Прошедший в Ялте ежегодный форум YES стал генеральным смотром евронастроений украинской правящей верхушки.
Прошедший в Ялте ежегодный форум YES стал генеральным смотром евронастроений украинской правящей верхушки. Контракты выделили пять месседжей прошедшего мероприятия, которое стало последним такого рода собранием перед ноябрьским саммитом в Вильнюсе.
Ялтинский саммит дал Виктору Януковичу шанс реабилитироваться перед европейским сообществом. Он – снова не изгой, которому еще год назад практически не подавали руку на подобном же мероприятии, он снова – желанный гость и нужный партнер для «сливок» современного мира – западных политиков и бизнесменов. Такие же настроения испытывали и иные украинские репрезентанты на форуме – от Николая Азарова до Петра Порошенко. Они прямо могли высказывать свои пожелания европейцам, при этом открыто полемизируя с российской стороной, которую на саммите представлял советник Владимира Путина Сергей Глазьев.
-- Тимошенко не сказали «ни да, ни нет»
Понимая свою нужность для ЕС, Янукович снова проявил «непреклонную твердость» в вопросе Юлии Тимошенко, традиционно оставив некую тень надежды на освобождение лидера оппозиции. Несмотря на прямые требования европейских политиков, поставивших четкую дату выхода Тимошенко из больничных стен – до 15 октября, он явно продолжает торговаться с Европой на тему возможного поведения главной оппозиционерки за рубежом. Президент дал понять, освобождение экс-премьера зависит от самой Тимошенко: ей нужно либо подать прошение о помиловании, либо дать обещание не заниматься политикой. Причем обещание это должно быть гарантировано и европейской стороной.
Похоже, наш президент считает, что соглашение об ассоциации с ЕС подпишут даже без освобождения Тимошенко. А если потом и затянут с ратификацией, то у него снова будет повод поторговаться с Европой, имея при этом возможность не спешить с иными, неудобными для украинской власти и олигархов, требованиями ЕС.
Янукович не сказал по поводу Тимошенко «ни да, ни нет». Он уверен, что сохраняет поле для маневра, и фактически призывает экс-премьера появиться на судебном заседании – в ответ на утверждения последней, что ее сознательно не вывозят в суд.
-- Россия никуда не денется
Показательна и уверенность Украины в том, что отношения с Россией удастся уладить с помощью норм ВТО. Президент снова повторил, что готов присоединить Украину к той части положений Таможенного союза, которая не противоречит нашим национальным интересам. Отсылки к ВТО показывают, в каком контексте наша власть намеревается решать споры с Россией – она собирается опираться на новую «крышу» в лице ЕС, поддержка которого усилит позиции Украины.
Одним из главных украинских контраргументов против российских утверждений о принципиально различных стандартах продукции в ЕС и на постсоветском пространстве стал акцент на том, что Россия сама идет по пути европейских стандартов качества. «А вы-то в каком направлении двигаетесь, модернизируете нормы и стандарты? Может, вы в Бангладеш приближаться хотите, или в Пакистан?», - такой вопрос, по словам премьер-министра Николая Азарова, он задал своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву.
Потому, несмотря на прямые угрозы и страшилки со стороны российского представителя на Ялтинском саммите Сергея Глазьева, высшее руководство Украины единодушно высказывало уверенность: Украина найдет взаимопонимание с Таможенным союзом, и сможет отстоять свои национальные интересы.
-- Украину ожидают трудные дни
Российская сторона, между тем, не скрывает свое максимальное раздражение происходящим. Центральным тезисом выступления Глазьева стал призыв к неразумным украинцам и нерасчетливым европейцам одуматься, и не подвергать Украину дефолту. «…Кто будет платить за дефолт Украины, который становится неизбежным? – вопрошал Глазьев. - Валютных резервов Украины хватит только на полгода. Общие потери на преодоление последствий дефолта в Украине составляют 25, а может быть, и 35 млрд евро. Страны Европейского Союза готовы взять на себя такой груз финансовой ответственности?»
Осталось неясным, откуда советник российского президента взял такие цифры. Сослался только на исследования «украинской академии наук». Так как похожие цифры озвучивают такие экономисты, как Виктор Суслов или директор Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Валерий Геец, известные своей пророссийской позицией и сотрудничеством с лидером «Украинского выбора» Виктором Медведчуком, резонно предположить, что вычисления взяты они из их «исследований».
В одном из интервью украинским СМИ, которое он давал до саммита, Глазьев называл и цифры, рисующие благостное будущее Украины в ТС. Наша страна должна сразу же получить улучшение условий торговли на $9 млрд, нефть без пошлин, допуск украинских товаров на российский рынок без санитарного контроля (т.е. без пресловутого фактора Онищенко), и наконец – газ по внутрироссийской цене в $160за тыс. кубометров. Правда, на самом форуме Глазьев такие радужные перспективы не озвучивал, ограничившись прогнозами дефолта и утверждением, что только Россия спасает Украину от экономической катастрофы. Но ответ украинской стороны – в лице Петра Порошенко - он все-таки получил, и их диалог стал самым яркими моментом дискуссии в Ялте.
-- Наш ответ Москве: в ЕС хочет 50% украинцев
Порошенко не стал опровергать цифры Глазьева. Он привел свои цифры, хотя также не назвал их источник. «Впервые в нашей истории более 50% граждан Украины уверенно поддерживают европейскую интеграцию. Менее 30% поддерживают вступление в Таможенный союз. Кто поддерживает интеграцию в ТС? 30% – это старшие люди, менее образованные. 50% – это молодежь, более образованная. Европейская интеграция – это наше будущее, а ТС – это наше прошлое», - заявил Порошенко. В своей полемике с Глазьевым он сделал еще три достаточно сильных риторических выпада. Сперва саркастически поблагодарил Россию за то, что она фактически помогает Украине выбрать европейский вектор. Затем обиженный на Россию конфетный олигарх вызвал аплодисменты аудитории утверждением, что никто не верит в опасность для россиян украинского шоколада, грузинской минеральной воды или молдовского вина. Но самый главный контраргумент касался состояния самой российской экономики. «На прошлой неделе были опубликованы цифры российской экономики. Рост ВВП уменьшается и приближается к нулю. РФ нужно что-то делать, чтобы решить этот вопрос, они сменили главу Центробанка, запустили программу конкурентноспособности и $7 млрд взяли в долг. Если вы так настаиваете, чтобы $12 млрд ежегодно давать Украине, то зачем это вам, если у вас самих денег не хватает?» - спросил у Глазьева Порошенко.
Не дав ответа на последний тезис, и понимая, что аудитория все равно настроена против него, Глазьев защищался, упирая на отсутствие демократии в Украине в виде запрета референдума по вступлению в Таможенный союз. В завершение спора он фактически указал на способ, которым Россия планирует работать в кратко- и среднесрочной перспективе: консолидировать недовольных политикой Януковича сторонников союза с Россией на юго-востоке Украины. Так, за день до выступления в Ялте Глазьев, совместно с Виктором Медведчуком, был в Луганске, где они в совокупности с коммунистами рассказывали об ужасах добычи сланцевого газа, предательской политике высшего руководства Украины и неизбежном ухудшении жизни простого украинца после подписания ассоциации с ЕС.
-- Украина готова к евростандартам. На бумаге
«Уже сегодня» Украина ввела европейские стандарты в фармацевтике, улучшив ситуацию со снабжением лекарств в стране. Так утверждал на Ялтинском форуме Азаров. У присутствующих европейцев не было возможности узнать, так ли это на самом деле. Хотя формально придраться не к чему – стандарты действительно реформированы. По крайней мере, изданы соответствующие приказы, которые можно предъявить. То же касается и принятия пакета евроинтеграционных законов. Азаров обещал и дерегуляцию экономики, и упрощение отношений власти и бизнеса, и борьбу с аферами при госзакупках, и даже диверсификацию поставок газа. Присутствующие согласно кивали. Возможно, они искренне верили в то, что после Вильнюса эти косные украинские бюрократы начнут бороться сами с собой и системой, которую они породили. Они ведь привыкли верить в силу документов и соблюдение принятых законов. Но в Украине принятие хорошего закона еще ничего не значит. И на вопрос, как станет действовать Брюссель, если наша власть и после Вильнюсского саммита будет вести себя по-прежнему, саммит в Ялте ответа не дал. Хорошо хоть, что россияне «открыли личико», и уже не скрывают, что будут всячески вредить нам на пути к Европе. Может быть, хоть это заставит нашу власть начать действительную работу по внедрению не только технических, но и социальных, и даже политических стандартов цивилизованного мира в повседневную жизнь обычных людей.
Коментарі — 0