Евродепутат призывает оказать давление на пророссийски настроенных украинских олигархов
Украинские олигархи могут поменять свой внешнеполитический вектор на проевропейский. Надо лишь надавить на их бизнес-интересы в Старом Свете. С таким заявлением выступил депутат Европарламента, представитель правящей партии Германии Михаэль Галер. Официально такое сделать невозможно, утверждают эксперты, неформальное же давление уже осуществляется.
«Есть одна очень интересная вещь — многие из тех людей, которые сейчас выступают против подписания соглашения (об ассоциации. — «Газета.Ru») с ЕС, в действительности ведут очень активный бизнес в самой Европе», — заявил на брифинге в Киеве депутат Европарламента, член Христианско-демократического союза (ХДС) ФРГ Михаэль Галер. Он считает, что таких людей надо убедить вести себя по-другому, причем вовсе не дискуссиями — например, «призвав соответствующие органы ЕС или государств — членов Евросоюза расследовать деятельность этих людей», если для этого будут основания, предоставленные журналистами или правоохранительными органами об осуществлении ими незаконных сделок. Галер спрогнозировал, что когда дело дойдет «до их собственных активов, то это немного изменит их мнение».
«Например, мы можем начать на Кипре, а затем перейти в Австрию, Германию, Великобританию, а еще к соседям ЕС — Швейцарию, и тогда это, по-видимому, произведет на них впечатление,» — цитирует агентство УНИАН евродепутата, который состоит в одной партии с канцлером Германии Ангелой Меркель и на своем персональном сайте размещает фото своих встреч с ней.
Интересно, что сам Галер считает такие методы вполне «демократичными» и противопоставляет подход ЕС «нажиму» со стороны России. «Мы — союз, который приглашает, предлагает что-то, в отличие от соседа на Востоке, который использует несколько другие методы», — заключил немецкий депутат.
Правда, в переписке с «Газетой.Ru» он уклонился от прямого ответа на вопрос, является ли его позиция новым подходом Европы или по крайней мере Германии к «украинскому вопросу». Вместо этого Галер сообщил следующее:
«Я думаю, многие украинские олигархи, вне зависимости от их политических позиций, боятся Москву, боятся конкуренции со стороны российских олигархов.
Интеграция с ЕС также страшит их. Они считают, что юридический иммунитет, та неприкосновенность, которой они пользуются сейчас, исчезнет. В любом случае им придется выбирать между поглощением более сильными российскими олигархами и встраиванием в европейские правовые нормы. Последнее и страшит евроскептиков, боящихся в конечном итоге потерять свое влияние на Украине».
Аналогично он объясняет и решение Януковича не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС: «Янукович хотел выбрать самые привлекательные опции для своей семьи и друзей. И прозрачные экономические и финансовые правила игры, которые предлагала Европа, не показались ему сильно привлекательными». Основной задачей делегации европейских чиновников, по его словам, была попытка убедить Киев «двигаться навстречу Европе». «Новое соглашение приблизит Украину к ЕС как ни одну другую страну. Последующие реформы, в том числе и в сфере законодательства, повысят уровень жизни в стране, а также создадут новый поток инвестиций. Это мы и пытались объяснить украинским властям в ходе нашего визита», — рассказывает европарламентарий.
Заявление Галера несколько озадачило опрошенных «Газетой.Ru» экспертов.
«Удивительно слышать такое от европейского депутата. Очень наивное заявление.
Возникает вопрос: а за что привлекать к ответственности? Если речь идет об отмывании денег, то для этого не надо искать специального повода», — сказал «Газете.Ru» председатель правления украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По словам эксперта, многие украинские предприниматели, ведущие бизнес за рубежом, инвестируют в Европу уже легализованные средства, поэтому без серьезной доказательной базы европейским налоговым службам вряд ли удастся привлечь украинских олигархов к судебным разбирательствам. «В Украине тоже у некоторых существует точка зрения, что надо взять олигархов за шкирку, чтобы они активнее выступали за евроинтеграцию, — отмечает Фесенко. — Однако, чтобы надавить на их европейские активы, нужны очень веские основания».
В нынешней ситуации сложность европейского законодательства не позволит по щелчку пальцами надавить на украинскую бизнес-элиту. «Сколько бы подобных заявлений ни делалось в Европарламенте со стороны депутатов различных фракций, они не приведут ни к чему. У Европарламента просто нет технической возможности давать указания соответствующим органам внутри отдельных стран, — рассуждает ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги Лилия Шевцова. — Ввести же общеевропейские ограничения невозможно. ЕС даже не смог принять свой «список Магнитского».
Однако нажим на украинский бизнес давно идет, но по неформальным каналам. Именно этим можно объяснить, что Украина собиралась открыть свой рынок практически без всякой компенсации. «Скорее всего, будет неофициальное давление на отдельные персоны со стороны западных политических и экономических структур. Возможно, оно уже есть. Например, заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд, когда она в середине декабря приезжала в Киев, встречалась с Ринатом Ахметовым — одним из богатейших людей Украины.
Там, скорее всего, олигарху объяснили некоторые негативные последствия», — говорит Фенсенко.
«У него есть, кстати, бизнес в Штатах. Небольшой, но есть», — добавляет эксперт.
«Я не исключаю давления со стороны негосударственных, гражданских организаций, со стороны лидеров общественного мнения, которые обладают огромным влиянием в целом ряде европейских стран. И такое давление на бизнес-структуры уже осуществляется, и оно весьма эффективно. То, что мы видим, — это верхушка айсберга», — говорит Шевцова.
Впрочем, отмечают эксперты, проевропейская позиция не дает никаких гарантий неприкосновенности.
«Брюссель всегда может вспомнить о сомнительном происхождении капиталов у украинских бизнесменов, — говорит председатель правления киевской ассоциации «Поставщики Таможенного союза» Олег Ногинский.
— Тогда европейцы или принудительно заберут активы, или предложат сделку со следствием, как это было в Польше». Ногинский напоминает, что после вступления в Евросоюз польские власти с санкции Брюсселя начали проводить широкую кампанию по раскрытию экономических преступлений 90-х. В 2005 году, через год после вступления в еврозону, польский сейм инициировал расследование коррупционной составляющей в продаже государственной собственности. Расследования продолжаются до сих пор. К примеру, в феврале 2013 года бывший сенатор Генрик Стоклос (24-й номер в списке богатейших поляков) был приговорен к восьми годам лишения свободы и почти $200 тыс. штрафа.
В свете заявлений немецкого депутата, заключают аналитики, инициатива российских властей о переводе активов чиновников из Европы и США в Россию выглядит крайне разумной.
«Судя по заявлению этого самого Галера, европейские политики очень раздосадованы проигрышем в первом раунде схватки за Украину и жаждут использовать новые, запрещенные прежде приемы. Конфронтация усиливается, это объективный процесс. Ведь проигрыш будет означать сильнейший удар по имиджу со всеми вытекающими последствиями. Между тем и Россия, и Евросоюз пытаются сейчас выйти на мировую арену в роли глобальных игроков, решающих примерно те же задачи, что и США», — резюмирует один из экспертов.
Коментарі — 0