Взаимными стараниями власти и оппозиции тема киевских выборов была низведена до фарса.
Взаимными стараниями власти и оппозиции тема киевских выборов была низведена до фарса. Народного возмущения не последовало. Неделя, начавшаяся со Дня дурака, продемонстрировала миру удивительное политическое противостояние, в котором каждая сторона ухитрилась показать во всей красе собственную беспомощность. И с каждым днем эта беспомощность становится все опаснее не только для политиков, но и для страны.
-- Этап первый: скучный бунт
Второго апреля Верховная Рада должна была рассматривать проект постановления о проведении 2 июня выборов мэра Киева и Киевсовета. На второе же апреля был назначен митинг киевлян с требованием вернуть им законное — и конституционное — право самим определять своего городского голову. Предложение собраться под Радой изначально пришло не от партий, а вообще от медийщиков — первым идею озвучил у себя на Facebook журналист Роман Шрайк. Однако, чего и следовало ожидать, оппозиционные партии быстро подхватили — и перехватили — начинание.
Результат не порадовал. Несмотря на массовые призывы в соцсетях, десятки тысяч розданных возле станций метро листовок с призывом прийти и высказать власти свое мнение, митинг не тянул не только на народное восстание, но и на свидетельство, что киевлян что-то не устраивает.
«Пришел с митинга. Потрясен. Банду, оказывается, геть!», — написал в FB один мой коллега. Действительно, если кто-то из киевлян пришел на митинг услышать что-то новое, он просчитался. Даже посмотреть на лидеров оппозиции не у всех получилось — последние долго не покидали здания Рады, делегировав вместо себя нескольких однопартийцев. Общая численность собравшихся, считая приходящих и уходящих, была порядка пяти тысяч человек, большинство из которых составляли люди, свезенные районными партийными организациями. Как это часто бывает на подобных сборищах, организаторы переборщили с количеством флагов. Это хороший product placement, обеспечивающий мелькание партийной символики в телесюжетах, но когда на четыре человека приходится один флаг — искусственность собрания сразу бросается в глаза. Происходящее выглядело несерьезно даже на фоне последних митингов оппозиции в областных центрах Западной Украины. Впечатление абсурда усиливал миниатюрный «контрмитинг» по соседству: несколько сотен студентов-ПТУшников не слишком успешно делали вид, что просят парламент ускорить евроинтеграцию.
Еще менее серьезным выглядело происходящее в зале. Бенефис Вадима Колесниченко, откровенный «троллинг» со стороны регионалов и коммунистов, на который прекрасно велись «свободовцы», отказ коммунистов встать во время минуты молчания по жертвам Голодомора, долгое обсуждение законопроектов на «спорные темы», вроде срочной необходимости отметить годовщину ВЛКСМ — все было лишь явным и неприкрытым отвлекающим маневром, призванным оттянуть голосование по киевскому вопросу. Парламентское большинство явно действовало по заранее заготовленному плану, рассчитывая, что к обеду митинг рассосется, и какие-либо эксцессы будут невозможны. Могли бы обойтись и без этого спектакля: уже с утра было ясно, что снаружи не матросы-балтийцы собрались. Но план был подготовлен заранее, и, действуя по нему, большинство провалило «киевский проект» уже на вечернем заседании.
-- Почему провал?
Казалось бы, акции под стенами парламента было предопределено стать по-настоящему массовой. На то было множество причин.
Во-первых, серьезные протестные настроения в обществе. Во-вторых, особая раздосадованность киевлян — недавний снежный коллапс продемонстрировал, что местные власти не только не справляются со своей работой, но и не несут за это ответственность. Одного признания фактического градоначальника в том, что во время общегородского ЧП он с женой находился за границей, в иных городах Европы, хватило бы для забрасывания его однопартийцев чем-то потверже снежков — если не погорючее. В-третьих, выборы в Киеве — прямое требование Конституции. По данным ZN.UA, недавно на Банковую для консультаций был приглашен один из «отцов Основного Закона». Консультации проводились с целью выяснить, есть ли законная — пусть и казуистическая — возможность не назначать проведение этих выборов и тянуть до 2015 года? Будучи человеком достаточно прямым, опытный юрист сходу назвал около десятка статей Конституции, нарушающих такой подход — как ни крутись, как ни трактуй.
Однако не срослось. Митинг не удался, контрмеры в виде милицейских заслонов, дублирующего митинга и цирка под куполом Верховной Рады оказались ненужными. Почему?
Откроем же секрет Полишинеля: нынешняя оппозиция, с некоторыми оговорками относительно партии «Свобода», не умеет работать с общественностью. В той же «Батьківщине» практически все яркие, харизматичные и сколь-либо опытные «массовики», все, кто имеет хотя бы общее представление о том, как собрать и, тем более, контролировать толпу, все, в ком еще горела искорка Майдана, были вычищены, выгнаны в результате склок, выставлены на заведомо непроходные задворки списков. Некоторые эксперты выдвигали предположения, что к этой акции они вернутся... Не вернулись. А без них не получается. Отдельных лидеров оппозиции подвела уверенность в том, что достаточно взять много денег, напечатать на них много листовок и как можно пафоснее заявить о своем неприятии власти — а там люди сами подтянутся. И будут стоять, слушая, как нехаризматичные персонажи кричат с импровизированной сцены лозунги двенадцатилетней давности, даже не пытаясь изобразить веру в собственные слова.
Они не поняли простой вещи: на таких собраниях людям быстро становится скучно. Пассивной частью протестующих овладевает зевота, а активной — непонимание.
Методы работы с общественностью известны и универсальны. О них пишут учебники. Необходима длительная работа на местах, хождение от квартиры к квартире, ежедневное убеждение граждан в том, что есть прямая связь между их действиями и состоянием родного города. Нужно, чтобы граждане видели депутатов не только по телевизору. Во время брифинга в Раде корреспондент ZN.UA спросил у народных депутатов, избранных по мажоритарным округам Киева, какое участие лично они принимали в организации митинга. Оказалось, что дело, в основном, ограничивалось распространением их сотрудниками печатной продукции. Маловато для тесного контакта.
Откроем и второй секрет: лидерам оппозиционных партий на данном этапе не так уж и нужны выборы в Киеве. Все уже живут мыслями в 2015-м — и некоторые явно полагают, что скандал от неназначения преступной властью киевских выборов даст им куда больше бонусов, чем формальный захват столицы при сохранении реальной власти в руках КГГА. И тут даже не важно, что по этому поводу думают народные депутаты от оппозиции, многие из которых не только искренне хотят этих выборов, но и честно работают в данном направлении. Так, в парламенте сейчас находятся четыре законопроекта от различных оппозиционных депутатов, пытающихся регламентировать распределение полномочий в киевской власти, в частности — между мэром и главой КГГА. В двух из них предусматривается возвращение райсоветов. Но, по признанию автора одного из законопроектов, народного депутата Ксении Ляпиной, до назначения даты выборов им вряд ли будет дан ход.
Бороться за эту дату хотя бы так, как боролись за персональное голосование, оппозиционные верхи, похоже, не хотят. Стратегические решения в стане оппозиции принимает очень узкий круг из пяти-шести человек (лидер фракции плюс оруженосец-казначей). До остальных они лишь доносятся, да и то не сразу.
Применительно к данному случаю — вечер был бы не столь томным, а собравшаяся толпа — не столь сиротливой, если бы на митинге был назван единый кандидат от оппозиции на киевское мэрство. Так сказать, человек-знамя. Лишь очень немногие люди способны бороться за абстрактные права, включая право избирать своего мэра, но практически все готовы постоять за готового кандидата с четкой программой (и тут все взгляды обратились к Виталию Кличко). Увы, пока не сторговались. Визит на митинг Петра Порошенко с сакраментальной фразой «я пойду на мэрство, если поддержит киевская общественность, а если лидеры фракций не поддержат, то будут против общественности» не считается. Фальстарт.
Ну а провал в парламенте и вовсе был предопределен, когда Компартия перешла на сторону ПР. По информации ZN.UA, одна из возможных причин смены настроений коммунистов — произошедшие на этой неделе кадровые перестановки в Министерстве доходов и сборов, очень выгодные для КПУ. В ответ оппозиция сделала все, что могла: начала блокировать трибуну.
Однако у власти был готов свой «план Б».
-- Этап второй: смешной путч
События четверга, 4 апреля, повторили сразу несколько сюжетов. Здесь были и нотки путча 1991-го, и нотки хождения парламентского большинства в Украинский дом в 2000-м. В этот день оппозиция устами Арсения Яценюка озвучила власти свои условия разблокирования трибуны. Ограничься они киевскими выборами — все бы смотрелось логично, но к ним присовокупили требования отменить пенсионную реформу (со стороны выглядело реверансом в сторону коммунистов) и отправить в отставку Кабмин Азарова (как будто с Кабмином Арбузова/Клюева, который, скорее всего, придет ему на смену, оппозиции будет проще). Условия были заведомо неприемлемы — и ситуация получила радикальное развитие.
Бросив здание Верховной Рады, парламентское большинство — сколь символично! — отправилось на улицу Банковую, заседать и голосовать в кинозале одного из помещений комитетов ВР. Показательно, что во время аналогичного кризиса 2000-го коммунисты настаивали, что, по закону, Верховная Рада может заседать лишь в здании парламента. Сейчас их точка зрения изменилась — как и место сидения.
Депутатов от оппозиции, равно как и журналистов, в помещение просто не пропускали: на входе дежурили региональные «силовики» в лице депутатов Шенцева, Царева и Тедеева. Проверить, сколько человек голосует, было решительно невозможно — однако показательно, что за два дня до этого в сессионном зале регионалы и коммунисты так и не смогли продемонстрировать стабильную работу большинства. По версии «путчистов», в здании на Банковой было принято около двадцати законов.
Законность этих действий, естественно, сомнительна — хотя бы из-за банальной невозможности подтвердить подсчет голосов. Но, осмелимся предположить, что целью «путчистов» не было срочное принятие ряда законов. Цели были иные, а именно:
— демонстрация оппозиции, что блокирование трибуны — не панацея;
— утверждение «если мы не сможем выигрывать по правилам — мы напишем новые правила»;
— дестабилизация оппозиции.
К последнему, по заверениям самих оппозиционеров, приложилась финансовая стимуляция ряда морально нестойких нардепов. Результат — выход из «Батьківщини» нардепов Виталия Немилостивого, Романа Стаднийчука и Игоря Скосаря, переориентировавшихся на парламентское большинство. Четвертым выходцем из партии оказался Олег Канивец — но впоследствии оказалось, что он просто неудачно выбрал время для конфликта с партийным руководством, а переходить на сторону власти не собирается. Cейчас, по информации ZN.UA, представители власти пытаются побудить к переходу на свою сторону и трех народных депутатов от фракции УДАРа — Руслана Сольвара, Сергея Каплина и Валерия Пацкана.
Был ли у оппозиции шанс противостоять такому нахрапу? Безусловно. Представьте себе на месте лидера оппозиции Юлию Тимошенко — не кажется ли вам, что она смогла бы по достоинству оценить такой подарок от провластных сил? Если оппоненты идут на явно незаконные действия, да еще и оставляют Раду в оппозиционное пользование — казалось бы, ну чего еще надо? Неужто бегущего противника надо бояться больше, чем атакующего? Можно честно обвинить оппонентов как минимум в нарушении закона, как максимум — в путче. Можно запустить в Раду народ и устроить ему экскурсию по цитадели парламентаризма. Много чего можно...
Однако решительных действий со стороны лидеров оппозиции пока не видно. Виталий Кличко в эти дни был занят, Олег Тягнибок пошел пояснять свою позицию на телеканал «Интер», а Арсений Яценюк объявил борьбу... с неназванной «группой Клюева» во фракции «Батьківщини». Которая, по его версии, пытается его свергнуть. Вместе с тем «Батьківщина» и «Свобода» призвали людей собраться в выходные, что после событий вторника прозвучало особенно забавно.
-- Никто не ушел здоровым
В сложившейся ситуации проиграли все. Победителями же себя объявят те, кто выйдет из боя с наименьшими потерями.
У оппозиции «пропало все». Провалилась попытка собрать многолюдный митинг. Провалилась попытка назначить дату киевских выборов (увы, не очень-то и хотелось). Пошатнулись фракции — побежали тушки. Утрачена возможность шантажировать оппонентов блокированием трибуны. Пострадал и без того нестойкий имидж руководителей.
Однако и хаотичные провокации Партии регионов не имели должного успеха. Тушек оказалось мало, демарш с перемещением на Банковую скорее делегитимизировал большинство, чем напугал оппозицию, а зачем были согнаны немногочисленные студенты на «евроинтеграционный контрмитинг» — и вовсе загадка. По сути, поздравить регионалов можно лишь с возвращением в теплую провластную семью ранее бунтовавших коммунистов.
Киевляне самоустранились от решения собственных проблем. Что вызывает смутные сомнения в том, что эти проблемы будут решены. В ситуации, когда власть хорошо понимает лишь силовую риторику, нежелание общества хоть как-то продемонстрировать протест воспринимается призывом «бери меня, я вся твоя».
Самое страшное для страны — что это сочетание беспомощности оппозиции с безответственностью общества развязывает власти руки для худших сценариев. Например, комбинации «референдум—роспуск парламента—выборы нового по мажоритарной системе». Или активизации противостояния «Восток—Запад» (а уже по сессии во вторник было видно, что регионалы и коммунисты не собираются слезать с любимого конька). Сама же власть остановиться уже не может.
Коментарі — 0