Европе», - констатирует экономист.

Дефицит крупных инвестиционных вложений в украинскую экономику только подчеркивает шум, поднятый украинской властью вокруг соглашения с компаниями «Шелл» и «Шеврон» по добыче сланцевого газа. Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что вышеупомянутое соглашение – лишь точечный проект, реализуемый под государственные гарантии в традиционно прибыльной сфере. И это не показатель для общего состояния дел.

«А вот со средними и мелкими инвесторами, которые формировали бы развитие предпринимательства, занятость и добавочную стоимость, все хуже, – говорит Новак. – Для этого нужны соответствующие условия – ведь мелкий бизнес не может решать все свои вопросы в высших кабинетах, как у нас принято. Без радикальных изменений в подходах рассчитывать на инвестиционный бум наивно»

По мнению эксперта, никакие инвестиционные советы не заменят реальных инвестиционных условий и перечисляет то, что формирует инвестиционный климат: «Это, прежде всего, налоговое и таможенное законодательства, работа банковской системы страны, состояние судебной системы. И, конечно, характер действий власти. На сегодня затея с этим советом выглядит как пиар-демонстрация усилий в определенных направлениях – закончится все созданием еще одной структуры с отдельным помещением и штатом».

Глава инвестиционной группы «ТАСК» Сергей Бродович особенно выделяет судебную систему, которая, по его словам, больше всего портит жизнь рискнувшим вложиться в украинскую экономику бизнесменам. «Если у нас не будет нормально работать судебная система и не будет защиты инвестиций, говорить об инвестиционном климате просто не приходится. Главная задача сейчас – на деле защитить право собственности – будь это мажоритарный акционер или миноритарный. Все же помнят скандальное решение симферопольского суда по заводу «Коктебель» – что он не обязан проводить выплаты по облигациям, потому что нет прямых договоров между владельцами облигаций и заводом. И кто после такого решения суда будет приобретать облигации?!»

-- Никто никуда не бежит?

Тем временем новостные ленты пестрят сообщениями о том, что та или иная зарубежная финансовая группа уходит из Украины, и складывается впечатление, что Украина не только не привлекает новых инвесторов, но и теряет старых.

«Из страны бегут и производители, и банковские структуры, – говорит Андрей Новак. – Если они видят, что экономика не развивается, а привлекать деньги в Украине надо под огромные проценты, не имея, куда их вкладывать, то такие настроения понятны. Конечно, с рынков самого низшего звена потребления инвесторы никуда не уйдут – на еду, лекарства, энергоносители спрос будет всегда, потому что без них нельзя обойтись. А вот чуть высшие звенья постоянно проседают, поскольку растет импорт, и власти ничего не делают, чтобы изменить ситуацию. Если же инвесторы видят, что в стране постоянно растет импорт, встает вопрос – зачем тут размещать производство, если власть этой страны способствует не ему, а закупке зарубежной продукции?».

У исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко иное мнение на ситуацию с инвестициями. «По последним исследованиям, на вопрос, собираетесь ли вы сворачивать свой бизнес в Украине, никто из бизнесменов не отвечает утвердительно. И в прошлом году не было превышения оттока инвестиций над притоком. Бегство капиталов – это журналистский термин, который касается каких-то конкретных случаев. Да, отсюда уходят банки – но там дело не только в некачественном инвестиционном климате, у них есть собственная мотивация», - считает эксперт.

Одно из исследований, на которые ссылается Устенко, и которое упоминалось в начале статьи, проводилось в октябре прошлого года компанией Research & Branding Group. Согласно ему, лишь 5,7 % инвесторов считают инвестиционный климат в Украине «очень плохим», в то время как большинство (55,4 %) считают его «нейтральным». Правда, нужно сделать маленькую ремарку – это исследование проводилось по инициативе Государственной налоговой службы, которая его и оплачивала. В то время руководил этим ведомством тот самый Александр Клименко, который и собирается сейчас обхаживать инвесторов в статусе министра. Руководитель Research & Branding Group Евгений Копатько уверяет, что результаты его опроса крупных инвесторов совпадают с индексами инвестиционной привлекательности, который делали европейские эксперты. А создание инвестиционного совета – это показатель доверия к уже успевшему проявить себя Клименко.

«Самая большая опасность – если создание этого совета превратится в очередную отписку, – считает Олег Устенко. – Большая часть бизнеса, которая говорит о проблемах с инвестклиматом в Украине, вряд ли сосредотачиваются на вопросах, которые входят в компетенцию Министерства доходов и сборов. Их волнуют коррупция, качество судебной системы, административные барьеры, макроэкономическая стабильность…

С другой стороны, есть ряд уникальных рисков, которые бизнес видит именно в направлении, связанном с налогами и таможней. Думаю, задача этого совета в том, чтобы руководство министерства могло в оперативном порядке слышать бизнес по поводу возникающих проблем. Но важно, чтобы это не превратилось в ручное управление экономикой и тушение отдельных пожаров вместо решения проблемы».

-- Перевод стрелок

Власть на упреки в отсутствии «покращення» любит повторять, что нынешние экономические проблемы (включая и проблемы с инвестициями) – это отголосок глобального мирового кризиса. Конечно, доля правды в этом есть, но эксперты не склонны преувеличивать влияние глобальных факторов.

«На мировых рынках – действительно кризис, но все познается в сравнении, – говорит Андрей Новак. – Последние три года в Европе и США наблюдается стабильный рост, например, автомобильного рынка. То есть у потребителей уже есть деньги, которые они тратят на покупку дорогих вещей. Пусть и не такими темпами как до 2008-го года, но эти рынки развиваются. Поэтому ссылаться на ситуацию в мире, объясняя, почему у нас нулевой рост ВВП, необъективно. Это перевод стрелок, которым, кстати, страдало и предыдущее правительство».

Василий Юрчишин считает, что если несколько лет назад у инвесторов все-таки был определенный оптимизм, то сейчас он развеялся, когда стало очевидно, что ситуация в Украине не меняется, а то и становится хуже: «Украина не демонстрирует позитивных тенденций в улучшении своего бизнес-климата, налоговых возможностей и мы находимся в конце всех рейтингов».

На все вышеупомянутые вопросы в разговорах с инвесторами теперь придется отвечать Клименко, которому придется совмещать наполнение скудеющего бюджета с «улучшением инвестиционного климата». Правда, пока громкие пиар-инициативы по впариванию иностранным товарищам небывалых возможностей, которые им дает Украина, завершились историей с LNG-терминалом, который намеревался построить лыжный инструктор, и заглохшей электричкой до Борисполя. И эти вполне конкретные примеры станут для потенциальных инвесторов куда более показательными, чем очередные сладкие обещания и призывы.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: