Украина решила не вводить встречные ограничения в связи с ограничениями на ввоз своих товаров в Россию
Украина решила не вводить аналогичные меры в ответ на ограничения экспорта в Россию своих товаров. И это правильное решение, потому что, кроме укола Москве, Киев вряд ли добился бы большего. Тем более что львиную долю российского импорта в страну составляют энергоресурсы, отказ от которых смертельно опасен для Украины.
В пятницу Украина и Россия пытались решить вопросы, связанные с таможенным оформлением грузов на границе двух стран. Ситуация с украинским импортом в Россию стала также предметом телефонного разговора президентов двух стран Владимира Путина и Виктора Януковича.
Напомним, в среду Федерация работодателей Украины сообщила, что ФТС РФ внесла всех без исключения украинских экспортеров в список рискованных: по сути, речь идет о полной остановке украинского экспорта на неопределенное время – как минимум на недели или даже на месяцы. В итоге потери украинских экспортеров только во втором полугодии могут составить 2–2,5 млрд долларов, или 1,5% ВВП Украины, посчитали в ФРУ.
Несмотря на акции протеста в Киеве, участники которых для наглядности сожгли плитку «Русского» шоколада и упаковку чая у входа в посольство, Украина заявила, что не собирается вводить ограничения на ввоз российских товаров в качестве ответной меры на действия российской таможни. «Мы не предполагаем ограничивать ввоз российских товаров. Мы хотим разобраться, почему у наших товаров сейчас возникли проблемы», – заявил министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов, передает РИА «Новости».
Украина надеется разрешить таможенный конфликт с Россией уже к началу следующей недели, в противном случае может пожаловаться в ВТО. По словам Прасолова, власти Украины примут решение, стоит ли обращаться во Всемирную торговую организацию с жалобой на проблемы с экспортом, в понедельник. На 19 августа намечены переговоры делегаций двух стран по этому вопросу.
В свою очередь ФТС РФ обещает смягчить критерии контроля украинских грузов, как только будут устранены имеющиеся нарушения. При этом сроки, когда это может произойти, в ФТС называть не стали.
По словам вице-премьера Украины Бойко, российская таможня разъяснила свою позицию. «Дают объяснения, что в группу риска попали товары, которые, по их мнению, не имели сертификата происхождения, оформленного соответствующим образом. У нас пока нет оснований не доверять объяснениям руководителя Федеральной таможенной службы», – сказал Бойко.
В ФТС РФ уверены, что, ужесточая контроль за украинским экспортом, не превысили своих полномочий. «Я считаю, что ФТС России действовала в рамках своей компетенции, мы не нарушали никаких международных обязательств. И если это принесло неудобства и дискомфорт участникам внешнеэкономической деятельности, я приношу свои извинения, но мы всегда будем стоять на страже экономических интересов РФ», – сказал глава ФТС Андрей Бельянинов.
В качестве примера он привел задержание в пятницу на ростовской таможне груза в 30 тонн мяса, который следовал с Украины без сопроводительных документов. С ним же перевозилась и кондитерская продукция. «К сожалению, такие эпизоды бывают, возможно, этим и было продиктовано (ужесточение контроля на границе – ред.)», – отметил глава ФТС.
Эксперты обеих стран связывают ситуацию на границе с желанием властей России заставить Украину вступить в Таможенный союз или помешать запланированному на ноябрь подписанию соглашения о свободной торговле с ЕС. Однако официальные представители как России, так и Украины отрицают политическую подоплеку и ссылаются на сложности с таможенным администрированием.
«Могу ответственно заявить, что никаких (торговых) войн не будет. Кстати, на мой взгляд, эти войны и не в интересах России. Поэтому мы полны решимости приложить все усилия для урегулирования имеющихся спорных вопросов. Ну а наши люди должны делать из всех этих событий соответствующие выводы», – написал украинский премьер Николай Азаров в своем аккаунте в Facebook.
То, что Украина на действия российской таможни не стала отвечать теми же мерами, – правильная стратегия для самой страны. Во-первых, у Украины нет значительных возможностей по ограничению ввоза российских товаров. «В структуре украинского импорта из РФ львиную долю занимают энергоресурсы, а это не эластичные товары. Нельзя просто в одночасье прекратить их завоз. Можно внедрять программы по энергоэффективности и снижению энергозависимости, но на это требуется не несколько месяцев, а куда более длительное время», – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко.
Во-вторых, это в корне неправильная стратегия. «Пуститься в аналогичного рода дискриминационные меры в отношении РФ, делать то же самое, против чего протестуешь сам, – странно. Хотя я не исключаю, что подобного рода ответные меры могут быть приняты в отношении неэнергетических импортеров РФ. В частности, из России на Украину идет много автомобилей, машиностроительной продукции, минералов и т. д.», – считает Устенко.
В-третьих, это явно недальновидная стратегия, ведущая к торговой изоляции. Введение ограничений Россией в отношении украинских товаров намного сильней ударяет по Украине, нежели ответные меры Украины в отношении российских товаров. Если для Украины такие меры влекут потерю 1,5% ВВП только за одно полугодие, то ограничение ввоза российских товаров (неэнергетических) будет лишь неприятным уколом для Москвы.
По словам Устенко, Украина продает товара в Россию на 25% своего ВВП, тогда как Россия поставляет на Украину своей продукции лишь на 5–7%, где львиная доля приходится на энергоресурсы.
По данным портала внешнеэкономической торговли РФ, Россия остается главным торговым партнером Украины: на ее долю приходится около трети (30,3%) всего внешнеторгового оборота Украины, в том числе 28,5% экспорта товаров и услуг и 32,0% импорта.
Тогда как для России главным торговым партнером является ЕС (49% российского товарооборота), а также Китай, Япония, США и Республика Корея. На страны СНГ в 2012 году приходилось всего 14,1% товарооборота.
Наконец, экономика Украины с российской вообще несравнима: она в 10 раз меньше. ВВП Украины составляет около 200 млрд долларов, тогда как ВВП России – более 2 трлн долларов.
«Поэтому Украине нельзя сильно уповать на то, что она сможет резко ограничить импорт из России, – говорит Олег Устенко. – С другой стороны, 20% выручки Газпром получает от продажи газа на территории Украины. Поэтому России тоже нет смысла терять столь прибыльный для себя рынок».
«У Украины есть два пути решения конфликта. Либо договориться на двустороннем межправительственном уровне, в противном случае привлечь третью сторону – ВТО. Вступив в ВТО, каждая страна знала, что подобные дискриминационные меры недопустимы по нормам организации», – считает эксперт. Впрочем, по его мнению, ни Москве, ни Киеву особо не интересно затягивать этот конфликт. «Я думаю, что Россия показала свою силу, что может применять дискриминационные меры, несмотря на членство в ВТО, и на этом должна успокоиться», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Коментарі — 0