Почему украинская спецслужба «проспала» Майдан
«Евромайдан» на Украине продолжается уже более двух месяцев. Пока власти пытались погасить протестное движение в Киеве, оно перекинулось на запад страны, где были захвачены почти все областные администрации. Уступки, на которые пошло украинское руководство, не сработали: протестная кампания под лозунгами смены власти на Украине не прекращается. Странным в сложившейся ситуации выглядит поведение Службы безопасности Украины. С одной стороны, она ведет какую-то работу против «майдановцев», с другой — особого эффекта от этой деятельности пока не наблюдается: захватываются здания, создаются альтернативные органы власти, все чаще обсуждается сценарий распада Украины. Вопрос о том, как спецслужбы вообще допустили такое развитие событий, остается открытым.
На сегодняшний день оппозиция удерживает за собой ряд захваченных зданий в Киеве (часть мэрии, Дом профсоюзов, «Украинский дом», из которого радикально настроенные оппозиционеры недавно выгнали несколько сотен сотрудников милиции). Продолжаются митинги на Майдане Незалежности, а на улице Грушевского в центре столицы, где в конце января произошли ожесточенные столкновения с милицией, остаются баррикады, охраняемые радикалами.
На западе Украины ряд областных администраций остается под контролем противников власти. В последние дни, правда, некоторые из них были освобождены, но сдавать там позиции протестующие все равно не собираются. В Виннице, в частности, здание освободили после того, как местный губернатор согласился выполнить требования оппозиции. Активистам пообещали, в частности, что власть будет считаться с оппозиционной «народной радой» и предоставит помещение для ее работы.
Создание альтернативных власти «народных рад» в регионах продолжается. По данным на 4 февраля, которые обнародовал депутат-националист Юрий Сиротюк, в стране создано уже 19 областных структур такого рода и более ста районных. Кое-где «народные рады» признала местная власть — например, в Закарпатье. Хотя прокуратура и суды пытаются запрещать подобные образования, активистам это особо не мешает. Создаются и силовые структуры: о формировании «национальных гвардий» объявили в Киеве и Львове.
На востоке и юге Украины, куда «революция» пока не добралась, появляются дружины из сторонников действующей власти. Местные администрации защищают баррикадами на случай возможного штурма. Отдельные стычки между сторонниками и противниками «революции» в регионах уже имели место, до масштабных столкновений дело пока не дошло. В Севастополе поговаривают о «праве на самоопределение» в случае государственного переворота на Украине, парламент Крыма готовится обратиться за помощью к России.
В декабре прошлого года — после начала «Евромайдана» — издание «Цензор.НЕТ» со ссылкой на своего главного редактора Юрия Бутусова сообщало, что сотрудники СБУ готовятся к уничтожению секретной информации. «Во дворах административных зданий и архивах вся документация подготовлена к уничтожению, — утверждал источник. — Бумаги собраны в тюки, подготовлены канистры с бензином... Часть особо секретных документов уже уничтожена, и ликвидация продолжается». По сведениям источника, руководство СБУ поставило задачу в случае штурма здания демонстрантами полностью уничтожить архивы управления «Т» (контроль за политическими партиями, общественными организациями), а также управления «К» (борьба с коррупцией).
Тем временем в правящей Партии регионов констатируют, что в стране происходит «попытка государственного переворота», а сторонники власти недоумевают по поводу реакции спецслужб. «За что мы, налогоплательщики, платим зарплату специалистам СНБО, СБУ, другим структурам, наделенным правом разведдеятельности, — возмущается полковник в отставке Георгий Хмарский, — если они все вместе не смогли спрогнозировать появление «Евромайдана»? Власти в противостоянии с оппозицией ни разу не удалось сыграть на опережение. Тогда о каком профессионализме специалистов вышеперечисленных служб может идти речь?».
Свидетельством того, что и в руководстве Украины задаются такими вопросами, можно считать недавние указы президента Виктора Януковича, уволившего глав управлений СБУ в четырех областях. В двух из них оппозиция ранее захватила областные администрации, в третьей были попытки штурма, которые милиции удалось отбить, в последней протестующие вынудили губернатора уйти в отставку. Кроме того, президент снял с должности главу департамента контрразведки. Впрочем, до масштабной «чистки» дело не дошло. Скорее, речь шла о перетасовке кадров: двое из уволенных региональных начальников СБУ уже назначены на аналогичные должности в других областях.
-- Противодействие
Кое-что СБУ сделала. В частности, запретила въезд на Украину некоторым иностранцам (незадолго до этого к силовикам обратился депутат от партии власти Олег Царев, он составил список нежелательных лиц, причастных, по его мнению, к дестабилизации обстановки в стране; в него в числе прочих попал бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, недавно побывавший на Майдане). Среди персон нон грата оказались гражданин США, организовавший возле захваченной оппозицией мэрии Киева показ фильма о «свержении режима», и гражданин Польши, который посетил Харьков и делился там «опытом протестной деятельности».
В январе прошла информация, что правительство Украины собирается ужесточить режим въезда в страну для граждан США и стран Евросоюза. Эксперт инициативы «Европа без барьеров» Александр Сушко, комментируя эту тему, заявлял, что «схема нейтрализации влияния Запада на события в стране» обсуждалась по инициативе СБУ с конца прошлого года. Некоторые из обсуждавшихся предложений, по его словам, были реализованы.
В конце января СБУ объявила об угрозе терактов на ядерных объектах (министерство энергетики, со своей стороны, распорядилось перевести украинские АЭС на особый режим охраны). Позднее она задержала нескольких националистов из партии «Свобода» (активно участвующей в «Евромайдане») в Днепропетровске, заявив, что они «готовились к совершению теракта на одном из объектов энергетической отрасли страны». Сами националисты, правда, утверждают, что дело против них сфальсифицировано, а улики (взрывчатка) подброшены.
Наконец, в начале февраля стало известно, что Служба безопасности Украины занялась расследованием дела о попытке государственного переворота. Соответствующие планы якобы были обнаружены на серверах, изъятых из офиса оппозиционной «Батькивщины». Сама оппозиция при этом заявляла о существовании «дела о перевороте» еще в конце прошлого года: по словам одного из лидеров «Батькивщины» Арсения Яценюка, его фигурантами стали около десяти человек, включая его самого и лидера «Свободы» Олега Тягнибока.
В целом, однако, действия силовиков выглядят по меньшей мере запоздалыми. Задачами СБУ являются «предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, (...) которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам Украины; разработка и реализация мероприятий по предотвращению, устранению и нейтрализации угроз интересам государства, общества и правам граждан». Между тем «переворот», о котором объявила партия власти, уже в разгаре, авторитет власти падает, в регионах подогреваются сепаратистские настроения. Говорить об эффективности работы спецслужбы в сложившейся ситуации сложно.
-- Версии
По поводу того, почему украинские спецслужбы не остановили «революцию», существует множество версий. Некоторые считают, что силовые структуры попросту некомпетентны или слабы (бывший начальник крымской милиции, ныне оппозиционер Геннадий Москаль, к примеру, отмечал, что роль СБУ на Украине переоценивается и структуру неоправданно отождествляют с советским КГБ).
«По информации моих источников, СБУ в рамках сложившейся ситуации оказалась абсолютно недееспособной, — утверждает редактор сайта «Альтернатива» Андрей Ваджра. — Несмотря на то что рядовой оперативный состав был в курсе подготовки к мятежу за несколько месяцев до его начала, СБУшное начальство на подобную информацию никак не реагировало. Начальники до сих пор боятся отдавать приказы (это полный провал кадровой политики «регионалов»)». Личный состав спецслужбы, по его словам, «деморализован», а защитой государственного строя Украины якобы занимаются прибывшие в Киев бригады российской ФСБ (на Украине с конца прошлого года циркулируют слухи о якобы противостоящих «майдановцам» российских силовиках, официально Россия неоднократно заявляла, что вмешиваться в происходящее на Украине не намерена).
Согласно другой версии, СБУ сделала то, что от нее зависело, а неэффективность борьбы с «переворотом» вызвана пассивностью украинского руководства. «Я далек от мысли, что спецслужбы, в частности СБУ, не знали об этом [о готовящихся беспорядках], — считает полковник запаса, глава Днепропетровской организации ветеранов-участников миротворческих операций Владимир Сидоренко. — Уверен, что докладывали вышестоящим руководителям исполнительной власти. Но документы такого рода оседают в кабинетах чиновников администрации. Значит, некомпетентные чиновники не донесли вовремя президенту исчерпывающую информацию об угрозах».
«Если внутри страны что-либо планируется, информация о планах уходит молниеносно. — соглашается журналист Анатолий Шарий. — На то есть сотни осведомителей, рьяно размахивающих национальными флагами на баррикадах, но в нужный момент отзванивающихся кураторам из органов». Лидер национал-радикального «Правого сектора» Дмитрий Ярош, соратники которого участвовали в столкновениях с милицией в Киеве и захватах областных администраций, со своей стороны, подтвердил, что за ними ведется наблюдение. «Аппаратуры натыкали во всех домах вокруг, такое впечатление. Оперативные машины стоят и так далее», — сказал он.
По данным «Инсайдера», в конце января, после вспыхнувших в центре Киева беспорядков, в администрации президента Украины всерьез рассматривали возможность введения ЧП (сторонники Януковича давно уже просят его об этом) и «зачистки» Майдана. Президенту, по сведениям издания, тогда подготовили проект соответствующего указа, а СБУ и МВД провели расчеты, из которых следовало, что подавить протесты можно, но без большого числа жертв при этом не обойтись. Как утверждает депутат Инна Богословская, недавно отмежевавшаяся от коллег из партии власти, от введения ЧП президента якобы отговорили местные олигархи (ранее в прессе обсуждалась версия о «бунте олигархов», якобы поддержавших «Евромайдан» из-за разногласий с властью).
Некоторые сомневаются в том, что в дальнейшем Янукович может рассчитывать на свою спецслужбу. «Как известно, в подобных ситуациях (как, например, в 1991 и 2004 годах) «гебешники» склонны не защищать власть, а предавать ее», — рассуждает журналист Виктор Дяченко. Версия о возможном предательстве, впрочем, выглядит не очень убедительной, если учесть, что кураторство силовых структур на Украине приписывают старшему сыну президента Александру Януковичу. Руководителей МВД и СБУ считают близкими к нему людьми. Собственно, схема контроля за силовыми структурами, как ранее отмечала «ЛiгаБiзнесIнформ», как раз и создавалась президентом с учетом уроков «оранжевой революции», когда власть в противостоянии с оппозицией потерпела поражение. «Янукович твердо усвоил уроки 2004 года, — писало издание летом 2012-го. — По его глубокому убеждению (и это не гипотеза, а свидетельства людей, хорошо знакомых с президентом), именно аморфная позиция Кучмы и саботаж силовиков привели к поражению в 2004 году». Власть, как отмечалось, последовала примеру Белоруссии, где силовые ведомства курирует один из сыновей президента.
Есть еще одна версия происходящего — о якобы существующей связи между оппозицией и спецслужбами. Аргументом в пользу этого предположения послужило, в частности, недавнее известие о том, что радикалы из «Правого сектора» и ветераны-»афганцы» провели с руководством СБУ переговоры об освобождении задержанных соратников. Как утверждал «афганец» Олег Михнюк, руководство спецслужбы якобы согласилось освободить оппозиционеров до того, как будут разблокированы захваченные «майдановцами» здания (это противоречило условиям ранее принятого властью закона об амнистии). СБУ и МВД, по данным «Корреспондента», информацию о сделке с «Правым сектором» не комментировали.
«Странное восхождение и самопровозглашение лидерства в протестной организации (...) вкупе с удивительной лояльностью силовых ведомств можно объяснить одним. Кураторством со стороны спецслужб», — полагает Анатолий Шарий. Контроль за радикальными организациями со стороны спецслужб, как отмечает он, является распространенным явлением, равно как и «стимулирование» тех групп, которые могут быть полезны для власти. «Такое же стимулирование возможно, если о сотрудничестве договорились спецслужбы нескольких государств, — рассуждает он. — Возможно, идет большая игра. И многие протестующие давно стали играть в этой игре роль статистов».
За время протестов на Украине наблюдатели уже не раз обращали внимание на то, что некоторые методы борьбы с «Евромайданом», к которым прибегает власть, по сути, лишь провоцируют дальнейшие протесты. Достаточно вспомнить, например, жесткий разгон митингующих 30 ноября (после которого обозленные сторонники оппозиции захватили мэрию) и принятие 16 января «драконовских законов», ограничивающих свободу собраний (на эти законы оппозиция ответила столкновениями в Киеве и захватом зданий в регионах; в конечном итоге резонансные поправки в законодательство были отменены).
Происходящее на Украине некоторые сравнивают с последними годами существования СССР: они также характеризовались слабостью центральной власти, двоевластием на местах и лихорадочными попытками силовиков навести порядок. Существует при этом распространенная версия, что к процессам, приведшим в итоге к распаду Союза, приложили руку и спецслужбы, и тогдашнее руководство страны. Собственно, самого Виктора Януковича уже сравнивают с Михаилом Горбачевым — первым и последним советским президентом. И обещания нынешнего главы Украины сохранить ее целостность с каждым днем выглядят все менее убедительными.
Коментарі — 0