Мигранты стали разменной картой в отношениях Москвы, Киева и Брюсселя
Россия может выслать на родину и запретить на три года въезд на свою территорию 700 тыс. украинских граждан. Об этом, по сообщению агентства УНИАН, заявил руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский в ходе состоявшейся в Москве международной конференции «Российско-украинские отношения: реалии и перспективы». Подобный шаг создал бы не только социальные проблемы для Украины, но и существенно осложнил бы украино-российские отношения, полагают в Киеве.
Ромодановский сообщил, откуда взялось впечатляющее число украинских кандидатов на депортацию: «На сегодняшний день на российской территории находится около полутора миллионов граждан Украины. Из них 111 тысяч законно работают, 350 тысяч приехали к родственникам, учиться, лечиться. Получается, что более миллиона граждан Украины работают без соответствующего оформления документов». Чиновник напомнил, что российское законодательство предусматривает различные меры наказания для нарушителей миграционного и трудового законодательства: «Штрафы, выдворение, лишение свободы на срок до четырех лет. В начале этого года начали действовать правила, согласно которым иностранный гражданин, не уведомивший миграционную службу в течение 120 суток с момента въезда в РФ, получает закрытие въезда на три года. Это делается автоматически. Мы сегодня имеем порядка 700 тысяч граждан Украины, которые являются кандидатами на закрытие въезда».
Эксперты в Киеве предполагают, что украинских трудовых мигрантов в России значительно больше. Только в прошлом году пограничные службы зафиксировали более 10 млн. въезжающих. Это значит, что украинцы составили пятую часть всех иностранцев, пересекающих российскую границу. Но проследить, кто из них сколько раз и с какой целью побывал в России, практически невозможно в условиях безвизового режима и действующего права украинцев въезжать в соседнюю страну по внутреннему паспорту.
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко подтвердил «НГ», что Россия традиционно остается главным направлением трудовой миграции для украинцев: «Играет роль и свобода въезда, и простая схема трудоустройства (пусть и нелегального), и, конечно, общее культурное пространство, владение языком, понимание традиций, религиозная общность».
По данным Национального форума профсоюзов Украины и международной организации украинцев «Четвертая волна», на долю России приходится почти 43% украинских гастарбайтеров, на втором месте Польша (14,4%), на третьем – Италия (13,2%). Но и эту статистику нельзя считать вполне достоверной: на Западе многие украинцы тоже трудятся нелегально. Об их числе косвенно свидетельствуют обнародованные на днях данные Еврокомиссии, согласно которым с 2011 года украинцы в ЕС заняли первое место по числу получивших вид на жительство. То есть значительная часть уехавших на заработки в Европу добилась легализации, решив не возвращаться. В России же гастарбайтеры не стремятся легализовать свое положение, чтобы остаться.
Эксперты в Киеве отмечают, что в условиях демографического кризиса, переживаемого как Европой, так и Россией, украинцы могли бы стать хорошим пополнением населения. В отличие от представителей других стран, лидирующих в миграционных потоках, они хорошо образованны, воспитаны в общеевропейских культурных и религиозных традициях. Кроме того, уехать за рубеж на работу планируют в основном молодые люди. По данным директора Киевского молодежного центра труда Александра Нагурного, 65% украинской молодежи хотят уехать за рубеж на заработки, 14% рассматривают возможность эмиграции. От того, в каком направлении смотрят потенциальные мигранты, зависит их мнение об оптимальном векторе внешней политики государства.
Алексей Лещенко отметил, что в украинском обществе есть запрос как на евроинтеграцию страны, так и на сохранение дружеских и добрососедских отношений с Россией. Он предположил, что все чаще звучащие заявления, направленные против украинских трудовых мигрантов, могут свидетельствовать о желании неких сил в России надавить на украинское общество, чтобы оно потребовало от власти отказаться от интеграции в ЕС и повернуться в сторону Таможенного союза. «Если это так, то это ошибочное представление», – полагает эксперт. Он пояснил, что если бы угроза о выдворении из России 700 тыс. украинцев была реализована, то возникли бы не только социально-экономические отношения внутри Украины, но и возросла бы напряженность в межгосударственных отношениях. Ведь украинская власть вынуждена была бы как-то реагировать на происходящее, тем более – накануне президентских выборов 2015 года.
Лещенко отметил, что политические игры, затрагивающие интересы рядовых граждан, будут вестись все активнее с приближением ноября, когда решится вопрос о подписании между Украиной и ЕС соглашения об ассоциации, включающего зону свободной торговли. «Надо признать, обе стороны сейчас пытаются Украину подтолкнуть. Если Россия давит на трудовых мигрантов, грозясь ужесточить режим, то Европа, напротив, сулит упрощение визового режима, на чем вовсю спекулируют украинские политики», – отметил эксперт.
Польша, ставшая вторым по популярности после России направлением украинской трудовой миграции, с сентября прошлого года начала упрощать визовые процедуры. А на днях было объявлено о готовящемся упрощении легализации иностранцев, работающих и обучающихся в Польше.
В России же, как ранее заявил глава ФМС, в 2014 году планируется «корректировка законодательства в сфере трудовой миграции, а именно в порядке определения потребности России в иностранных работниках и их привлечения к труду, подготовки различных программ трудовой миграции, включая оргнабор». Речь идет о жестком налоговом учете иностранных трудовых мигрантов, а также об ужесточении уголовного и административного наказания за организацию нелегальной трудовой миграции.
На сегодня процедура трудоустройства иностранцев в России сложна и трудоемка, пояснили в украинских профсоюзах причину нелегального положения большинства гастарбайтеров.
Поскольку сотни тысяч людей нарушают установленные нормы, депутаты Госдумы Алексей Журавлев и Сергей Жигарев выступили недавно с инициативой о введении так называемого миграционного векселя стоимостью около 30 тыс. руб. В соответствующем законопроекте авторы пояснили: «Миграционный вексель – именной беспроцентный казначейский вексель – будет приобретаться иностранным гражданином, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, с целью обеспечения платежеспособности в случае его депортации. Являясь безусловным финансовым обязательством, он будет подлежать погашению при выезде иностранного гражданина из РФ».
В Киеве считают, что ужесточением мер вряд ли можно решить сложную проблему. Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антон Финько высказал предположение, что заявление Ромодановского пока еще не означает прямых намерений реализовать угрозу о депортации сотен тысяч украинцев и является скорее средством политического давления: «Такого рода заявления преследуют две цели. С одной стороны, это попытка России использовать социально чувствительный вопрос для принуждения властей стран СНГ, в том числе Украины, к уступкам. С другой, российская власть демонстрирует избирателям готовность решать одну из болезненных для общества проблем, связанную с нелегальной миграцией».
Эксперт отметил, что ответственность за возникающее напряжение ложится на обе стороны: «Украинское руководство за все годы независимости не предложило такого формата партнерства, который бы отвечал интересам наших стран и народов. Россия же не нашла эффективных инструментов работы с элитами и с народами постсоветских стран». Финько отметил, что в случае реализации планов по выдворению и закрытию въезда под ударом могут оказаться выходцы из восточных областей Украины, которые наиболее лояльно относятся к РФ и ее руководству.
«Ситуация, чувствительная для огромного числа граждан, требует очень осторожного подхода. Украинскому и российскому руководству нужно садиться за стол переговоров и отдельно обсуждать возможность урегулирования этого вопроса. Иначе не избежать негативных последствий для обеих сторон», – признал Алексей Лещенко.
Коментарі — 0