Заручившись поддержкой Брюсселя, Янукович едет в Москву за уступками «Газпрома»
Встреча президентов Виктора Януковича и Владимира Путина, скандально отмененная в конце декабря, может состояться в марте. О том, что подготовка к переговорам ведется, сообщил посол РФ в Украине Михаил Зурабов. В Киеве считают, что российская сторона смягчает позицию в отношении украинского руководства. И это происходит из-за действий Евросоюза, который занял неожиданно активную позицию в процессе евроинтеграции Украины.
Украинские эксперты отмечают, что в декабре именно Владимир Путин отменил встречу с Януковичем. «Вопрос ставился так: все или ничего. Мол, хотите подписать новые соглашения и снизить цену на газ? Тогда вступайте в Таможенный союз. Нет – так нет», – напомнил «НГ» руководитель Международного института демократий Сергей Таран. Он считает, что сейчас Москва готова снизить планку требований: «Учитывая все обстоятельства, в первую очередь – итоги саммита Украина–ЕС, в России признают, что членство Украины в Таможенном союзе сейчас невозможно. А замораживать отношения с Киевом неразумно. И тот факт, что подготовка к встрече Януковича и Путина началась, свидетельствует о желании Москвы возобновить диалог, отказаться от ультиматумов».
Украинская сторона, как и ранее, говорит о необходимости найти взаимоприемлемый вариант сотрудничества с ТС без полноправного членства. Ранее президент Янукович предложил формулу «3+1», предполагающую особый статус Украины в экономических отношениях с Россией, Белоруссией и Казахстаном. «Тройка» отказывалась признать такой статус.
Сейчас посол Зурабов отметил, что на политическом уровне возможность реализации предложенной Януковичем формулы маловероятна. Но поиск формата сотрудничества, который устроит все стороны, ведется. В Киеве считают, что переговоры Януковича и Путина не дадут ответа на вопрос о взаимодействии Украины и ТС. Президенты скорее всего отложат стратегию, по крайней мере до мая, когда решится вопрос о том, будет ли в ноябре подписано соглашение об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе, предполагающее создание зоны свободной торговли. На данном этапе украинский и российский лидеры займутся текущими вопросами, которые традиционно связаны с поставками газа и базированием флота.
Что касается отношений в газовой сфере, то, как писала «НГ», саммит Украина–ЕС внес неопределенность в украинско-российские газовые переговоры. Дело в том, что Киев, не дождавшись помощи Европы в переговорах с «Газпромом», задумался о создании двустороннего газо-транспортного консорциума. Переговоры на эту тему велись в течение двух месяцев и уже близились к завершению, когда европейская сторона неожиданно заявила о желании стать третьим участником консорциума. При этом Киеву было обещано содействие в переговорах по снижению цены на газ.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский в комментарии «НГ» выразил сомнение, что заявления, прозвучавшие в Брюсселе, способны сорвать украинско-российский переговорный процесс. По его мнению, они лишь усилят позицию украинской стороны на переговорах в Москве. В результате «Газпром» может отказаться от ряда выдвигаемых ранее требований.
В качестве примера в Киеве приводят вопрос о праве собственности на украинскую газотранспортную систему (ГТС). Источник в энергетическом ведомстве сказал «НГ»: «Это один из самых сложных вопросов: получит ли консорциум газотранспортную систему в управление, в аренду или в собственность. Россияне, обещая инвестиции в модернизацию ГТС и гарантированные объемы транзита газа, конечно, хотят получить право собственности. Но нас не устраивает белорусский сценарий».
После саммита Украина–ЕС Янукович четко сказал: «ГТС останется государству. Она скорее всего будет передана в аренду. Чтобы арендной платы хватало на содержание ГТС, чтобы разделить ответственность по ее содержанию. И, безусловно, получить гарантии прокачки соответствующих объемов газа». Он отметил, что стороны близки к принятию решения. Хотя ранее эксперты говорили, что украинская позиция слаба, поскольку не решен вопрос о выставленном «Газпромом» счете на 7 млрд. долл. за недобор газа в 2012 году, Янукович жестко ответил: «Мы отказали в выплате этих штрафных санкций. Сейчас мы ведем переговоры».
Спустя несколько дней посол Зурабов дипломатично заметил, что финансовые претензии за недобор газа «не могут стать препятствием в продолжении диалога по энергетическому сотрудничеству». «Мы считаем, что вполне возможно сохранение собственности по украинской ГТС за украинской стороной и принятие соответствующих законодательных решений, которые бы позволили передать ее, не меняя формы собственности, в управление консорциуму», - отметил посол. Создание консорциума может стать достаточным основанием для снижения цены на газ для Украины, допустил Зурабов, отметив, что российская сторона на данном этапе хотела бы уточнить роль ЕС в создании консорциума.
«Януковичу уже удалось показать российской стороне, что при сохранении неуступчивой позиции «Газпрома» Украина может договориться с другими партнерами, заручиться поддержкой Евросоюза. Вопрос в том, насколько все это реально: будет ли ЕС действительно участвовать в модернизации ГТС, захочет ли продвигать совместные проекты с Украиной? Пока речь идет о политических заявлениях, не подкрепленных экономикой», – полагает Таран.
Эксперты допускают, что Россия пойдет на уступки Украине в газовом вопросе в обмен, например, на решение давних проблем, связанных с базированием Черноморского флота в Крыму. В числе таковых в первую очередь называются согласие Киева на перевооружение флота и отказ украинской стороны от взимания таможенных платежей за поставки товаров для нужд флота. Неделю тому назад эти вопросы снова актуализировал в ходе визита в Севастополь министр обороны РФ Сергей Шойгу. Его украинский коллега Павел Лебедев подтвердил, что российская сторона просит скорее решить два упомянутых вопроса. «Намерение России понятно, ведь технологии идут вперед и желание перевооружить свой флот – справедливое. Поэтому необходимо решить все вопросы на законодательном уровне, учитывая интересы в том числе Украины как внеблокового государства», – сказал украинский министр.
Но оборонное ведомство не может самостоятельно принять решение. А в других структурах сообщают, что только начали знакомиться с российскими предложениями. «Говорить о каких-либо договоренностях (по перевооружению флота. – «НГ») еще рано, вопрос находится на начальной стадии обсуждения», – заявил на днях и.о. директора департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис.
Говоря о предстоящей встрече Януковича и Путина, эксперты сомневаются в том, что президенты примут какие-то решения. Украина продолжает играть на противоречиях между двумя партнерами – Россией и Евросоюзом, отметил Таран.
Коментарі — 0