Помолимся за Януковича?

Помолимся за Януковича?

Почему украинцев раздражают чересчур религиозные политики

Украинцы уже привыкли, что любой более-менее крупный религиозный праздник не обходится без его отмечания нашими богобоязненными властителями. Иногда, как например, на Крещение политики под камеры плюхаются в заранее подготовленные проруби, а на Рождество и Пасху Виктор Янукович и его многочисленная свита уже приучили всех к своим посещениям Киево-Печерской лавры и других храмов Московского патриархата со всеми вытекающими неудобствами для грешников помельче (в смысле масштаба фигур, конечно же).

Виктора Федоровича отличает от предшественников то, что он упорно хранит верность УПЦ Московского патриархата, и богослужения других конфессий игнорирует. Казалось бы, формально меньше поводов обвинить его в религиозной показухе. Но последнее исследование Центра Разумкова «Религия и власть в Украине: проблемы взаимоотношений» показало, что раздражение граждан публичной набожностью политиков только растет. Так если в ноябре 2010 года 21% респондентов положительно относились к «публичной демонстрации государственными деятелями их религиозного поведения», то теперь таковых лишь 17 %. Негативно же к публичной демонстрации религиозности относятся 38% опрошенных и столько же – безразлично. Среди верующих позитивное отношение к такому поведению госдеятелей выразили только 22%, а негативное – 34%.

Конечно, эти цифры могут отражать и отношение опрашиваемых людей к конкретной власти и ее представителям, тем не менее, тенденция налицо. В преддверии Пасхи «Главком» попросил представителей церкви высказать свое мнение по поводу присутствия политиков в храмах.

-- Марафоны по разным храмам, которые устраивают политики, – это пиар

{1-}

Архимандрит Отец Лонгин, УПЦ МП

Нужно понимать, что храмовое богослужение – это общественное собрание, публичное действие, где на виду практически все. И те, кто стоят в храме, и те, кто находится в алтаре. Естественно, если кто-то из политических деятелей будет присутствовать в храме, он так или иначе будет заметен. Нужно понимать, что и сам протокол присутствия государственных особ на общественных собраниях, требует некоторой их обособленности, то есть охраны. И место, которое для них выбирается в целях безопасности, как правило, ближе к алтарю – иногда где-то в районе клироса или солеи. Поэтому сделать незамеченным присутствие высокопоставленных лиц в храме просто нереально.

Вообще здесь надо представить суд Богу. Высокопоставленные лица сами могут испытывать дискомфорт, потому что, может, и хотели бы уединиться, но по долгу службы должны стоять на том месте, которое им отведено. И мне кажется, что дела народа Божьего – не возмущаться этими людьми, даже если они не согласны с их политикой. У нас богослужения направлены на то, чтобы мы все-таки молились за власти. И как говорил апостол Павел, который сказал это, когда при императоре-язычнике были гонения на христиан: «Всякая власть от Бога». И присутствие представителей власти на богослужении – повод не оценивать их, а просто за них помолиться. Чтобы Господь их вразумил и укрепил.

Скорее всего, возмущение присутствием таких лиц может быть связано с их неудачной политикой. А удачных политиков народ приветствовал бы и благословлял. А когда народ начинает раздражаться, это повод для самих политиков подумать, как их воспринимает народ.

Марафоны же по разным храмам, которые устраивают некоторые политики, – это, мне кажется, уже действительно пиар. Политик должен быть в храме той церкви, духовным чадом которой он себя считает.

-- Государственные деятели – дают пример обществу, и они делают это, как умеют

{2-}

Архиепископ Евстратий (Зоря), УПЦ КП

Думаю, нужно разделять государственные функции и личные религиозные убеждения. Согласно Евангелию, показного быть не должно, но мы не можем заглянуть в сердце каждого политика и государственного деятеля. Сам факт посещения богослужений не является плохим. И насколько я знаю данные Центра Разумкова, отношение к этому является различным и неоднозначным. И общество тоже не знает, какими мотивами пользуется тот или иной политик. Но, считаю, каждый, кто желает, может найти способ избежать такой показности.

Конечно, то, что могут себе позволить обычные люди, часто политики и общественные деятели позволить себе не могут. Может, они и хотели бы быть в одиночестве, но им это не удается. Мое мнение – веру не надо выставлять напоказ, но и не нужно прятать, поэтому следует придерживаться золотой середины между двумя крайностями. Если политик действительно верующий, почему он должен это скрывать? А раз он верующий, то должен принимать участие в праздничных богослужениях. Другое дело, как организовать трансляцию и освещать это – но этот вопрос, скорее, не к политикам. И бывает, что от желания кому-то угодить, специально демонстрируют крупным планом, что тот или иной пришел в храм.

Одна из функций государственных деятелей – давать пример обществу, и они делают это, как умеют. В Америке, например, президенты пропагандируют здоровый образ жизни, а в Европе политики садятся на велосипеды, пропагандируя сбережение окружающей среды. У нас действительно после того, как большевистская идеология перестала быть актуальной для общества, остался духовный вакуум. И понятно, что люди возвращаются к тому, что имеет глубокие корни, и ищут ответы там. О многих говорят, что, мол, вот он был идейным коммунистом, а теперь стал верующим и в церковь ходит. Но есть пример Савла, который гнобил христиан, а потом стал апостолом Павлом и наибольшим проповедником.

Мне кажется, что негативные оценки в этом вопросе касаются не столько веры, сколько проявляется общее для нашего общества недоверие друг к другу. Если бы наши политики (и это не только нынешних касается) имели больший уровень популярности, то, возможно, все было бы иначе. А так происходит проекция негативного отношения к политикам в целом на то, что они свою веру публично демонстрируют. Кто-то, может, действительно не исполняет евангелийские установки и идет в церковь ради того, чтобы другие посмотрели, как он проявляет свою веру. Но Господь все видит и его оценка самая важная.

-- Почему им можно ходить на футбол, а в церковь нельзя? Что за дискриминация?

{3-}

Протоиерей Андрей Ткачев, УПЦ МП

А каким образом государственным деятелям спрятать свою религиозность? Машины с мигалками, дорогие часы, отдых в экзотических странах они же не прячут. Если человек публичен, папарацци полезут к нему и в туалет, и в ванну. Так почему должны табуировать религиозную жизнь, если по определению публичный человек публичен? Он в храме должен прятаться и надевать какую-то маску? Наоборот, от него даже требуется быть открытым для общества – о них говорят, хотят слышать, приглашают на шоу. У трети людей какая-то нестыковка в сознании, они сами не понимают, чего хотят.

Мы же не судьи и не можем копаться в чужой совести – может, он ходит в храм, чтобы отметиться перед телекамерами, а может, и нет. У нас нет такого детектора, который бы определял человеческие намерения. И мы не можем поставить возле ворот храма секьюрити и не пускать туда депутатов и прочих. Почему им можно ходить на футбольные матчи, а в церковь нельзя? Что за дискриминация?!

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: