Президенту Украины предлагают рассказать правду о переговорах в Москве
Украинская оппозиция требует, чтобы президент Виктор Янукович отчитался о результатах его визита в Москву. В частности, парламентская фракция партии УДАР, по словам ее лидера Виталия Кличко, добивается проведения специального заседания Верховной Рады. Оппозиционных депутатов в первую очередь беспокоит вопрос о том, аннулировал ли Янукович на переговорах с Путиным те договоренности, которые неделей ранее были достигнуты на саммите Украина–ЕС.
Беседа президентов во вторник в резиденции «Русь» изначально не предполагала публичности, поскольку по ее итогам не планировалось подписание документов. «Президенты, завершившие прошлый год на скандальной ноте – декабрьский визит Януковича в Москву был отменен в день визита, – сейчас возобновили диалог, сверили позиции. Само по себе это означает, что российская сторона отказалась от ультимативного тона переговоров с Киевом», – сказал «НГ» политолог Сергей Таран.
Он считает, что президентская беседа, затянувшаяся до двух часов ночи, завершилась без результатов, которые можно было бы выносить на публику: «Думаю, Янукович и Путин снова высказали друг другу давно известные тезисы: Украину волнует вопрос снижения цены на газ, Россию интересует перспектива полноправного членства Украины в Таможенном союзе. Если бы хоть до чего-то договорились, нашли приемлемые варианты, то непременно сообщили бы об этом как об очередном большом прорыве». Но по состоянию на вчера никаких подобных заявлений не прозвучало.
Эксперты обращали внимание, что украинский лидер отказался провести остаток ночи в специально подготовленном в Завидове гостевом домике и под утро вернулся домой.
О том, что переговоры были тяжелыми, можно было судить еще до их начала. Российский лидер, встречая гостя не на пороге, а в холле резиденции, сразу же взял инициативу в свои руки. Он повернул разговор в русло тем, связанных с Таможенным союзом. Отмечая, что выбор направления внешней интеграции остается за официальным Киевом, российский президент в то же время отметил, что членство в Таможенном союзе сулит значительные преимущества. Он напомнил, что, по оценкам Института экономики и прогнозирования Академии наук Украины, рост ВВП страны в случае присоединения к ТС составит от 1,5 до 6,5% в зависимости от степени интеграции. «С социально-экономической точки зрения, мне кажется, ни в Украине, ни в России нет серьезных экспертов, которые бы не считали, что это для Украины исключительно положительный процесс», – подчеркнул Путин.
Отдельными штрихами президент РФ обозначил значительные потери в торговом обороте, которые Украина уже несет, поскольку не принимает участия в интеграционных процессах в рамках ТС. А также отметил, что вскоре проблему ощутят на себе многие граждане Украины: «С 2015 года движение рабочей силы в странах Таможенного союза будет ограничено. Свободное движение будет только для стран Таможенного союза».
Экономист Международного центра перспективных исследований и конфликтологии Александр Кошик подтвердил «НГ», что украинские ученые ранее тщательно рассмотрели все варианты, связанные с интеграцией в ТС. «Украина действительно получила бы от членства в ТС ощутимую экономическую выгоду – и снижение цен на энергоносители, и оживление промышленности за счет новых кооперационных связей. Совокупно это дало бы в среднем 9 миллиардов долларов в год», – отметил эксперт.
Кошик добавил, что экономические расчеты, связанные с евроинтеграцией, практически не проводились: «Нам говорят, что, в общем, в будущем на перспективу это выгодно. Но нужно учитывать то обстоятельство, что Украина в свое время вступила в ВТО крайне поспешно, желая в первую очередь опередить Россию, а поэтому согласилась на невыгодные условия. У нас примерно в два раза ниже уровень таможенной защиты, чем у наших партнеров. Как только подпишем соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, европейские товары потоком хлынут в Украину. А Таможенный союз вынужден будет, защищая свою экономику, ввести торговые барьеры на границах с Украиной. Куда в таком случае деваться украинским производителям, кому будут нужны их товары? Последствия будут катастрофическими для экономики Украины и для наших граждан».
Эксперт считает неслучайным замечание Владимира Путина о трудовых мигрантах. По разным данным, в России работают 1–1,5 млн. граждан Украины. Александр Кошик отметил, что в последние годы денежные переводы гастарбайтеров из России превышают суммы переводов из стран ЕС: «В Европе безработица, экономические проблемы. Они будут постепенно выдавливать украинских гастарбайтеров. Членство страны в Таможенном союзе оживило бы ряд отраслей и позволило бы им найти работу на родине. В противном случае и ЕС откажется от наших рабочих рук, и Таможенный союз закроет границы. Куда пойдут эти люди? Не исключено, что на улицу – протестовать против евроинтеграции».
Сторонники сближения с ЕС придерживаются другого мнения: экономика Украины, пережив шок, выйдет на качественно новый уровень развития. Эксперты отмечают, что многие украинские олигархи, закрепившиеся в Европе, хотят открытых торговых границ с ЕС. Но им не нравятся как раз политические требования Брюсселя к Киеву. Договоренности, достигнутые на саммите Украина–ЕС, позволяют разрешить эту проблему: речь идет о том, что в случае успешного продвижения проекта евроинтеграции в ноябре может быть подписано два соглашения – об ассоциированном членстве и о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. После этого рамочный документ об ассоциации поступит на ратификацию в европейские парламенты, но зона свободной торговли будет действовать сразу же после подписания.
Эксперты в Киеве отмечают, что украинским финансово-промышленным группам хочется расширить свой бизнес за счет европейских возможностей. Но они внимательно слушают и обещания с российской стороны. И еще могут повлиять на руководство государства, чтобы изменить вектор интеграции. Замруководителя Центра Разумкова Валерий Чалый пояснил украинским СМИ, что желание сейчас же получить ощутимую экономическую выгоду может перевесить все прежние лозунги о перспективности евроинтеграции. Россия способна создать для Украины временный, на 2–3 года, режим экономических преференций, позволяющих решить все социальные проблемы, чтобы Янукович мог пойти на выборы 2015 года, полагает он.
Янукович в начале встречи с российским коллегой занял фактически оборонительную позицию. Он настаивал, что Украине нужно время: «Сегодня речь идет о формате сотрудничества между Украиной и странами Таможенного союза. Естественно, здесь не может быть решения такого: мы приняли решение – и вступили. Здесь речь идет о процессе, который предусматривает внутригосударственные процедуры, рассмотрение этих положений». Он напомнил, что Украина пока не присоединилась ни к одному документу ТС: «Мы заинтересованы в том, чтобы рассмотреть эти документы. Потому что разговоров очень много, эксперты говорят, строят различные прогнозы. Есть и противники. Идет процесс, я бы сказал, больше политический, чем экономический».
Накануне визита Януковича министр иностранных дел Украины Леонид Кожара сказал, что для Украины наиболее приемлемый на сегодня формат сотрудничества с ТС заключается в создании зоны свободной торговли с ТС и присоединении к отдельным соглашениям, которые не противоречат евроинтеграции. Но, как утверждают информированные источники в Киеве, Москва не приняла это предложение, поскольку формата «специального членства» нет в уставных документах Таможенного союза. Публично Владимир Путин четко сказал, что направление внешней интеграции – это политический выбор самой Украины.
«На мой взгляд, это чрезвычайно важное замечание: российский лидер четко обозначил, что интеграция в Таможенный союз – не чистая экономика, как говорят многие представители партии власти, а вопрос политики. Даже политической стратегии. В Москве отлично понимают, что если соглашения, связанные с евроинтеграцией, будут подписаны, то можно ставить крест на попытках втянуть Украину в российскую внешнеполитическую орбиту, сделать ее пророссийским плацдармом в Восточной Европе. Исходя из значимости и сложности вопроса, мы можем только догадываться, что Путин сказал Януковичу», – полагает Сергей Таран. Он считает, что ситуация прояснится через три месяца, когда станет известно, будет ли ЕС подписывать соглашение о сближении с Украиной.
Коментарі — 0