История доказывает: попытки блокировать трибуну для нынешней оппозиции всегда заканчивались плачевно
«За сенсорную кнопку» - с этим требованием оппозиция решила блокировать трибуну в Верховной Раде в этот раз. Сказано – сделано. Вторая сессия Верховной Рады открылась красочно. «Свободовцы» в белых рубашках, «ударовцы» в красной «униформе» и представители «Батькивщины» с желто-синими «повязками дружинников» готовы были удерживать путь к трибуне кулаками. Несмотря на такое сопротивление открыть сессию у регионалов шансы были – уже к обеду ряды оппозиционеров значительно поредели. Однако представители большинства не проявили никакого желания вступать в споры, тем более, «рукоприкладные», с меньшинством. И более того – немного выждав, разошлись по домам. Дескать, пусть оппозиционеры чуть поразвлекаются.
Требование ввести персональное голосование – даже некоторые сторонники оппозиции сейчас называют «мелким». Народ гораздо легче поднять за увольнение Генпрокурора и спикера, льготы бюджетникам или бесплатное образование, и, конечно, за свободу Тимошенко и Луценко. Однако последнее требование с юридической точки зрения выглядит не совсем адекватно. А вот персональное голосование – имиджево выгодно любой политсиле. Вопрос только в том: реально ли успешно завершить начатое?
История показывает, что подобные громкие попытки удержать трибуну нынешней оппозиции чаще всего заканчивались ничем. В то время, как «регионалы», прибегая к блокированию, часто получали свое.
-- 2008: Регионалы в «антинатовской» борьбе
Пожалуй, самым долгосрочным блокированием трибуны могут похвастаться нынешние представители большинства. С конца января по март 2008 года регионалы и коммунисты изо дня в день не давали спикеру Арсению Яценюку проводить заседания.
Камнем преткновения тогда стало «письмо трех» в отношении членства в НАТО. Премьер-министр Юлия Тимошенко вместе с президентом Виктором Ющенко и спикером парламента Арсением Яценюком подписала письмо Генсеку Североатлантического альянса с просьбой о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) на Бухарестком саммите этой организации. Однако о письме, датированном 11 января, украинские граждане почему-то узнали не из уст подписантов, а от американского сенатора, и только через четыре дня.
Партия регионов, заявив, что такие решения может принимать лишь народ на референдуме, вместе с коммунистами заблокировала трибуну. «Украсив» сессионный зал плакатами и шариками: «Нет НАТО».
Бездействие Рады длилось практически два месяца. Место спикера периодически «охранял» депутат Алексей Журавко. Тогдашние оппозиционеры требовали от Яценюка отозвать подпись под письмом генсеку НАТО, а также – принятия постановления ВР, в соответствии с которым любые действия по вступлению в НАТО могут осуществляться только после всеукраинского референдума.
6 марта «регионалы» добились принятия постановления парламента «О решении в отношении вступления Украины в организации североатлантического договора (НАТО)», где говорилось о том, что решение о вступлении в НАТО принимается только по результатам референдума. И тут же объявили о своей победе. Вот только «письмо трех» с заявкой на ПДЧ так и не было отозвано. По итогам – требования ПР, звучавшие на протяжении полутора месяца, были не выполнены. А проголосованное постановление вполне устроило «оранжевую» коалицию в качестве «компромисса», и, кстати, ими же и предлагалось. Заявку на ПДЧ постановление не дезавуировало. Референдум, согласно документу, мог бы быть проведен только «в отношении Международного договора о вступлении Украины в НАТО». То есть, как того и хотели «оранжевые», - непосредственно накануне вступления.
На Бухарестском саммите в апреле того же года вопрос о ПДЧ Украине так и не встал.
-- 2008: Яценюка «ушли» через мордобой
Были попытки депутатов блокировать в Раде не только трибуну и президиум, но и саму систему «Рада».
12 ноября 2008 года Партия регионов собиралась отставить Арсения Яценюка с должности спикера голосованием через систему «Рада», а не бюллетенями, как предусматривает регламент.
Чтобы помешать этому, бютовцы Константин Бондарев, Андрей Павловский и Павел Унгурян поднялись на балкон, зашли за перегородку, где расположена аппаратная часть системы «Рада», и начали открывать компьютеры. Но продержаться им не удалось.
Останавливать их кинулись регионалы Дмитрий Шенцев, Дмитрий Саламатин, Александр Волков, Эльбрус Тедеев и Нестор Шуфрич. Саламатин выломал дверь, и завязалась драка, во время которой депутаты вывели из строя систему «Рада». Депутату Андрею Павловскому в ходе стычки разбили очки и повредили руку. Правда, Нестор Шуфрич потом уверенно рассказывал, что у него с Павловским произошел «товарищеский» разговор, после которого бютовец быстро ретировался, а по дороге столкнулся с дверью, сломал ее и разбил себе очки.
Конфликт, можно, сказать, завершился. Бютовцев вытолкали из аппаратной, а работу Верховной Рады возобновили после перерыва.
Спикер получил отставку - голосованием с помощью карточек. «За» проголосовали 233 депутата. Голоса за увольнение дали 175 регионалов, 27 коммунистов, 20 литвиновцев, а также 10 нунсовцев и 1 бютовец. А спикер Литвин еще и потребовал лишить неприкосновенности бютовцев-хулиганов.
-- 2009: Осада за соцстандарты
Не один день блокировали трибуну парламента регионалы и осенью 2009 года. Перед президентскими выборами соратники Януковича решили проявить особую заботу о народе. В результате Рада так и не смогла начать полноценную работу – депутаты от Партии регионов на каждом заседании требовали рассмотрения закона о повышении социальных стандартов.
Первая попытка принять этот закон закончилась для Партии регионов неудачей – необходимых 226 голосов собрать не удалось. Регионалы после обещали не срывать работу парламента, но уже через неделю обещание не выполнили.
Андрей Кожемякин тогда обвинял Партию регионов в том, что она может продолжить блокирование трибуны для того, чтобы не дать коалиции возможность принять госбюджет на 2010 год. На уступки коалиция не шла.
Казалось, успешным для регионалов могло оказаться заседание 22 сентября. В повестке дня значился законопроект по соцстандартам и представление Кабмином проекта госбюджета-2010. Лидер Партии регионов Виктор Януковича заявил, что его фракция поддержит проект госбюджета, если правительство согласится повысить минимальные пенсии и зарплаты. При том что в своем заявлении, переданном партией, он отметил, что «проект бюджета, поданный в Верховную Раду, - основан на нереальных показателях».
Однако Рада сразу уже установила, что голосование по пяти законопроектам, касающимся повышения минимальных соцстандартов, будет осуществляться путем поднятия рук. В БЮТ сразу пообещали не голосовать. Предложению воспротивились и сами регионалы. «Блок Литвина договорился с Блоком Тимошенко специально изменить форму голосования, зная, что нескольких депутатов сегодня нет в зале, и эти несколько депутатов не могут голосовать лично», - предрекла провал голосования Анна Герман. Регионалам не осталось ничего, кроме как снова «взять» трибуну.
В итоге представителям ПР удалось склонить на свою сторону фракции блока Литвина, коммунистов, часть НУНС и проголосовать в начале октября в первом чтении за повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Хотя БЮТ и лояльная премьеру часть НУНС заявили, что это стало возможным лишь благодаря «сговору» президента Ющенко с ПР. Трибуна без регионалов на страже с самого утра, действительно, выглядела неожиданной.
-- 2010: Против власти не попрешь без травм
Со сменой власти, сменились и роли. А вместе с этим и методы. Регионалы при премьере Тимошенко могли блокировать работу парламента месяцами, не опасаясь угроз для собственной жизни и здоровья. Но позволить такое оппозиции, придя к власти, они не смогли.
16 декабря 2010 года депутаты от БЮТ заблокировали президиум с требованием прекратить политические репрессии против Юлии Тимошенко. Бютовцы собирались удерживать блокаду всю ночь. Повод, по большому счету, был не значительный. Но «осада» трибуны снова закончилась ничем.
Вечером, после окончания рабочего дня, депутаты от Партии регионов Александр Волков, Олег Царев, Владислав Забарский, Эльбрус Тедеев и другие ворвались в президиум через двери со стороны кабинета спикера и кинулись силой выдворять оппозиционеров из сессионного зала. Драка завязалась в полутьме. Регионалы не брезговали ничем: бросались стульями, пинали противников кулаками. В итоге – одержали победу.
Работа парламента была восстановлена. Но бютовцам лишь моральным поражением отделаться не удалось. Михаил Волынец заработал сотрясение мозга – в результате удара стулом. Владимир Бондаренко – сломанное запястье. По его словам, тоже благодаря стулу и задиристому депутату Саламатину. Василий Кравчук получил от регионала Петра Цюрко одиннадцать ударов в голову – его выносили из парламента на носилках. Николаю Кравчуку тоже разбили голову. В тяжелом состоянии в «Феофанию» был доставлен 70-летний Юрий Гнаткевич.
За избиение коллег регионалы не понесли не то, что уголовную, но даже политическую ответственность. Многие из них успешно попали на проходные места в список партии на следующих парламентских выборах – чтобы и в дальнейшем иметь возможность давать жесткий отпор оппозиции.
-- 2011: «Янукович, не убивай Юлю»
В очередной раз бютовцы заблокировали трибуну 6 декабря 2011 года. Уже после оглашения приговора Юлии Тимошенко в семь лет тюремного заключения. Выступая в парламенте в тот день, Николай Томенко сообщил, что «больную» Тимошенко снова допрашивают – «чтобы открыть новое дело по событиям 15-летней давности».
За день до того стало известно, что Главным следственным управлением Государственной налоговой службы Украины завершается следствие по уголовному делу по обвинению Тимошенко в организации сокрытия валютной выручки в сумме более 165 миллионов долларов, разворовывании бюджетных средств. А также - уклонении от уплаты налогов на общую сумму более 47 миллионов гривен путем внедрения финансовой схемы по расчетам за товарно-материальные ценности корпорацией ЕЭСУ и сокрытия доходов с использованием оффшорных компаний.
По инициативе фракций БЮТ и НУНС был объявлен получасовой перерыв (для консультаций по декриминализации статей Уголовного кодекса), во время которого сторонникам ЮВТ и удалось занять трибуну в сессионном зале. Двери входа в президиум они подперли креслами, а на стене развесили плакат: «Янукович, не убивай Юлю».
Фракция «БЮТ-Батькивщина» потребовала от власти предоставить возможность провести международную экспертизу и должное лечение Тимошенко, экс-главы МВД Юрия Луценко и бывшего и.о. министра обороны Валерия Иващенко. А также – допустить лидеров оппозиции к избирательному процессу. Сергей Соболев также рассказывал, что его политсила требует Раду поддержать рекомендацию профильного комитета по новой редакции статьи 365 Уголовного кодекса.
Результат этих и других подобных попыток оппозиции освободить своих лидеров известен: Луценко в колонии, Тимошенко в больнице – под круглосуточной охраной, дело ЕЭСУ в суде, в январе 2013 года Генпрокуратура официально уведомила ЮВТ о подозрении в убийстве Евгения Щербаня.
-- 2012: К посту Омбудсмена – через баррикады
Несмотря на то, что в марте 2012 года парламент «прокатил» на пост омбудсмена и кандидата от оппозиции Евгения Захарова и кандидата от партии власти Валерию Лутковскую, к кандидатуре последней все же вернулись. И 24 апреля после долгих прений возле трибуны депутаты отправились голосовать «за» и «против» нее. Первых, впрочем, оказалось больше. «За» проголосовали в итоге даже те, кто раньше был против – в целом 252 человека.
В этот же день экс-премьер Юлия Тимошенко рассказала, как ее избили при вывозе в больницу, и объявила голодовку.
Фракция «БЮТ-Батькивщина» в ответ заблокировала трибуну парламента, требуя немедленно заслушать генпрокурора Пшонку и рассмотреть вопрос о допуске депутатов с медицинским образованием в Качановскую колонию к Тимошенко.
«Мы не покинем своего места, пока не появится Генпрокурор с детальными объяснениями», - заявлял нардеп Сергей Пашинский. Блокирование трибуны – с целью еще и не дать Лутковской принять присягу - продолжалось несколько дней.
Но закончилось все уже вполне ожидаемо. Регионалы в очередной раз доказали, что горстка оппозиционеров у трибуны их не остановит. Несмотря на то, что ложа президиума Верховной Рады и парламентская трибуны были заблокированы, 27 апреля Лутковская взяла микрофон в руки и зачитала текст присяги. Стоя у входных дверей рядом с сектором фракции Партии регионов и под крики оппозиционеров: «Ганьба!».
Генпрокурора, к слову, оппозиционеры в Раде снова ждут…
-- 2012: За язык и рубахи рвут
24 мая 2012 года на рассмотрение в парламент был внесен скандальный «языковой» законопроект Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова.
Во время выступления Колесниченко оппозиционеры блокировали трибуну. Спикер Владимир Литвин закрыл заседание. Завязалась драка. Выступающему автору порвали рубашку. Депутата от БЮТ Николая Петрука увезли с забинтованной головой в машине скорой помощи. Лидер фракции ПР Александр Ефремов в лучших традициях потом рассказывал, что Петрук оступился сам.
Тем не менее, регионалам удалось «развести» оппозиционеров «как котят». 5 июня, перед голосованием за законопроект в первом чтении, сами заблокировали трибуну – дабы не дать такой возможности оппозиции. «За» проголосовали 234 депутата.
А 3 июля – несмотря на всю серьезность подготовки оппозиции – закон был принят во втором чтении.
Голосование за законопроект проходило в отсутствие главы парламента Владимира Литвина - вечернее заседание открыл его первый заместитель, представитель Компартии Адам Мартынюк. Сразу после открытия заседания глава фракции Партии регионов от имени ПР и КПУ неожиданно предложил рассмотреть законопроект об основах государственной языковой политики как неотложный. Его предложение не получило необходимой поддержки депутатов, собрав 219 голосов при 226 необходимых. После этого на голосование было поставлено предложение о возврате законопроекта на доработку. Это решение также не набрало необходимого количества голосов. Затем, согласно регламенту, Рада должна была вернуться к вопросу о необходимости рассмотрения закона как неотложного. Однако Мартынюк, в обход регламента, поставил на голосование рассмотрение законопроекта по сути, и закон был принят в целом. Около двух тысяч поправок к документу при этом были проигнорированы. Сразу после голосования вице-спикер закрыл заседание парламента. Оппозиция помчалась к трибуне, но было уже поздно.
В то, что блокированием трибуны «за» сенсорную кнопку оппозиционеры добьются чего-то невыгодного регионалам, верится с трудом. Судя по тому, как быстро редеют ряды «блокирующих», среди оппозиционеров по-настоящему в успех верят далеко не все. Более реальным, к сожалению, пока выглядит вариант сдачи обороны – под каким-нибудь красочным, но не убедительным оправданием. Тем более что оппозиционер Владимир Арьев уже проанонсировал: «Завтра ПР пойдет на силовое разблокирование парламента». Предыдущая работа регионалов в этом направлении обычно была весьма эффективной.
Коментарі — 0