Украина до Януковича была хороша тем, что одни ее сволочи постоянно боролись с другими.
Украина до Януковича была хороша тем, что одни ее сволочи постоянно боролись с другими. Общество от этого только выигрывало: стране нужна хоть какая-то система сдержек и противовесов. При нынешнем дефиците альтернатив борьба двух зол в Крыму доставляет особую радость.
Самые впечатляющие моменты в фильмах связаны отнюдь не с противоборством добра и зла. Больше всего азарта вызывает момент борьбы двух отрицательных персонажей. Есть что-то мстительно приятное в том, чтобы наблюдать их взаимную нейтрализацию.
Я это все пишу не просто так. В Крыму меджлис (неофициальное этническое правительство крымских татар) и «донецкие» ставленники Партии Регионов вошли в клинч. До недавнего времени «регионалы» старались на трогать Мустафу Джемилева (главу меджлиса) и его окружение, сравнительно небольшая численность которых компенсировалась сплоченностью, организованностью и влиянием на более чем двухсоттысячную крымскотатарскую общину двухмиллионного Крыма. А потом кто-то, очевидно, вспомнил, что не за горами президентские выборы, на которых Виктору Януковичу рассчитывать на поддержку меджлиса не придется (меджлис традиционно поддерживает «национально-демократические» силы). Или же просто эго главы крымского Совмина Анатолия Могилева шагнуло за рамки инстинкта самосохранения — и «рубикон» был перейден.
Сперва ставленников Джемилева выгнали из органов власти, где целый ряд постов до недавнего времени были его многолетней квотой. После был полностью заменен состав Совета представителей крымскотатарского народа, где место «джемилевцев» заняли т.н. «конструктивные крымские татары» — в лице малоизвестных, а оттого – маргинальных общественных деятелей. Затем, крымские чиновники начали «копать» под Международный форум крымских татар, идею которого давно продвигает меджлис. Под это мероприятие европейцы были готовы выделить деньги – но, видимо испугавшись, что транш уйдет «не в те руки», крымские власти решили агитировать за альтернативный «Международный форум народов Крыма». Я не знаю, кто больше бы нагрел руке на «распиле» этого бюджета – возможно, что все же «регионалы», аппетиты которых никак не ограничены вопросами национальной или еще какой-нибудь солидарности.
Но главная информационная бомба взорвалась тогда, когда стало известно, что городские власти отказывают меджлису в проведении традиционного митинга-реквиема, который проходит каждый год в день депортации 18 мая на центральной площади Симферополя. Само мероприятие состоится – но под эгидой властей и тех «представителей народа», которых сами «регионалы» считают подходящими. Интересно только – самим этим «представителям» не страшно будет выходить на площадь перед толпой, которая традиционно ждет совершенно других лиц и фамилий?
Я не случайно начал с упоминания «двух зол». Меджлис – это довольно противоречивая структура. В ее составе есть откровенные мерзавцы, безнаказанно сбивавшие насмерть пешеходов или избивавшие арматурой посетителей бара. Руководителям меджлиса никогда не хватало смелости и честности признать, что в их среде есть самые обычные преступники, а не только «радетели за народное счастье» и «жертвы политических гонений». Они мало чем отличались от тех же «бютовцев», до последнего защищавших депутата-людоеда Лозинского. Только «бютовцы» в итоге грехи однопартийца все же признали, а вот будь на их месте меджлисовцы – этого могло бы и не случиться.
Национальный эгоизм меджлиса не только персонален – он коллективен. Неофициальное крымскотатарское правительство держится особняком от армян, болгар, немцев и греков, которых также вывезли с полуострова в военные годы. Привычно критикует Украину за то, что та не решает проблемы депортированных – хотя, если уж быть юридически точным, то на момент депортации Крым не входил в состав УССР и Украина не является формально ответственной за последствия этого шага (ее политика в сфере обустройства депортированных скорее выглядит как эдакий «жест доброй воли»). Сторонники Джемилева так и не отказались ни от одной безумной идеи вроде национальной автономии или реституции. Они заперли себя в логике прошлого века – и бояться выглянуть наружу в страхе обнаружить свое несоответствие времени.
Но всех крымских татар за этим «железным занавесом обособленности» удержать не удается. Число симпатиков меджлиса снижается, распоряжения «политических аксакалов» играют все меньше значения во время выборов, а накопившиеся противоречия время от времени всплывают в виде обвинений в коррупции со стороны тех, кто остался в стороне от дележа ассигнований на обустройство общины. К тому же те, кто пытаются подхватить знамя национального вождизма – мало чем отличаются от действующих лидеров общины. Более того – они еще более этнически-эгоистичны, нередко – более агрессивны и уж точно пользуются меньшим авторитетом со стороны крымских татар. И, в отличие от того же Мустафы Джемилева, не могут предъявить многолетний диссидентский стаж, конвертированный в годы, проведенные в местах лишения свободы.
Кстати, именно это и отличает специфику нынешнего клинча, в котором сошлись уголовные сроки Януковича и политические – Джемилева. У «регионалов» в активе – абсолютно бульдозерная уверенность в своих силах. У меджлиса – привычная неготовность искать компромиссы, помноженная на силовой актив пассионарно-люмпенизированных слоев. Власти надеются перевести стрелки социального недовольства крымских татар на «проворовавшихся спекулянтов». У «меджлисовцев» есть шанс сплотить электорат перед опасностью «бело-голубой угрозы», которую олицетворяет глава Совмина автономии Анатолий Могилев, запомнившийся неполиткорректными заявлениями в адрес крымских татар.
Те крымские «регионалы», что решили обжить фэйсбук и теперь пишут там антимеджлисовские речи, даже не вызывают никаких эмоций. Жалкое стремление выдать новую политику за результат коллегиального внутрипартийного консенсуса вызывает смех. Хочется посмотреть, что они начнут писать, когда маховик взаимоотношений совершит очередной поворот и между двумя силами начнется очередной этап «конструктивных договоренностей». Но в ближайшее время развязки не будет – даже от кульминации нас отделяют два с половиной месяца. Потому что лишь запланированный на 18 мая траурный митинг станет «днем Д» в этой намечающейся схватке двух эгоизмов. И мне будет любопытно смотреть на это столкновение одинаково далеких от меня политических лагерей.
Только один нюанс – никому не кажется симптоматичным, что во всем Крыму лишь у крымских татар хватает пороху не прогнуться под украинский аналог партии жуликов и воров?
Коментарі — 0