Виталий Кличко хочет быть президентом Украины
Виталий Кличко хочет быть президентом Украины. Социология говорит, что это чувство взаимно. Но лишь до тех пор, пока чемпион мира напоминает пятно Роршаха, в котором каждый видит что-то свое. Но как долго у него получится угождать всем?
14 августа в Мексике Виталий Кличко в разговоре с президентом Всемирного боксёрского совета (WBC) Хосе Сулейманом обронил, что будет баллотироваться на пост руководителя Украины. Сказал словно невзначай, после известий о травме, приостановке карьеры и отмене боя. Позже стало известно, что сотрудники пресс-службы федерации неверно истолковали заявления боксера о том, что он заинтересован в президентской кампании.
Кто-то уверен, что Кличко совершил фальстарт, забыв о том, что его политическая аудитория шире, чем спортивная. Кто-то же убежден, что «слив» сознательный и боксер простопытается опередить соратников по оппозиции и будущих соперников по выборам Арсения Яценюка и Олега Тягнибока.
Оппоненты Кличко хотят отдать ему Киев (согласно опросам, за главу партии «Удар» готовы проголосовать 33% киевлян), чтобы самим бороться за главное кресло в стране. Сейчас уже ясно, что этого не будет – роль британской королевы, которая царствует, но не правит (в Киеве все вопросы решает глава администрации, а не мэр), для Виталия Кличко не подходит.
Но у украинцев очень сложный запрос на Кличко. Для многих он – это своеобразное пятно Роршаха, в котором каждый видит то, что хочет. Неудивительно, что политик не делает резких заявлений, чтобы не настроить против себя отдельные группы населения. Это сильно блокирует его активность. Но, вместе с тем, делает его «кандидатом надежд» с наименьшим отрицательным отношением всех слоев общества.
Пытаться стать президентом государства в котором нет политической нации – занятие неблагодарное. С одной стороны, Украины есть на политической карте – она чеканит монету, поддерживает суверенитет и является единственным институтом, обладающим легальным правом на насилие. С другой стороны политического сообщества – украинской нации – в стране до сих пор нет. Одинаковых ответов на «устанавливающие вопросы» — о критериях членства в нации, о природе государства, о восприятии истории, о векторе внешнеполитической интеграции, о «своих» и «чужих» не удастся получить в разных регионах.
Геополитические качели сделали из государства маятник, в котором каждый президент носится по меридиану, обещая достичь какой-то полюса – «восточного» или «западного». При этом ни одна политическая сила, получавшая власть, всерьез не работала на единство Украины. И в этом смысле Виталия Кличко имеет шанс.
Он не похож на украинских национал-радикалов, которые не могут спокойно говорить ни о чем, что связано с советским периодом истории страны. Он не напоминает активистов юго-востока, которые брызжут слюной при любом упоминании Галичины. У Кличко нет за спиной негативного политического бэкграунда, коррупционных сделок, фиктивных научных званий, погашенных судимостей, компрометирующих скандалов. Зато у него есть в активе образ брутального джентльмена – дефицитное сочетание для украинской политики.
К тому же Кличко импонирует избирателю еще и тем, что попадает в категорию self-made man. Ничего удивительного в желании избирателя избрать на первый пост человека, которого еще за три года до начала его политкарьеры начали печатать на почтовых марках.
Неудивительно, что по данным Киевского международного института социологии уже сейчас в первом туре глава партии «Удар» опережает действующего президента на 2%. Полностью его действия поддерживают 18 % респондентов, частично – 38,1 %, не поддерживают – 38,5. То же распределение у Виктора Януковича – 14/26/56, у Юлии Тимошенко – 11/22/58, у Олега Тягнибока – 11/26/54, у Арсения Яценюка – 12/32/50. Фактически, Виталий Кличко – самый легитимный украинский политик с наименьшим рейтингом неодобрения его деятельности.
Но чемпионские достижения Кличко в политике вовсе не являются гарантией его победы. Он растет ровно до тех пор, пока ничего не говорит – любая конкретика начнет отсекать от него сегменты и без того разностороннего украинского электората. Прожить полтора года, внушая неартикулированные надежды под силу только опытному ловеласу – и крайне затруднительно для активного политика.
Может поэтому Виталий Кличко время от времени срывается в Южную Америку на встречу с товарищами по боксерскому цеху? И там, в кругу людей, которым он уже всё доказал он может позволить себе быть откровенным – не скрывая своих реальных планов и мыслей. И только излишне усердные пресс-секретари доносят до Украины обрывки той самой искренности, которую лидер партии УДАР не может себе позволить на родине.
Чемпионов не принято жалеть. Хотя, может быть, именно этого Виталию Кличко больше всего сейчас не хватает.
Коментарі — 0