Украинцы делают карьеру до 30 лет

Украинцы делают карьеру до 30 лет

Делать карьеру после сорока — уже немодно. Новое поколение украинцев становится руководителями, предпринимателями и даже миллионерами со студенческой скамьи

Они начинают работать в 15 лет, встают в шесть утра, много работают, планируют свою жизнь на несколько лет вперед, ставят перед собой сложные цели, открывают свой бизнес или запускают проект — именно так живет все больше молодых украинцев.

Они предпочитают не откладывать свою карьеру в долгий ящик. В итоге в 30 лет, а то и раньше, у них есть то, чего их родители достигали как минимум на 5-10 лет позже: прибыльный бизнес, успешный проект или руководящая должность в компании.

Молодых и успешных их жизненная «скорость» не пугает. Несмотря на ранний успех, они уверены, что им есть к чему стремиться, и достаточно ясно представляют, чем займутся и в 40, и в 50 лет. Например, многие из них планируют развиваться «вширь», углубляя знания в своей сфере, преподавать и делиться своим опытом, пробовать себя в других отраслях. Или, к примеру, собираются создать бизнес (а те, у кого он уже есть, — очередной бизнес), чтобы стать независимыми от конкретного работодателя.

Также молодые лидеры не боятся того, что, когда повзрослеют, то их предпочтут более молодым спецам. По их мнению, благодаря своему опыту и гибкости, они будут более привлекательными на рынке, чем молодые.

ДМИТРИЙ МУЖУК, 28 ЛЕТ, ОСНОВАТЕЛЬ СМАРТ-КАФЕ BIBLIOTECH

«Я — классический троечник, — говорит Дмитрий. — В экономическом вузе мне больше нравилось пытаться разобраться в предмете, чем зубрить ради оценок. Однажды на экзамене я получил тройку только за то, что учился не по книге преподавателя. Тогда я еще раз убедился, что веду себя правильно». Уже с первых курсов Дмитрий начал подрабатывать: был грузчиком, оформлял потребкредиты. А на 5-м курсе начал работать по специальности: «За 1,5 года я вырос с операциониста до менеджера внешнеэкономической деятельности. Мне нравилось и хотелось работать, хотя ошибок хватало. Но зато я быстрее учился».

Старт проекта

После этого Дмитрий сменил еще одну компанию, где занимал хорошую должность. Но удовлетворения не было. «Я понял, что очередное место работы его мне не даст. Поэтому решил запустить свой проект. Сначала идея оформилась в девиз: «Снова модно быть умным», а затем я понял, как можно ее реализовать, — рассказывает Дмитрий. — Брать деньги за время я решил, потому что понадеялся, что люди будут больше его ценить, если заплатят за него». Инвестора Дмитрий искал полгода: «Помню, как после открытия к нам почти никто не заходил, но сейчас посетителей достаточно, идея прижилась». В Bibliotech можно поиграть в настольные игры, почитать журналы, книги, которые там есть, посидеть с друзьями, поработать (есть коворкинг). Также здесь проходят мастер-классы, презентации. Дмитрий считает, что такие «умные» места людям не разонравятся , потому что они полезны. А то, что в Киеве есть похожие заведения, его не пугает: «Бояться конкуренции — последнее дело, и тогда точно ничего не светит».

ЕВГЕНИЯ БОЙЧУК, 26 ЛЕТ, PR-ДИРЕКТОР STARLIGHT BRAND CONTENT

Папа Евгении Бойчук, PR-директора StarLight Brand Content, с детства приучал ее делать больше. Это, по его мнению, полезно для будущего руководителя, как он часто называл дочку: «Если задавали один стих или задачу, я учила и решала несколько. Эта привычка стала частью меня». Еще Женя обожает вызовы: «Люблю азартные игры и многое в жизни, например, хорошо сдать экзамен, я воспринимаю как вызов, с которым нужно справиться». Поэтому в вузе, где девушка изучала экономику, она писала однокурсникам курсовые работы и аналитические отчеты, на чем и заработала первые деньги: «Мне было интересно посидеть две ночи и узнать что-то новое. Иногда даже ребята получали за мои работы баллы выше, чем я».

Начало карьеры

Работать Женя начала на пятом курсе: «Я это запланировала еще с самого начала, чтобы ничего не мешало учебе. При этом я ходила на разные мероприятия, читала профильные новости, чтобы понять, чем мне было бы интересно заниматься. Выбрав пиар, на пятом курсе я отправила резюме в PR-агентства. В одно из них меня взяли, и уже через год интенсивного и тяжелого труда я выросла до координатора проектов».

Полезные привычки

Женя планирует каждый свой день (при чем с вечера) и год, составляя «карту целей» и план их достижения: «Так я вижу к чему стремиться, и это мотивирует. Но, увы, у многих молодых людей нет четких целей, и это мешает им расти». Женя всегда ставила сложные цели (так больше драйва), не давая себе засидеться: «Так, на предыдущем месте работы в PR-агентстве у меня уже была небольшая команда. Но для успешного развития в PR со временем нужно переходить в большую компанию, что я и сделала. Агентства — это подрядчики, а занимаясь пиаром в компании, ты разрабатываешь и воплощаешь PR-стратегию от А до Я, видишь подводные камни бизнеса и быстро учишься». Сейчас у Евгении новый вызов — освоиться на рынке телевидения: «Работать по-прежнему приходится много, но когда работа нравится, то это в удовольствие».

АЛЕСЯ МУДЖИРИ, 26 ЛЕТ,РУКОВОДИТЕЛЬ PR-ДЕПАРТАМЕНТА «СУШИЯ»

Алесе с детства повезло с окружением: «Вокруг всегда были целеустремленные люди. Так, в хореографической школе лучшие ездили за границу, поэтому все стремились быть в их числе. А в вузе, где я изучала политологию, были сильные однокурсники и высокие требования (помню, как три ночи читала «Капитал» Маркса!)». Алеся участвовала в конференциях, изучала нацменьшинства, проходила сертифицированный курс по связям с общественностью. В итоге попала в сотню лучших украинских студентов, получив стипендию от одного из фондов. Еще девушка работала: «Со 2-го курса работала в PR-агентстве. Помню первое задание — написать речь топ-менеджеру. Страшно! Но я написала. А когда услышала, как он произносит ее на конференции, то поняла, что я — могу, и надо не бояться, а просто брать и делать».

Успех

Стратегия была беспроигрышной: уже на 4-м курсе Алеся руководила проектами, а после выпуска — управляла командой. «В 22 года я чувствовала себя старше, а некоторые даже не догадывались, сколько мне лет. Все-таки у меня было около пяти лет опыта. Но я все равно уделяла много времени саморазвитию, чтобы быть интересной для старших коллег, — рассказывает Алеся. — Я не знаю, что такое лень, но знаю все о самодисциплине: расписываю каждую свою неделю и стараюсь выполнить все». Благодаря такому подходу Алесю порекомендовали рассмотреть на нынешнюю должность. Сейчас для себя она отбирает таких же людей, как и сама: «Я прошла весь путь от стартовой позиции до руководящей и сразу вижу, насколько человеку ценно то, что он делает. По этой причине кандидата подбирать сложнее, но зато я точно нахожу «правильных» людей».

АННА ЛАВРОВА, 24 ГОДА, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТОВ В CIKLUM

Стать пробивной Анне Лавровой помогло то, что в детстве ей мама читала мало сказок. «Она много работала, а сказок хотелось. Поэтому в три года я сама научилась читать по кубикам с буквами, — рассказывает Аня. — С тех пор так и повелось: если мне что-то было нужно, я этого добивалась сама». Так, когда, будучи 15-летним подростком, девушка захотела модные джинсы, она сама на них заработала — давала уроки английского сверстникам. В вузе, где Аня получила дипломы по прикладной лингвистике и менеджменту проектов, она тоже не бездействовала: со 2-го курса работала по специальности в IT-компании. «Там я занималась пиаром, координировала проекты, налаживала связи с заграничными партнерами, — говорит Аня. — Было нелегко: куча задач, сумасшедший график, балансирование между университетом и работой, стрессы. Но это была хорошая школа».

Тактика

Кстати, девушку сразу взяли на руководящую должность: «Потому что я всегда старалась быть заметной. Написав программу для изучения английского по песням Queen, ездила с ней по олимпиадам, искала спонсоров для проектов молодежной организации (там вошла в десятку лучших пиарщиков года), ходила на профильные конференции. В общем, вопрос о том, кто такая Лаврова, не стоял. Поэтому все последующие работы я не искала, они сами меня «находили»».

Бизнес

Кстати, у Ани есть и свой бизнес — интернет-магазин изделий ручной работы PoshStore, там продают украшения более 200 мастеров со всей Украины. Какую прибыль приносит бизнес, девушка не рассказывает, но говорит, что «денег хватает и на платья, и на кино». «Для меня было важно начать работать на себя. Ведь так учишься управлять многими процессами сразу. Да и по-другому начинаешь относиться к деньгам, понимаешь их цену», – рассказывает Аня.

Девушке приходится успевать многое: «Сейчас у меня одновременно восемь проектов. А к концу года я хочу увеличить их до 11. Большие цели — это интереснее». А чтобы со всем справляться, Аня каждый день встает в шесть утра: «Утром у меня обязательно тренировка в зале или бассейн, чтобы зарядиться энергией, и затем еду в офис. Если же утреннего спорта нет, то прихожу рано на работу — утренние часы самые продуктивные. Еще я постоянно все записываю (у меня море блокнотов!), чтобы ничего не забыть. Но жаль, что я не могу себя клонировать, так бы я могла делать еще больше».

АННА ПЕТРОВА, 26 ЛЕТ, ТАРАС ПАРАНДИЙ, 25 ЛЕТ, СОЗДАТЕЛИ STARTUP UKRAINE

Хоть создатели центра предпринимательства Startup Ukraine Аня и Тарас познакомились чуть больше года назад, они постоянно, пусть и заочно, были на одной волне. Аня с детства мечтала стать успешной бизнес-леди, как любимая героиня Аманда из «Района Мелроуз», а Тарас, прочитав книгу одного бизнесмена, захотел быть предпринимателем. Они поступили в один вуз (при этом ни разу там не встретились!), но на занятиях появлялись нечасто — оба работали с первых курсов. Проработав несколько лет в компаниях, Аня и Тарас начали создавать свои проекты: Аня — школу политики для молодежи, ивент-агентство, потом организовывала конференции по предпринимательству, а Тарас — бизнес-завтраки и школу для будущих бизнесменов.

Встреча

«Когда мы наконец-то встретились, я была шокирована: еще кто-то думает, как и я!», — рассказывает Аня. После знакомства они не только влюбились друг в друга, но и организовали бизнес-лагерь для тех, кто хочет открыть свой бизнес. «Как же мы волновались: за три недели до старта записалось меньше 20 человек, а надо было набрать около ста, — рассказывает Аня. — Но в последнюю неделю пришло полсотни желающих. Мы поняли, что движемся правильно». Вскоре ребята создали центр предпринимательства (сейчас его оборот 1 млн грн). «Уже 40 выпускников запустили свое дело, — говорит Аня. — Но не всем хватает настойчивости, чтобы окончить курс. Еще многие думают, что для открытия бизнеса нужны огромные деньги, но это не так. Однажды Тарас заказал жвачки Love is… на 300 гривен и стал их продавать, сделав бесплатный сайт и попросив друзей поделиться информацией. За восемь часов заработал 2000 грн!». С осени ребята хотят запустить развивающий курс для подростков и очередной бизнес-лагерь. На отдых остается немного. «Спасает правильный тайм-менеджмент и медитация», — говорит Аня. Кстати, когда молодые люди поняли, что возвращаются домой только, чтобы переночевать, они решили жить на работе: «Живем в коворкниге: у нас есть душ, кухня и где поспать. Теперь мы все время вместе».

СЕРГЕЙ ДАНИЛЕНКО, 27 ЛЕТ, РУКОВОДИТЕЛЬ GLOSS.UA

«Не люблю слово «карьера». Для меня то, что я делаю, — стиль жизни, — характеризует свой путь Сергей Даниленко. — Если я пью вино и ем шашлык на пикнике, у меня в голове проносится море информации: что это за вино, сколько стоит, какие есть фестивали вина и как его пьют в разных странах. В общем, в любом месте, в любое время я замечаю темы, о которых стоит написать».

Своя волна

Сергей с детства пытался во всем разобраться — от лампочки до религии. Но в то же время старался держаться подальше от кружков, мероприятий, организованных другими людьми: «Если просили помочь, то помогал. А так всегда был на своей волне, мне интереснее самому что-то придумывать». Поэтому, поработав на 2-м курсе в журнале, а потом в PR-агентстве, Сергей с единомышленниками начал создавать свои проекты. «Чего только мы не делали: студгазету, портал гражданской журналистики, сервис создания фотокниг, блог-платформу Hiblogger, фестивали. Еще мы много путешествовали: видели культурные городские тренды, начиная с того, как люди обустраивают свои дворики, и нам это нравилось. В один из вечеров шесть лет назад мы обсуждали ниши в «уанете» и поняли, что путеводителей по городской жизни, где бы рассказывалось о таком, недостаточно. Решили создать свой», — рассказывает о Gloss.ua Сергей.

Успех и драйв

Со стартовым капиталом помогли близкие — родители и друзья. «Начиналось все с команды в пять человек, и, конечно, поначалу разное было: «сюрпризы» от поставщиков или когда деньги нужны сейчас, а будут завтра. Сейчас же в штате 15 человек, около 200 внештатных авторов, и каждый месяц на сайте — 200 000 посетителей, — говорит Сергей. — Еще у сайта есть приложение и сообщество. А сейчас мы организовываем фестиваль, посвященный актуальным тенденциям из жизни столицы». Сергей постоянно поддерживает состояние внутреннего драйва: «Если что-то не получается, придумываю себе вызов, чтобы взбодриться, справившись с ним. Так, недавно проехал около 150 км на велосипеде. Вообще, надо как можно чаще выходить из зоны комфорта. Год назад друг затащил меня на фестиваль в пустыне в штате Невада. Организаторы ухитрились привлечь 52 000 человек на фестиваль под палящим солнцем с песчаными бурями и билетами в $420. После этого кажутся нелепыми слова: «А вдруг люди не дойдут на наше событие, если мы его организуем не в центре Киева?».

ПЯТЬ ПРАВИЛ УСПЕХА ОТ МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ

  1. Рано вставать, независимо от того, когда легли

  2. Постоянно развиваться: ходить на конференции, мастер-классы, тренинги, знакомиться с новыми людьми

  3. Часто выходить из зоны комфорта: посещать новые места, делать то, что раньше боялись, менять места работы

  4. Планировать каждый свой день, год и ставить себе цели

  5. Создать свой проект, пусть даже небольшой и не мегаприбыльный

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА: «МОЛОДЫЕ СТРЕМЯТСЯ БЫТЬ, КАК ДЖОБС»

«Многие родители начинают уходить от советских стандартов воспитания, перенимая западные — чем быстрее вытолкнешь своего «птенца» из гнезда, тем лучше и для мам и пап (больше времени для себя), и для их детей, — говорит киевский психолог Юрий Калашников. — Плюс мир развивается намного быстрее, чем раньше, и молодые понимают – чтобы идти с ним в ногу, надо не терять зря времени и не тратить его на пустяки. Кроме того, появление современных лидеров, таких как покойный Джобс, которые достигли успеха своим умом, а не хитростью, стимулирует молодых следовать их примеру».

МНЕНИЕ HR-ОВ: «МОЛОДЫХ ЛЮБЯТ ЗА ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

«Если раньше руководящие должности занимали в основном люди 40–45 лет, то сейчас многим управленцам — от 27 до 35, — говорит HR-директор rabota.ua Наталья Бровченко. — Больше всего молодых управленцев в сфере IT, маркетинге, страховании, различных онлайн-проектах, также молодеют ресторанный и отельный бизнесы».

«Сейчас молодые люди уже не откладывают свою карьеру в долгий ящик, как было раньше, и во многих случаях начинают работать на первых курсах. Поэтому в свои двадцать с небольшим лет у них есть по четыре, а то и по пять лет опыта. И этого бывает достаточно, чтобы доверить им управленческую должность», — говорит директор рекрутинговой компании Smart Solutions Татьяна Никитович.

По ее мнению, бизнес сейчас глобализируется, и многие компании стараются выйти на международный рынок: «Найти специалиста до 30 лет с хорошим английским гораздо проще, чем специалиста постарше».

Среди других причин — экономия. «Молодым можно чуть меньше платить, за счет чего и появляются молодые топ-менеджеры. К тому же, выращивать специалистов под себя гораздо выгоднее, чем переучивать уже состоявшегося. Да и выращенные специалисты лояльнее к компании, потому что обязаны ей своей карьерой», — говорит руководитель Исследовательского центра Международного кадрового портала hh.ua Ульяна Ходоровская.

Сыграло роль и развитие стартапов. «Участие в них позволяет молодым попробовать себя во многих ролях — от HR-специалиста до бухгалтера. Такие кадры представляют большой интерес для компаний», — говорит Наталья Бровченко.

Еще компании ценят молодых за то, они менее ограничены, легче признают свои ошибки и воспринимают критику, в отличие от людей постарше, не боятся рисковать и предлагать нестандартные решения. Но в то же время нельзя сказать, что зрелых опытных управленцев сбросили со счетов.

«Те компании, которым уже не нужно активно завоевывать рынок, а надо просто поддерживать свои позиции, предпочитают видеть у руля специалистов постарше, которые уже насытились экспериментами», — говорит Наталья Бровченко.

«Иногда даже жалуются на молодых, — говорит Ульяна Ходоровская. — По-настоящему трудолюбивых мало на рынке, и это преимущественно люди старшего возраста, потому что у них есть семья и ответственность перед ней. А молодые больше любят экспериментировать, и если что-то не нравится, то они запросто могут сменить работу».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: