Пять причин, по которым в Партии регионов нашлись желающие публично выступить против европейского курса Украины
Как и следовало ожидать, по мере приближения даты саммита Восточного партнерства в Вильнюсе и подписания Соглашения об ассоциации с ЕС активизировались противники европейского курса Украины. Случайно или нет, но оживление противодействия пророссийских лоббистов произошло сразу после визита Владимира Путина в Киев и Севастополь в конце июля.
То, что коммунисты, давние сторонники вступления в Таможенный союз, планировали на начало сентября начать движение с требованием проведения референдума, неудивительно и ожидаемо. Как заявил лидер «красных» Петр Симоненко на заседании медиа-клуба «На власний погляд», «8 сентября мы собираем в Киеве граждан Украины, из числа которых будет утверждена инициативная группа по сбору подписей на проведение референдума по вступлению в Таможенный союз. Со своей стороны КПУ обеспечит организационную работу. На референдум мы выносим два вопроса: кто поддерживает вступление Украины в Таможенный союз, а кто — чтобы Украина присоединилась к Европейскому Союзу».
Спешит Петр Николаевич, и у него есть для этого причины. Желающих стать в оппозицию европейскому курсу набирается более чем достаточно. Они тоже не сидят сложа руки. Виктор Медведчук со своими билбордами, круглыми столами, конференциями и статьями в прессе уже давно спит и видит возглавить противостояние предполагаемому подписанию в литовской столице в ноябре.
В летний политический мертвый сезон информационную волну противодействия подписанию поднял депутат парламента от Партии регионов Олег Царев. В своем интервью журналу Forbs он высказал ряд замечаний по поводу подписания и заявил, что группа депутатов может обратиться в Конституционный Суд из-за того, что ряд положений соглашения, по его мнению, противоречит украинской конституции. Что и говорить, интервью такого содержания депутата от правящей партии вызвало большой интерес и многочисленные комментарии не только в украинской, российской, но и в прессе дальнего зарубежья.
Что и говорить, для депутата от правящей партии в интервью высказано много суждений, которые могут быть неоднозначно восприняты товарищами по партии. Возможно, что наш герой даже не ожидал такого резонанса, а, вполне вероятно, на него и рассчитывал. Тем не менее в беседе с нами он подчеркнул: «Я возглавил Днепропетровскую областную организацию Партии регионов Украины накануне третьего тура президентских выборов 2004 года. И все годы нахождения партии в оппозиции был во главе ее. Товарищи по партии, общие убеждения и ожидания избирателей, отдавших свои голоса за Партию регионов и нашего Президента, определяют мою позицию в вопросе вступления Украины в Таможенный союз. И было бы странно, если бы ни один из 450 народных депутатов не взял бы ответственности по отстаиванию ее! Тем более, что эта позиция полностью совпадает с моей, которая не менялась ни разу за последние десять лет и была неоднократно публично озвучена».
Насчет того, что ни один депутат не озвучивал такую позицию, Олег Царев явно преувеличил. Союзники-коммунисты и его коллеги по парламенту такое мнение высказывали неоднократно. Некоторый налет сенсации состоит в том, что во фронду стал депутат-регионал.
Конечно, можно в этом при очень большом желании находить подтверждение торжества внутрипартийной демократии, свободы мнений и обсуждений. Формально решение о поддержке подписания не принято партийными органами, и поэтому каждый волен высказывать свои взгляды и вести дискуссию. Но это в теории. На практике мы прекрасно знаем, что по важным и значительным вопросам никакой демократии в партии нет, и при таком ее строении не может быть по определению. Дисциплина, в том числе и информационная, достаточно жесткая, а нарушители вполне отдают себе отчет в возможных последствиях.
Собственно, это подтвердил нам и сам Царев. «Сегодня я вижу, что у партии впереди достаточно серьезные испытания. Еще Блез Паскаль и Стендаль сказали, что нельзя опираться только на тех, кто не сопротивляется, не имеет собственного мнения и убеждений! На меня всегда можно было положиться в сложное время. Я остаюсь с Президентом и буду выполнять решения партии и Президента».
Судя по тому, как развиваются события, поддержка фракции подписанию Соглашения обеспечена. Как верный солдат партии, Олег Царев его поддержит своим голосованием. Поезд этот набирает скорость, и остановить, тем более — развернуть его нет уже возможности. Необходимые для евроинтеграционного курса голоса в парламенте, даже при оппозиции коммунистов, найдутся с большим запасом. Следовательно, никакой острой необходимости озвучивать и, тем более, повторять давно известные и точно так же давно опровергнутые утверждения противников подписания не было. Однако от депутата-регионала они прозвучали.
Говорить о какой-либо связи с визитом Путина оснований нет. Скорее это информационный повод и способ встроиться в информационный main stream. Причины лежат как на поверхности, так и более глубоко.
Во-первых. Хотя информационная активность Медведчука имеет мизерный кпд, тем не менее некоторая угроза раскола традиционного электората Партии регионов, особенно на востоке и в Крыму, имеется. При острой президентской кампании каждый процент голосов окажется достаточно весомым, а возможности манипуляций, вбросов и подтасовок, насколько возможно, ограничены. Тем более, что Евросоюз будет следить за избирательной кампанией весьма серьезно, и любые скандалы поставят под вопрос легитимность победителя. Власти и ее очевидному кандидату это совершенно ни к чему. Так что некоторая угроза все-таки существует. Судя по всему, Россия прямо вмешиваться в развитие президентской кампании не будет, но и поддерживать Януковича ни в каком виде не станет. Более того, начавшиеся торговые войны будут набирать обороты, что негативно отразится, пусть и кратковременно, на экономической и финансовой ситуации. И этим планирует воспользоваться Медведчук и иже с ним, а через него — и Путин.
Так что стоит задача несколько потеснить лидера и финансового спонсора «Украинского выбора» на пророссийском поле. Кому это делать, как не депутату от Партии регионов. Царев и не скрывает, что присутствовал на Международной конференции «Православно-славянские ценности — основа цивилизационного выбора Украины», которую проводило общественное движение «Украинский выбор» Виктора Мадведчука, и там получил заключение о конституционных проблемах подписания Соглашения об ассоциации. Соответственно, присоединился к хору юридического несоответствия. Интервью Forbs создало удобный повод переключить внимание с Медведчука на Партию регионов, вернее, на отдельных ее несогласных на данном этапе членов. Что оказалось для очень многих весьма интересно.
Да и «красных»4 союзников не мешает несколько ограничить. Они хоть и на коротком поводке, но фокусы выделывать очень даже могут. Особенно в округах с ними часто сладу нет. Так что им самое время указать на их место, чтобы потеснились и не заигрывались.
Во-вторых. В Партии регионов и ее окрестностях достаточно много тех, кто заинтересован во вступлении в Таможенный союз. В первую очередь, это связанные с военно-промышленным комплексом и продолжающееся военно-техническое сотрудничество с Россией в авиационном машиностроении и других отраслях. Они действительно много потеряют в случае прекращения сотрудничества с северным соседом, так как перестроиться и вписаться в сферу производства комплектующих для европейских и других авиапроизводителей им будет очень трудно. Их жалобы на негативные предсказания известны давно, но не слишком услышаны. Им высказывания товарища по партии очень кстати.
В-третьих. Не столь важно действовал Царев по велению своей пророссийской души или выполнял указание старших по должности товарищей. По мере приближения ноября фронда подписанию Соглашения висит в воздухе. Обязательно должен был найтись депутат от Партии регионов, кто бы сделал вброс в информационное пространство. Тем более, что и крупных тем там не наблюдается. Очень похоже, что это не только его инициатива, судя по довольно вялой реакции высших партийных инстанций.
В-четвертых. С некоторой вероятностью можно предположить, что стратегическое решение о подписании Соглашения в Вильнюсе на самом высоком украинском уровне уже принято. Однако тактика его реализации является предметом торга различных группировок в президентском окружении. Дело не только в самом подписании, а в политическом позиционировании на будущее в среднесрочной перспективе. В том числе — и на российском направлении.
У Москвы действительно в Украине большие проблемы. Серьезной пророссийской политической организации нет, а что есть, так это большое желание хоть как-то заполнить создавшийся вакуум и получить на этом какие-либо дивиденды. Отсюда некоторая толчея в информационном пространстве с противодействием подписанию. Производится задел на будущее, пока в такой, несколько экзотической, форме.
Вписываться в Европу довольно сложно. На первых порах много сложностей, и народное недовольство возрастет. Возникает соблазн возглавить его по принципу: «Мы же предупреждали». Практически во всех вступивших странах такие настроения и движения были. Есть все основания считать, что в Украине будет нечто подобное. Как же не воспользоваться этим на будущее.
И последнее. Сейчас очень удобно показать Брюсселю, что Президент в проведении европейского курса сталкивается с оппозицией в собственных рядах. Пророссийская ориентация имеет много сторонников, и нужно мягче обращаться с Киевом в процессе подготовки окончательного варианта соглашения. Так что интервью Царева прекрасно вписывается в такую стратегию, и вполне возможно, что в этом и главная его цель. Насколько эффективной окажется такая тактика, покажет ближайшее будущее.
Коментарі — 0