Если на Украине депутата парламента могут лишить мандата за то, что он одновременно занимается адвокатской деятельностью, то в ФРГ депутаты-адвокаты - совершенно нормальное явление.
Если на Украине депутата парламента могут лишить мандата за то, что он одновременно занимается адвокатской деятельностью, то в ФРГ депутаты-адвокаты - совершенно нормальное явление.
На Украине парламентария Сергея Власенко лишают мандата за то, что он, являясь депутатом Верховной рады, защищал и защищает интересы Юлии Тимошенко в уголовном процессе. В Германии же адвокатскую деятельность совершенно легально практикуют, получая соответствующее вознаграждение, несколько десятков парламентариев. Правда, при этом за ними пристально следят неправительственные организации.
Из 620 депутатов бундестага более половины называют себя профессиональными политиками. Это означает, что, несмотря на разрешенное законом совмещение депутатства с иной профессиональной деятельностью, последней они не занимаются. Среди тех народных избранников, которые продолжают что-либо еще делать одновременно с работой в парламенте, большинство занимается юриспруденцией. И многие из них оказывают адвокатские услуги.
-- Депутат-адвокат - совершенно нормально
Такое совмещение имеет свою логику. «Депутатский мандат - временный. С его получением важно не отказываться от практической деятельности, чтобы не стать зависимым от политики», - пояснил в беседе с DW Карл-Георг Вельман (Karl-Georg Wellmann), депутат от блока ХДС/ХСС, входящего в правящую коалицию. Только в парламентской фракции этого блока интересы избирателей представляют более 80 юристов, большинство из которых не отказалось от адвокатской деятельности.
Вельман стал депутатом бундестага в 2005 году, до этого 20 лет работал адвокатом, а с 1997 года - еще и нотариусом. Но после избрания в парламент он не оставил юридическую практику. «Работа в моей адвокатской компании, а также в роли нотариуса занимает около 5-10 процентов моего рабочего времени, - поясняет депутат. - Опыт, который ты получаешь в результате какой-либо профессиональной деятельности, очень важен в политической работе, ведь мы - представители народа, поэтому в парламенте должны работать опытные люди».
-- Transparency International требует больше прозрачности
Представители международной антикоррупционной организации Transparency International (TI) не видят особых проблем в совмещении депутатства с другими видами профессиональной деятельности. Единственное, что их по-настоящему тревожит, - степень прозрачности совмещения и отчетность народных избранников.
«Мы требуем большей ясности в информации о дополнительных доходах членов парламента, с точностью до цента», - заявил в интервью DW руководитель немецкого бюро TI Кристиан Хумборг (Christian Humborg). По его словам, с этой точки зрения наиболее «проблемной» депутатской группой являются именно адвокаты.
«Важно иметь полную информацию о тех, кто пользуется адвокатскими услугами депутатов, и тех, кто оплачивает их работу вне парламента», - пояснил он. Хумборг уверен, что такая информация позволит предотвращать случаи, когда сфера деятельности клиента слишком близка к сфере деятельности адвоката- парламентария.
Карл-Георг Вельман - член комиссии бундестага по иностранным делам. В фокусе его политических интересов находится, в частности, и экономическое сотрудничество со странами Восточной Европы. Как юрист он специализируется на хозяйственном и налоговом праве. «Я не могу как адвокат представлять интересы ряда предприятий, так как сразу может возникнуть конфликт интересов. Но в делах других клиентов я свободен», - отметил Вельман.
-- Из политических процессов - в депутаты
Парламентарий из фракции «Союз-90»/»Зеленые» Ханс-Кристиан Штрёбеле (Hans-Christian Ströbele) совмещает депутатство с работой адвоката по уголовным делам. 73-летний Штрёбеле получил известность еще в середине 70-х, когда защищал членов леворадикальной террористической организации «Фракция Красной Армии» (RAF).
Депутатом бундестага его впервые избрали в 1985 году. И с того времени Штрёбеле не прекратил юридическую практику. «У меня есть адвокатское бюро. Конечно, сейчас у меня значительно меньше времени, поэтому я оказываю преимущественно консультационные услуги. Многие мои коллеги делают то же», - рассказывает Штрёбеле.
Он признает, что вне внимания судей, конечно, не остается тот факт, что адвокат является депутатом парламента. «Но при этом очень важно разделять депутатскую и юридическую деятельность. Как адвокат я не могу отправлять письма на депутатских бланках или давать мою визитку депутата бундестага. За этим очень пристально следят как неправительственные организации, так и союзы адвокатов», - добавляет Штрёбеле.
Кристиан Хумборг из Transparency International напоминает, что иногда депутаты в своей адвокатской деятельности злоупотребляют депутатским статусом для лоббирования тех или иных интересов: «Именно такие ситуации тревожат нас больше всего и требуют большей прозрачности».
Коментарі — 0