Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) когда-то помогла избрать Кирилла патриархом всея Руси, однако сегодня она как никогда близка к полному отделению.
Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) когда-то помогла избрать Кирилла патриархом всея Руси, однако сегодня она как никогда близка к полному отделению. Назначение митрополита Онуфрия временно исполняющим обязанности главы УПЦ МП в Москве мало кто отнес к разряду серьезных политических новостей. А зря — ведь церковь последние двадцать лет была одним из важнейших звеньев сохранения не только духовного единства, но и политических связей между Россией и Украиной.
После распада Советского Союза Русская православная церковь (именно в качестве организации) на долгое время стала одним из главных сообществ, «склеивающих» бывшие братские республики. Несмотря на то, что на Украине после обретения независимости появилась и своя национальная церковь — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) со своим, не признанным в православном мире, главой — митрополитом Филаретом, все же абсолютное большинство тех, кто называют себя практикующими христианами, считают себя паствой именно УПЦ МП. Даже с учетом того, что в западных регионах Украины немало и униатов, так называемых греко-католиков, сохраняющих обрядовые традиции православной церкви, но своим духовным главой считающих Папу Римского.
Таким образом, Украинская православная церковь, формально подчиненная Московскому патриарху, это крупнейшая духовная организация Украины и ее влияние на жизнь страны недооценивать не стоит. Даже по фотографиям из дома ставшего печально знаменитым экс-генпрокурора Украины Виктора Пшонки видно, насколько «модно» было называть себя православным в этой стране. У чиновников, обвиняемых новыми властями в масштабной коррупции, висят старинные иконы в золотых окладах, купленные на черном рынке или украденные в храмах, у простого населения — картонные образки. Это вполне соответствует традициям так называемого народного православия, которые гораздо глубже укоренены на Украине, чем, скажем, в России.
Многие стремились воспользоваться повышенной внешней религиозностью украинцев, для которых, судя по всем опросам общественного мнения последних лет, православная церковь остается наиболее авторитетной организацией. В первую очередь, это были собственно украинские власти. Отношение к УПЦ МП менялось в зависимости от того, кто был у власти. При президенте Викторе Ющенко крупнейшая украинская церковь была скорее в обороне — приоритет правители отдавали УПЦ КП и униатам. С приходом Виктора Януковича на пост президента ситуация изменилась. Отношения с главой «раскольников» Филаретом стали весьма сдержанными. Зато Украинская православная церковь Московского патриархата во главе с престарелым митрополитом Киевским Владимиром получила не только политическую поддержку, но и оказалась под серьезным давлением.
Ходили слухи, что руководители Партии регионов рассчитывали на торжественное объединение двух украинских православных церквей как раз к назначенным на 2015 год президентским выборам. Причем под эгидой УПЦ МП, но с условием, что митрополитом Киевским вместо Владимира станет кто-то из лояльных Виктору Януковичу епископов, а объединенная церковь окажет именно ему поддержку на предстоящих выборах. Как пишет украинская пресса, на митрополита Владимира оказывалось достаточно серьезное давление. Якобы тот же самый Виктор Пшонка и другие украинские «силовики» уговаривали слабого здоровьем митрополита уйти на покой.
На пути к объединению церквей Партия регионов сумела добиться гораздо большего, чем ранее Виктор Ющенко. В частности, «раскольники» из УПЦ КП внесли несколько изменений в устав Киевского патриархата в июне 2013 года, чтобы в случае невозможности продолжать служение действующим их главой — Филаретом, не избирать ему преемника, а вести переговоры об объединении с УПЦ МП. Однако этому сценарию не суждено было реализоваться в связи с тем, что после победы Евромайдана Партия регионов потеряла власть, а Виктор Янукович сбежал из страны.
Тем не менее, практически в то же время, когда на Украине появился исполняющий обязанности президента страны (этот пост занял Александр Турчинов) главная православная церковь страны сменила своего главу. Митрополит Киевский Владимир, действительно находящийся в госпитале, хоть и не в коме, как сообщалось, был признан неспособным к дальнейшему служению. Его местоблюстителем до выборов нового главы УПЦ МП был избран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий — один из трех украинских епископов, который с начала 1990-х годов выступал против полной независимости Украинской православной церкви от московской патриархии. И патриарх Кирилл действительно одобрил, судя по тону его поздравительного обращения, это решение украинских епископов.
В связи с этим в Москве среди тех немногих, кто всерьез воспринимает процессы в украинской церковной жизни и понимает, как может повлиять УПЦ МП на настроения украинцев в случае военного конфликта с Россией, утвердилось мнение, что официальное отстранение Киевского митрополита Владимира и замена его на владыку Онуфрия если не была инициирована из Москвы, то, по крайней мере, ей поддерживалась.
Однако это опровергают последующие события, в частности письмо Онуфрия патриарху Кириллу с просьбой сделать все возможное, чтобы не допустить кровопролития на территории Украины, а также еще более резкие заявление в адрес России некоторых других представителей УПЦ МП, пусть даже и сделанные ими как бы в личном качестве.
Возможно, Москва и рада бы была влиять на владыку Онуфрия, но фактическая независимость украинской православной церкви от Москвы в последние годы столь велика, что возможности для этого у Русской православной церкви практически нет.
Что это может означать в случае трансформации «вежливой интервенции» в полномасштабный военный конфликт? Во-первых, естественно, окончательный откол УПЦ от московского патриархата. Вне зависимости от того, признают это другие православные церкви мира или нет, включая и Константинопольского патриарха, который мог бы придать этому разрыву подобие легитимности, приняв украинцев под свое покровительство. Этого уже будет не исправить даже созданием еще одной, третьей, Украинской православной церкви, которая будет действовать под прямым контролем московского патриархата, на что в Москве, скорее всего, рассчитывают.
Во-вторых, полную поддержку крупнейшей национальной православной церкви получат действующие украинские власти, у которых пока достаточно сложные отношения с УПЦ МП, так как основную публичную поддержку Майдану оказывал именно патриархат киевский. Не приходится рассчитывать, как это было еще недавно, и на то, что УПЦ МП будет трактовать приход российских войск как братскую помощь и призывать, как это сделал в Москве представитель РПЦ отец Всеволод (Чаплин), украинцев не оказывать сопротивления и тем избежать кровопролития. Напротив, возможно благословение украинских войск и добровольцев, которые решаться оказать сопротивление российской армии, большинством украинских епископов и священнослужителей
Последнее письмо патриарха Кирилла показывает, что в Москве начинают понимать сложность сложившейся ситуации, не хотят терять не только духовное единство, но и, разумеется, мощный политический ресурс, который из себя представляет Украинская православная церковь Московского патриархата и пытаются, как это было в Грузии, несмотря на возможность военных действий, добиться хотя бы нейтралитета от украинского епископата в сегодняшнем противостоянии между Москвой и Киевом. Вот только конечное решение явно сегодня зависит уже не от патриарха Кирилла.
Коментарі — 0