Украинский депутат рассказал, почему Киеву нужно ориентироваться на Брюссель, а не на Москву
«В последнее время Россия настолько поднимает цены на энергоносители, что Украине уже выгодно покупать их в странах Европейского союза. В России цены на энергоносители – это больше политика, чем экономика», – заявил газете ВЗГЛЯД украинский депутат Олесь Доний. Он уверен, что Киев ни при каких условиях уже не пойдет на сближение с Россией в рамках Таможенного союза.
В четверг верховная рада Украины рассмотрела первый пакет законопроектов, необходимых для соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Тем самым Киев юридически начал закреплять свое намерение ориентироваться на партнерство с ЕС, а не с Россией в рамках Таможенного союза. В Москве уже предупредили, что в случае предпочтения западного вектора Украина больше потеряет, чем выиграет.
В Киеве, однако, вокруг этого вопроса даже оппозиция заключила временный мир со сторонниками президента Виктора Януковича, которого она еще недавно сама называла «ставленником Москвы». О том, почему оппозиция теперь поддержала правительство, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал депутат верховной рады из фракции Блок Юлии Тимошенко Олесь Доний.
ВЗГЛЯД: Олесь Сергеевич, вы поддержали пакет законов, которые позволят в ноябре подписать соглашение с Брюсселем. Все ли вас здесь устраивает, или чего-то не хватает?
Олесь Доний: Среди украинских политиков наметился определенный консенсус касательно поддержки на законодательном уровне всех проектов, связанных с вопросами евроинтеграции. Можно даже заявить, что установился временный мир между конкурирующими группами, например, оппозиции и власти.
Голосование идет конструктивно, конечно, с обсуждением, согласованием разных позиций. Критике подвергаются все законопроекты, куда под видом евроинтеграционных инициатив вносятся какие-то лоббистские предложения, однако оппозиция тут же пресекает подобные решения и отказывается голосовать за эти правки. Например, был раскритикован один из законов, который позволял государству не выплачивать большие компенсации в выигранных процессах в судах. После этого на согласительной комиссии этот вопрос был рассмотрен, в результате чего приняли точку зрения оппозиции. В итоге сомнительные положения исключили, закон был принят.
Я думаю, здесь можно говорить об общности интересов. То, что устраивает Европу, благоприятно и для наших граждан. Например, в четверг мы рассмотрели закон, касающийся либерализации содержания заключенных. В частности, говорилось о разрешении пользоваться мобильным телефоном, увеличении количества свиданий и так далее. В целом мне хочется отметить положительный момент: приближение украинского законодательства к европейскому, это хорошо и для украинских граждан.
Так что все идет своим чередом, украинский парламент собирается работать конструктивно, и все вопросы, которые поднимаются ЕС, у нас будут внимательно рассматриваться.
ВЗГЛЯД: Одобряете ли вы попытки правительства сохранить льготный режим в отношениях с Таможенным союзом?
О. Д.: Политические силы Украины выбрали в качестве основного вектора развития сближение с ЕС. Однако не подвергается сомнению необходимость нормальных экономических отношений с Россией. В этом заинтересованы все политические силы Украины, тем более ее экономические структуры. Поэтому все зависит не столько от Украины, сколько от России, собирается ли она отгораживаться от остальной части Европы или нет. Украина заинтересована в нормальных торговых отношениях со всеми странами на территории Евразии.
Конечно, одновременное присутствие и в ЕС, и в ТС невозможно, и власть это понимает. Но, тем не менее, быть в ЕС и иметь нормальные торговые отношения со странами ТС – это абсолютно нормально, с нашей точки зрения. Для этого можно посмотреть на баланс экспорта-импорта России с любой страной, которая является членом ЕС, например Германией, ничто ведь не мешает успешной торговле между этими странами.
ВЗГЛЯД: Среди плюсов сближения Киева с ЕС называют появление так называемого европроизводства на Украине, которое, однако, будет возможно лишь спустя лет пять, когда западные компании приспособятся к условиям работы. Если трезво оценивать настроения рядовых украинцев, согласятся ли они ждать этих плюсов, например, пять лет?
О. Д.: Я думаю, что существование европейских структур на территории Украины наши граждане воспримут положительно. Все заинтересованы, чтобы в Украину вкладывалось как можно больше инвестиций, в том числе из Европы. А насчет того, что придется ждать, я не думаю, что это для нашего народа так критично. Украина уже прождала 22 года. Так что чем быстрее европейские инвестиции начнут поступать, тем лучше. Ждать мы готовы.
ВЗГЛЯД: Однако эксперты предрекают пока что падение производства на Украине и безработицу в случае интеграции с ЕС, поскольку ваши предприятия не смогут конкурировать с западными, в результате чего последние будут вынуждены закрыться.
О. Д.: Я с этим не согласен. Наоборот, украинское сельское хозяйство и промышленность получат дополнительные рынки, а ведь Украина ищет новые рынки, так что открытие для нас рынка ЕС сделает украинскую экономику более успешной. Конечно, нашей экономике, чтобы быть полноправным игроком на европейском рынке, нужно будет усилить конкурентоспособность. Но мы ведь в этом заинтересованы, так что чем быстрее это произойдет, тем лучше. Будем надеяться, что здесь, как и в случае с любым реформированием, помогут социальные гарантии со стороны украинского правительства.
ВЗГЛЯД: К плюсам возможного вступления Украины в Таможенный союз эксперты относят удешевление нефти и газа, снятие рыночных ограничений, а также предоставление выгодных российских кредитов, которые могли бы заменить помощь МВФ...
О. Д.: В последнее время Россия настолько поднимает цены на энергоносители, что Украине уже выгодно покупать их в странах Европейского союза. Это нонсенс, но в России цены на энергоносители – это больше политика, чем экономика. Поэтому чем ближе будет Украина к ЕС, тем больше будет диверсификация, вырастет обеспеченность Украины энергоресурсами, как это ни удивительно.
ВЗГЛЯД: Что бы вы ответили советнику президента России Сергею Глазьеву, который сообщил, что за счет снижения цены на газ, отмены экспортных пошлин и снятия прочих барьеров Киев за счет российского бюджета и Газпрома мог бы зарабатывать по 11–12 млрд долларов в год?
О. Д.: Это попытки России использовать временное так называемое снижение цен на газ, но они ведь с лихвой восполнят в следующие годы. Ту же самую картину можно наблюдать с так называемой уступкой после ратификации харьковских соглашений, когда Россия получила очень выгодные условия сохранения Черноморского флота на территории Украины. Тем не менее с каждым годом Россия все больше и больше поднимает цены и шантажирует, пользуясь энергетической зависимостью Украины.
Нельзя наступать на одни и те же грабли, один раз попробовав поверить в так называемое снижение цен на энергоносители, рано или поздно Украина должна понять, что единственная возможность для развития экономики – это диверсификация и отсутствие зависимости от российской трубы.
ВЗГЛЯД: В качестве одной из причин отвергнуть предложение Москвы в Киеве называли возможное усиление давления российского бизнеса на украинский. Вы боитесь конкуренции с российским бизнесом?
О. Д.: Российский бизнес более капитализирован, он крупнее, чем украинский, и кроме того, он больше зависим от власти. Более того, я могу сказать, что бизнес в России является инструментарием в геополитических интересах Российской Федерации. Европейские правила ведения бизнеса более приемлемы для Украины, они усиливают экономическую конкуренцию, а не помогают попасть в зависимость от политики в той или другой стране.
В России, к сожалению, этого не происходит, потому что там экономика – это продолжение политики. Вот представьте, если российский бизнес – это продолжение российской политики, то каково здесь будет украинцам!
Уклон российской политики мы уже видим, когда власти России говорят, что украинского народа не существует. Конечно, это подается не так прямо, в одном из последних заявлений отмечалось, что не существует двух народов, есть только один народ. Это уже говорит о том, что нам, украинцам, даже не дают права быть отдельной нацией! Что же тогда можно ожидать от государственной политики?
ВЗГЛЯД: А вот ваш коллега, депутат рады от Партии регионов Нестора Шуфрича голосовал против пакета законопроектов, заявив при этом, что если Украина за 500 лет не смогла договориться с Европой, то вряд ли договорится сейчас...
О. Д.: К сожалению, не все украинские политики знают европейскую и даже украинскую историю. Между прочим, местная пресса сразу после этого заявления обвинила Шуфрича в некомпетентности в истории родной страны, его тут же попросили вспомнить о Грюнвальдской битве и о битве под Оршей, к примеру. История Украины очень тесно переплетается с другими европейскими нациями. И учитывая даже нашу разницу с ними, на протяжении истории мы очень часто гордились нашими совместными действиями.
Европа ищет возможности мира, даже французы, немцы, у которых была тяжелая история, они много с кем воевали, включая друг друга, тем не менее они стали основой Евросоюза и нашли для себя возможность мира. Даже поляки, с которыми немцы постоянно воевали. Украинцы тоже сейчас хотят мира, чтобы дружно жить, вести торговлю, а не шантажировать, что если вы вступите туда-то, мы будем вынуждены разрывать с вами торговые отношения.
Войны ведь могут быть не только вооруженные, они могут быть и экономическими, и политическими, могут прослеживаться даже в словах. Так что любой шантаж способствует абсолютно противоположной тональности принятия решений со стороны Украины.
ВЗГЛЯД: В прошлом интервью нашей газете год назад вы резко критиковали Виктора Януковича в том духе, что он «ставленник Москвы», а в его правительстве якобы есть русские националисты. Вы по-прежнему придерживаетесь этой точки зрения?
О. Д.: Из всех украинских политических элит это самая пророссийская сила, и Россия на первых и на вторых выборах поддерживала Януковича. Но, тем не менее, при всей своей пророссийской тенденции даже Янукович пришел к осознанию необходимости поддержки евроинтеграционного курса.
Сейчас даже пророссийские элиты боятся или побаиваются того политического и экономического давления, которое ассоциируется с Россией. Вот смотрите: Украина хочет подписать положение об интеграции с ЕС, ничего страшного в этом нет, наоборот, это положительная для всех ситуация. Но мы уже получаем в спину угрозы торговых войн. Разве это нормально, разве так ведут себя союзники?
Коментарі — 0