Конечно, сам король мат объявить не может. Разве, что выругаться
«Конечно, сам король мат объявить не может (разве, что выругаться — Авт.), это противоречит правилам игры. Зато он может в нужный момент скромно, но весьма эффективно отойти в сторону, открывая залп «королевской батареи».
-- Из «Шахматных заметок»
Залп королевской батареи случился за два дня до окончания сессии Верховной Рады. Банковая ввела в бой все резервы, и смогла поставить под ружье 240 парламентских бойцов. За один день, четверг, ВР приняла законов, необходимых власти, больше, чем за всю сессию. Однако президент Янукович не может не понимать, что это была его личная, а не командная победа.
Менеджмент Виктора Федоровича в парламенте оказался не состоятелен. Противоречия между группами влияния в собственной армии достигли критичного предела. Необходимые голоса нашлись только после личного, и, заметим, неоднократного вмешательства главы государства. По мановению руки фигуры не перемещались, понадобились грозные окрики. Доподлинно не известно, использовал ли король мат, но то, что он метал гром и молнии в своих — очевидно.
Завершившуюся сессию, особенно ее финал, можно считать очередным этапом президентской кампании Виктора Януковича. Через призму выборов-2015 следует рассматривать и законопроект, предполагающий пожизненное назначением судей президентом (есть ли лучший способ сделать их безоговорочно карманными?) И закон о векселях, облегчающий наполнение избирательного фонда. И установление референтных цен, упрощающее «работу» с олигархами. И усиление позиций министерства доходов и сборов, получившего законную возможность в одном лице быть и сборщиком, и контролером.
Какова роль оппозиционных фракций в этой истории? Какими фигурами располагают они? В какой позиции находятся?
Однако, давайте по порядку.
-- Большинство в меньшинстве
Проведение парламентских выборов по смешанной избирательной системе должно было гарантировать Банковой получение большинства даже в случае партийной неудачи. Так и получилось. 208 штыков фракции ПР для полноценного законотворчества недостаточно. Коммунисты — союзники ситуативные и достаточно дорогие в эксплуатации. Поддержанные властью (либо перекупленные) одномандатники стали важной составляющей большинства. Но, как показывал еще опыт Леонида Кучмы, работа с мажоритарщиками требует времени, средств, а также известной тонкости.
Идеальным специалистом для подобной работы мог бы стать Андрей Клюев, который знал все обо всех: чем хворает жена Ивана Ивановича, какие трудности испытывает бизнес Петра Петровича, и сколько требуется Василию Васильевичу на социалку в его родном округе. Вопрос, способен ли Андрей Петрович принести ощутимую пользу государству. Но президенту — несомненно.
Однако власть решила иначе — куратором парламента стал символ упрочившей свои позиций Семьи первый вице-премьер Сергей Арбузов. Который, как выяснилось опекой депутатов заниматься и не умеет, и не желает.
Для понимания остроты момента, стоит напомнить, что младореформаторы пришли и в правительство, и в парламент под новые конкретные задачи Семьи. Прошлая Верховная рада принимала законы, регулировавшие общественные и экономические отношения, как бы это поделикатней выразиться, — в области передела между своими и чужими. Миссия же нынешней ВР — сбалансировать перераспределение между своими. Более того, во главу угла встала благороднейшая задача наполнения бюджета. Который, в свою очередь, стал основным источником дохода Семьи, специализирующейся на тендерах, закупках, реструктуризациях долгов и пр. премудростях бюджетного бизнеса.
Безусловно, автор по определению не сомневается в глубочайшем осознании и понимании финансистом Арбузовым стратегических задач, поставленных перед парламентом. Однако в тактическом умении нового «директора парламента» находить и пользоваться инструментами, способными обеспечить выполнение этих задач, похоже, сегодня засомневался и сам президент.
С одной стороны, молодому политику можно только посочувствовать — он оказался в довольно затруднительной внутрипартийной ситуации. Наполнять бюджет и делить его между своими, перманентно сокращая количество ртов, значит непременно наступать на больной мизинец кому-то из олигархов. Если не Ринату Ахметову, то Дмитрию Фирташу; если не Сергею Курченко, то Игорю Коломойскому; если не хозяевам копанок, то целой старой гвардии в лице, к примеру, Ефима Звягильского. Поэтому и гуляли по комитетам «векселя», «референтные цены», «потоки и полномочия Министерства доходов и сборов», а если и выносились в зал, то дело не доходило даже до включения этих наполняющих бюджет законопроектов в повестку дня.
Однако, с другой стороны, диву даешься, глядя на то, как молодой «директор парламента» работает с депутатами. «Попасть к Арбузову на прием невозможно, — рассказывает один опытный и, понятно, маскирующийся мажоритарщик. — Ни нам, ни рядовым депутатам регионалам. Да, какие там округа?! Какая там помощь?! Клюев регулярно обзванивал всех. Справлялся и о делах на округе и о личных проблемах. А от Арбузова накануне голосований звонит какая-то помощница и нагло дает «ЦУ» — заключил раздосадованный нардеп.
А вот интересно себе представить — сидит наш герой Ефим Леонидович, коль уж его упомянули, у себя в Донецке в кабинете. Подсчитывает доходы и победы за долгие годы депутатской и бизнес-деятельности. Фотографии на столе — с шахтерами родной передовой шахты Засядько, с будущим президентом в обнимку в молодости… И тут тебе звонок — от помощницы какого-то Арбузова с «ЦУ»…
Большой организационной победой аппарат вице-премьера считает так называемые «Письма счастья». Надо полагать, их ежемесячно рассылает депутатам та же тайная помощница от имени шефа. В благодарность за голосования. Я долго смеялась, когда депутаты рассказали байку про то, как такое письмо-благодарность за поддержку всех законопроектов Кабмина пришло не бывшему и всем известному «директору парламента» Александру Михайловичу Волкову, а его практически всегда отсутствующему в зале тезке — баскетболисту Александру Волкову. Метр от политики, говорят, тоже не грустил, когда представил себя… двухметровым баскетболистом. И это после того, как на одной из редких недавних встреч фракции с Арбузовым, Волков, некогда обеспечивающий Кучме бесперебойную работу парламентского большинства, услышал от своего «внучатого преемника»: «Волков? Да-да, я, кажется, что-то о вас слышал…».
Попасть к высокомерному и равнодушному к депутатским бедам Арбузову мало кому удается, решить вопрос — тем более. Цена депутатской лояльности известна — спасение от «наездов» (а такое нередко случается и с провластными депутатами), способствование бизнес-интересам и бюджетная помощь округу. Однако Сергей Геннадиевич то ли считает такую цену непомерной, то ли принимает парламентское кураторство за необязательную общественную нагрузку.
В минувший понедельник состоялось две принципиальных встречи. Сначала с фракцией встречался вице-премьер Арбузов. Пришедших пересчитал Александр Ефремов — 87 депутатов (из 208!). Потом кто-то из депутатов сделал дубль и не стал учитывать головы помощников — желающих послушать вице-премьера оказалось 65. Прочие, надо думать ничего от него не ждут.
Затем наступила очередь президента. Виктор Федорович, по информации наших источников, вел продолжительную беседу с Николаем Азаровым, Владимиром Рыбаком, Сергеем Левочкиным, Сергеем Арбузовым, Андреем Клюевым и Александром Ефремовым. Почуявший беду Янукович собрал у себя всех, от кого в той или иной мере зависит климат в парламентском большинстве и приказал положить конец распрям внутри парламентской ячейки партии — все группы влияния должны работать на общую цель. Первый тезис: «Будете собачиться, — всех уволю!». Второй: «Мне нужно 24 закона, в том числе — европейские. Завтра в зале должно быть не меньше 200 человек». Утром во вторник, после взбучки, в зале было — 182 регионала, через пару часов — добежали еще шестеро. Однако к обеду армия снова разбрелась, оставив в окопах 172 депутата…
Виктор Янукович стукнул кулаком по столу, Андрей Клюев отменил командировку во Владивосток на международную конференцию по вопросам безопасности, и процесс пошел — депутатский корпус стахановскими темпами начал «улучшать» законодательство. Процесс пошел, но проблема осталась.
Здесь, безусловно, будет уместна некоторая статистика. Так, за период второй сессии парламентом было рассмотрено всего 319 законов. Принято? 68 (!). И если эту малую цифирь можно отчасти списать на блокирование трибуны оппозицией (об успехах, которой — ниже), то 26 принятых законов Кабмина (из 70 предложенных) списать, собственно не на что и не на кого. Тем более, что некоторые правительственные инициативы (в силу их, мягко говоря, специфичности) шли через депутатов. К примеру, тот же вексельный закон, авторство которого взял на себя регионала Валерий Омельченко.
То же самое касается и депутатских законопроектов — их ВР рассмотрела аж 236, а приняла — всего 31. Пусть даже значительная часть «отказников» — законопроекты оппозиции.
Отсюда жесткие и недемократичные меры власти по отношению к парламенту извне. Например, лишение депутатов мандатов «чистыми» руками ВАСУ.
-- Оппозиция вне позиции
Cамой значимой победой оппозиции стало внедрение системы персонального голосования, которая, впрочем, не избавила парламент от рецидивов прежней болезни. За принципиальность оппозиции спасибо. А дальше?
«Тушки». Есть, и как говорят знающие люди, будут. О кнутах и пряниках для депутатов-бизнесменов регулярно сообщают СМИ. Удержаться трудно. Особенно если учесть, что товарно-денежные отношения начались в оппозиции давно, еще при продаже мест в списках. Виновны не наказаны, выводы не сделаны. Продолжение следует?
Поддержка депутатами от оппозиции законопроектов от власти. Речь не о полезности для государства, а о прямом заработке (на партию ли, или на карман). Ключевые вопросы, где депутаты от оппозиции десятками шли на сговор с властью: имущество, аренда, строительство, ТЭК, списание и реструктуризация долгов, дерегуляция с вкраплениями личных интересов, изменения в бюджет, утверждения судей… Все голосования на сайте ВР. Ищущие да найдут.
Недостаточная поддержка собственных законопроектов. Классика жанра — законопроект Мищенко по пенсионной реформе провален. (30 оппозиционеров не было в зале). Законопроект о лишении депутатов и чиновников льгот — пусть немного популистский, однако во втором чтении можно было почистить. Провален своими же. Да еще целый ряд инициатив Томенко, Продан, Гриневич…
Отсутствие координации между фракциями при голосовании. Расхождения у оппозиционных фракций возникают даже в вопросах повестки дня и продолжительности заседаний. УДАР в лес, «Свобода» — по дрова, «Батьківщина» — на встречу с президентом.
Принцип: «только за себя». В урожайный четверг оппозиция блокирует трибуну на слове «бюллетень». Офшоры и Кипр — эти вопросы не вызывают желания встать грудью на защиту трибуны и экономики. Оппозиция берет перерыв. Когда? Когда назначают нового члена ЦИК. Вексельный закон с лазейками для Семьи не тревожит пламенное сердце оппозиционеров. Да, бороться за мандаты Балоги и Домбровского необходимо. Но правильно ли это делать в момент, когда жители Врадиевки требуют отставки министра МВД?
Плюс — двойные стандарты по выборам в Киеве, провал акции «Вставай Украина!» и медленно, но уверенно разворачивающаяся рейтинговая война между потенциальными кандидатами в президенты.
Стоит выделить несколько обобщающих моментов работы парламента седьмого созыва.
Первое. Власти, несмотря на вышеописанные трудности, удалось продолжить формирование системы сохранения действующего режима. Действительно, в цивилизованных странах могут действовать и векселя (но с прозрачным механизмом дисконтов и структур, которые будут с ними работать), и референтных цены (но без желания Семьи откладывать яйца в чужие привлекательные бизнес-гнезда), и даже судьи, назначаемые президентом пожизненно могут быть (но в контексте прозрачной эффективной системы правосудия и наличия противовесов в системе политической власти).
Мы же имеем дело не с государственным, а с корпоративно-властным интересом. Принятием вышеназванных законов (судьи с пожизненным перенесены на сентябрь, и сфальсифицированный вывод профильного комитета ВР, слава Богу, не возымел действия на депутатов и спикера) ВР по сути делегировала свои полномочия Кабмину и НБУ, предоставив им право регулировать общественные отношения, которые должны регулироваться законом. Парламентаризм следует прежним курсом — на окончательное самоуничтожение. По факту в Украине действует сильная президентская форма правления: именно президент формирует повестку дня ВР, обеспечивает явку депутатов, распределяет бюджетные пряники. Что противоречит Конституции. Но финансово и политически обеспечивает возможный успех его уже начавшейся кампании.
Второе. Парламентской оппозиции действительно удалось отстоять персональное голосование. Что, отчасти, влияет на аппетиты власти в сторону их уменьшения. Намекает на некий более высокий уровень депутатской ответственности, а в перспективе обещает уменьшение числа лоббистов под куполом ВР и более профессиональный парламент. Но для всего этого только персонального голосования мало.
Третье. Можно отметить положительную тенденцию: большинство и оппозиция готовы сообща принимать, так называемые, европейские законы. Но здесь стоит прислушаться к экспертам. Принятие этих законов в определенный момент превратилось в самоцель. Качество их оставляет желать лучшего. Многие нормы невозможно одним махом вмонтировать в законодательную систему. А некоторые откровенно вредят ее развитию. Так, к примеру, если принятый в рамках европейской программы закон об ответственности юридических лиц соединить с ныне действующим УПК, то любое юридическое лицо без всяких на то оснований — год (!) окажется под пристальным контролем силовиков.
Еще один мат короля?
Коментарі — 0