Многотысячные митинги в поддержку евроинтеграции по всей Украине организовали гражданские активисты и оппозиция.
Многотысячные митинги в поддержку евроинтеграции по всей Украине организовали гражданские активисты и оппозиция. Но если бы Евромайдана не случилось стихийным путем, его должен был бы организовать Янукович. Именно он — главный выгодополучатель сложившейся ситуации.
Янукович не стал полностью уничтожать «Евромайдан». Сейчас на Европейской площади осталась пара сотен митингующих, еще сотня — на Майдане. Около трехсот человек продолжают пикетировать Кабинет министров. С утра здесь была очередная драка между оппозиционерами и беркутовцами. Премьер-министр Азаров начал срочное совещание по вопросам евроинтеграции Украины. Сам президент пока отмалчивается, комментировать события минувших выходных в стране он так и не начал. Почему?
Дело в том, что Янукович сегодня может одинаково хорошо примерять на себе как роль евроинтегратора, так и роль жестокого диктатора, закрывшего дверь для Украины в Европу. Кажется, пока украинский президент и его советники и сами не знают, как поступить было бы лучше всего. Но уже ясно: какой бы сценарий развития в дальнейшем не приняла власть, для Януковича это будет позитивный сценарий.
Наиболее вероятно, что Янукович к концу сегодняшнего дня (или к концу недели) разгонит митинги демонстрантов. В этом случае в глазах Путина он станет «полноценным» политиком, способным защищать свои интересы даже условиях, когда акции протеста в Киеве несоизмеримо масштабнее тех, что были не так давно в Москве.
Поводов для того, чтобы «закрыть» вопрос таким вот способом — более чем достаточно. Провокаторы у Кабмина настолько агрессивно вели себя, выясняя отношения с «Беркутом», что кадры с кулачными боями под правительством облетели весь мир. Этого будет достаточно для того, чтобы объяснить Европе: «Наиболее агрессивных успокоили, чтобы им не удалось дестабилизировать обстановку в стране». В конце концов, в Греции во время в чем-то похожих протестов демонстрантов расстреливали из водных пушек и ружей с резиновыми пулями. И если в Киеве для разгона протестующих хватит только дубинок, Брюссель предъявить Киеву что-то реальное уже не сможет.
От Путина же после разгона можно будет требовать и скидку на газ, и кредиты под выборы-2015, и помощь в организации фальсификаций, и легитимизацию. В конце концов, если Янукович откажется от евроинтеграции даже в этом случае, для Кремля это будет однозначно Поступок.
Чуть менее вероятен, но тоже прекрасен альтернативный сценарий. Янукович в первом публичном комментарии по поводу воскресных событий говорит что-то вроде: «Раз народ требует, я не имею морального права срывать подписание Соглашения». И подписывает его точно в срок – 28 ноября. Европа в этом случае не будет требовать освобождения Тимошенко. Глава МИД Польши Сикорский подтвердил это минувшей ночью в своем Твиттере. Gazeta Wyborcza написала, что Квасьневский до сих пор «умоляет» Януковича передумать, а прочие европейские комиссары в один голос говорят, что «двери для Украины по-прежнему открыты».
Если Янукович учтет «голос Майдана» и подпишет Соглашение, это практически сразу сделает его президентом-второсрочником. Оппозиция просто не сможет объяснить электорату, чем она лучше президента, который, несмотря на все проблемы и давление со стороны Кремля, все же подписал СА.
Для пущей убедительности Януковичу еще будет необходимо распустить Кабинет министров. И убить, таким образом, сразу «двух зайцев»: и в глазах народа освободителем показаться, и с осточертевшим Кабмином расправиться, претензии к которому были уже давно.
Попутно можно и вовсе заявить о выходе из Партии регионов. Отобрать из нее наиболее лояльную половину и организовать что-то вроде «Партии европейского выбора». Это лишит возможности для маневров всех тех, кто сегодня внутри ПР грозит ее лидерам расколом. А также избавит от необходимости слушать всех тех олигархов, которым не нравится, как быстро семья Януковича завоевывает ресурсы, накапливает капиталы и политический вес.
Если украинскому президенту хватит смелости провернуть все по последнему сценарию, народ примет его, а оппозиция в очередной раз окажется у разбитого корыта. Для победы на выборах не нужно будет даже использовать административный ресурс. Европа признает Януковича легитимным президентом.
И даже за «ядерный» электорат Юго-Востока Украины можно не переживать: пусть небольшие, но все же заметные «евромайданы» прошли и там. А значит, и там поддержать президента будут готовы многие. Да и «старые» приверженцы Януковича вряд ли сообразят, за кого им голосовать на выборах через полтора года — не за Тягнибока и не за Медведчука же!
Какой бы сценарий развития событий не выбрал Янукович, сегодня он — самый мощный, хитрый и дальновидный украинский политик. На фоне проспавшего митинг Кличко и абсолютно нехаризматичного Яценюка Янукович выглядит по-настоящему умеренным, адекватным политиком. Как Кучма, по которому, надо сказать, сегодня сильно ностальгируют даже в Киеве. Только — с европейским лоском.
В постоянно меняющейся парадигме украинских реалий Янукович чувствует себя как рыба в воде. Наверняка сейчас он молчит только потому, что звонит по порядку то в Кремль, то в Брюссель и пытается выторговать для себя наиболее выгодные условия в обмен на нужное «партнерам» решение. Пока преимущество у Брюсселя: Европа твердит о том, что по-прежнему ждет Украину в своих рядах, «Газпром» называет слова Азарова, пообещавшего украинцам скидку на газ, «ошибкой». Ну а про «Ахиллесову пяту» Януковича — заключенную Тимошенко — и вовсе уже, кажется, все забыли. Что в Европе, что на Украине.
В крайне непростых для себя условиях Янукович продолжает маневрировать, обыгрывая партнеров по политической игре и на Западе, и на Востоке. Как когда-то на условиях анонимности сказал корреспонденту «Росбалта» представитель штаба ПР, «преимущество Януковича перед всеми — в том, что у него действительно стальные яйца».
Право же, если бы Евромайдана не было, его стоило бы придумать политтехнологам на Банковой. Ибо именно сейчас политический авторитет Януковича находится в зените. Потому как в минувшее воскресенье манифестанты в Киеве (именно манифестанты, а не Яценюк и Ко) впервые за девять лет не требовали лишить его президентского кресла.
Коментарі — 0