До конца года между Украиной и Россией могут быть подписаны новые соглашения
Третий президент Украины Виктор Ющенко может в ближайшее время предстать перед судом. Его обвиняют в срыве газовых переговоров 2008 года, что привело к украинско-российскому газовому кризису и к подписанию правительством Тимошенко соглашений 2009 года. Иск в Высший административный суд Украины подал на днях директор юридической компании Lions Litigate Станислав Батрин, который в марте прославился иском к правительству Украины и к «Нафтогазу» – с требованием через Стокгольмский арбитражный суд расторгнуть невыгодные газовые контракты.
В начале весны действия никому до того неизвестного Батрина стали сенсацией: юрист, выступая в качестве рядового гражданина Украины, потребовал от власти обеспечить ему гарантированное Конституцией право на безопасность. Он отметил, что поскольку президент, премьер-министр, депутаты парламента и Совета нацбезопасности и обороны признали действующие газовые контракты несправедливыми, кабальными, угрожающими экономической безопасности государства, то органы власти обязаны оградить граждан от такой опасности.
Это можно сделать, только подав иск в Международный арбитражный суд о расторжении контрактов, счел Батрин. В комментарии «НГ» он пояснил, что соглашения, подписанные в 2009 году, содержат пункты, позволяющие украинской стороне судиться с «Газпромом». «Нужно только волевое решение правительства Украины, после чего «Нафтогаз» должен обратиться в Стокгольмский суд», – сказал юрист.
По его мнению, Украина должна была доказать, что соглашения в январе 2009 года «заключались, что называется, под дулом пистолета: под колоссальным давлением со стороны России и Евросоюза».
Выиграв дело, Киев добился бы пересчета оплаты российского газа за весь период начиная с 2009 года, заявил Батрин: «Если контракт будет признан недействительным, то нужно будет исходить из того, что мы должны были пять лет платить Российской Федерации из расчета цен, существовавших на конец 2008 года. Не 400, а 170 долларов за тысячу кубометров – есть разница». По словам эксперта, это означало бы, что «Газпром» должен был бы вернуть Украине переплаченные деньги – более 10 млрд. долл.
Хотя поначалу эксперты в Киеве скептически относились к идее Батрина, суд принял его иск к рассмотрению. Тяжба, длившаяся до начала июня, позволила представителям власти, выступавшим ответчиками, регулярно делать заявления о невыгодности и несправедливости газовых контрактов, а также о нежелании российской стороны пересмотреть соглашения.
Жирную политическую точку в странном процессе поставил месяц назад премьер-министр Николай Азаров. Он заявил, что газовые контракты с РФ возможно пересмотреть только в процессе переговоров, а не в суде. И отметил: «Сегодня оппозиционные политики, которые несут прямую ответственность за подписание с Россией кабального газового соглашения, распространяют абсолютно неправдивую информацию. Что якобы власть ничего не делала для разрыва кабального газового соглашения. Я хочу со всей ответственностью заявить, что все три года встречи с президентом Российской Федерации, премьер-министром, профильным министром начинались и заканчивались с требования украинской стороны пересмотреть кабальное соглашение Тимошенко. Это главная проблема и раздражитель российско-украинских отношений». После этого суд отказал Батрину в удовлетворении иска.
Но судебный процесс актуализировал давний вопрос о том, кто же на самом деле виноват в подписании невыгодных соглашений. Соратница Юлии Тимошенко, депутат Верховной Рады Александра Кужель публично заявила, что кризис спровоцировал своими действиями президент Ющенко. Она напомнила, что руководивший «Нафтогазом» Олег Дубина в декабре 2008 года отправился в Москву подписывать контракты, в которых цена газа предполагалась на уровне 150–160 долл. за 1 тыс. куб. м: «Но Ющенко перед самим подписанием отозвал его из Москвы». В итоге Юлии Тимошенко пришлось действовать в условиях, когда из-за газовой блокады стране грозил экономический коллапс. Судить за газовые соглашения нужно было не Тимошенко, а Ющенко, считает Кужель.
Ее призыв, похоже, был услышан. На днях тот же юрист Батрин подал в суд иск против третьего президента. Он считает, что Ющенко превысил служебные полномочия, отозвав в декабре 2008 года Дубину из Москвы и запретив подписывать контракты, в которых цена газа составляла 235 долл. за 1 тыс. куб. м.
Летом 2009 года, спустя полгода после подписания контрактов, Ющенко в эксклюзивном интервью «НГ» объяснил, что он изначально требовал от правительства подписывать не разрозненные документы, а базовый договор в сфере поставок и транзита газа. «Я настаиваю на двух принципах, которые должны быть заложены в формирование тарифов, цен, систему расчетов, гарантии поставок и потребления, – синхронность и симметричность», – сказал он, уточнив, что это был единственный способ цивилизованно перейти к рыночным отношениям.
Как пояснил тогда глава государства, премьер-министр предпочла сохранить ситуацию, при которой отношения в газовой сфере зависят от политиков: «К чему приводит политизация? К закулисным договоренностям и затем к взаимным обвинениям». Ющенко также заявил, что газовые переговоры таили много деталей и нюансов, которые не выносились на публику: «Летом 2008 года премьер-министры Украины и РФ предполагали синхронный переход к рыночной цене на газ и на услуги по транзиту. Но в декабре российская сторона отказалась от этого принципа. По крайней мере так ситуация воспринимается в Украине, хотя, конечно, есть много нюансов, которые зимой Юлия Тимошенко и Владимир Путин обсуждали с глазу на глаз. Их договоренности, возможно, не были зафиксированы на бумаге, но, вероятно, стали в определенной степени базой для дальнейшего построения отношений в газовой сфере». Он назвал контракты 2009 года «неприемлемыми ни с политической, ни с экономической точки зрения».
Такого же мнения придерживается и нынешняя украинская власть. Но поскольку в последнее время обсуждается вероятность отправки Тимошенко на лечение за границу, то сейчас в Киеве заговорили о возможности частичного переноса тяжести предъявленных ей обвинений на Ющенко. «Не думаю, что все так сложно. Не вижу политической целесообразности ворошить старое, «перераспределять» обвинения. Скорее всего это самостоятельная игра юриста Батрина, который нашел способ пиариться», – сказал «НГ» директор Института украинской политики Константин Бондаренко.
Однако сотрудник аналитического центра «Экспертный совет» Глеб Простаков предположил, что судебные процессы, инициированные Батриным, нужны украинской власти, чтобы напомнить избирателям, как развивалась ситуация. «До конца текущего года может быть подписан новый газовый контракт, который обязательно будет подвергнут критике со стороны отдельных политических сил в Украине. Упреждая обвинения в том, что новые соглашения недостаточно выгодны, нужно сейчас показать разницу между тем, что было и что будет. Это подготовительная информационная работа к подписанию новых украинско-российских соглашений», – сказал Простаков «НГ».
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский обратил внимание на сложности, которые мешают завершить украинско-российские переговоры о подписании новых газовых контрактов: «Во-первых, вопрос упирается в решение Верховной Рады об отмене запрета на приватизацию стратегической инфраструктуры, включая газотранспортную систему. Никто не знает, когда такое решение будет принято. А без него не имеют смысла переговоры о газотранспортном консорциуме: российская сторона ждет законодательных гарантий. Во-вторых, речь, насколько можно судить, идет не просто о газовом соглашении, а о пакете документов, включающем договоры о транзите газа, модернизации ГТС и т.п. Это очень сложные переговоры».
Эксперт обратил внимание, что в этом году Украина объявила о намерении закупить у «Газпрома» «меньше контрактного минимума»: «Минимум, не предполагающий штрафных санкций, – 33 миллиарда кубометров газа в год. В 2012-м именно столько было закуплено. Но «Газпром» выставил счет за недобор газа, руководствуясь тем, что из указанного объема часть газа в Украину поставлялась не «Нафтогазу», а коммерческой структуре Дмитрия Фирташа. В этом году ситуация еще сложнее: «Нафтогаз» собирается купить в России всего 18 миллиардов кубометров газа, структуры Фирташа – 8 миллиардов кубометров. В целом меньше, чем даже 33 миллиарда кубометров». Землянский считает, что ситуация может свидетельствовать либо об умышленном обострении, на которое идет украинская сторона, готовясь к суду в Стокгольме, либо о существовании неких закулисных договоренностей, которые позволяют избежать судебных тяжб. «Что касается суда против Ющенко, то, возможно, это и сыграет кому-то на руку. Но, уверен, ничем это дело не закончится», – заключил эксперт.
Коментарі — 0