Политика пришла в околофутбольное движение и слишком далеко там зашла. Специальный корреспондент «Новой» — в среде украинских фанатов
Политика пришла в околофутбольное движение и слишком далеко там зашла. Специальный корреспондент «Новой» — в среде украинских фанатов
В событиях в Украине — едва ли не с самого начала острой их фазы — очень заметную роль играло футбольное фан-движение. Фанатов было много на Майдане в Киеве: ультрас львовского клуба «Карпаты», фанаты «Днепра», киевского «Динамо», харьковского «Металлиста». Легкие на подъем, тренированные и хорошо организованные, фанатские группы представляют собой идеальные для использования в городских условиях небольшие армии.
В феврале между фанатскими движениями украинских клубов было заключено мирное соглашение, с тем чтобы «направить все силы на борьбу за единство Украины». Соглашение подписали фан-клубы всех шестнадцати украинских команд, вплоть до второй лиги. Характерно, что у этой идеи нет конкретного автора. Во всяком случае, он не очевиден: никто из тех людей, с кем мне удалось поговорить, так и не сказал, кто же выступил идеологом объединения недавних ярых врагов. Это решение появилось будто ниоткуда. И вскоре появились его следствия.
27 апреля по Харькову перед началом матча между «Днепром» из Днепропетровска и местным «Металлистом» прошли совместным маршем ультрас обеих команд — до тех пор не терпевшие друг друга. Марш закончился столкновением фанатов со сторонниками федерализации, немногочисленная колонна которых пошла поперек маршрута ультрас. Городские власти не препятствовали ни первому, ни второму маршу.
Не прошло и недели — и новый футбольный матч «Черноморец» (Одесса) — «Металлист» (Харьков). И снова совместный марш, спровоцировавший страшные одесские события.
Милиция снова стояла в сторонке, не решаясь вмешиваться.
О том, как политика пришла в околофутбольное движение и не слишком ли далеко она там зашла, я поговорила с представителями фанатского движения разных команд.
Александр, координатор фан-движения ФК «Черноморец»:
«Были люди, которые специально на бойню приехали»
— За Одессу я вам так скажу: там была провокация. Были там какие-то люди, которые специально на бойню приехали. Мы же не первый год вместе катаемся, знаем уже лица приевшиеся среди самых активных. И у «Металлиста» знаем. А там были люди незнакомые. Да и фаната сразу по одежде можно узнать. А если человек на марш пришел в каске и защите — понятно же, что он не за футбол думает. Таких людей даже не нужно много, просто чтобы толпу завести — а дальше само пойдет.
Вот так и получилось, что ультрас подвели под это дело — теперь выходит так, будто это болельщики людей пожгли. Хотя история там мутная, и люди в Доме профсоюзов уже, похоже, так, что мертвые были на тот момент, когда пожар начался.
Кому была нужна такая провокация? Пророссийски настроенным гражданам, как вы их у себя называете. В Донецке на носу референдум — а тут лишний аргумент за отсоединение. Уже все давно забыли и про Европу, и про то, как Крым оторвали у нас. Все уже просто боятся.
Антон, ультрас (северная трибуна, «Днепр»):
«Война войной, а СБУ работает»
— Идея такого всеобщего объединения клубов появилась на почве Майдана. Тогда все были вместе, и идеи околофутбольной вражды немного на второй план отступили. И еще одна была консолидирующая мысль на Майдане — мы все против ментов, против их беспредела. Кто конкретно предложил? Нет, здесь не может быть ничьих имен. Ты у себя в клубе авторитет — а в другом клубе свои авторитеты есть, зачем выпячиваться. Да и потом, война войной, а СБУ работает.
То, что говорят, будто ультрас «Днепра» проплачены Коломойским, — это неправда. У Коломойского есть канал «1+1», и есть люди, которые его смотрят и дальше транслируют, что услышат. Как если сказать, что они все за это получают деньги?
Здесь, в движении, многие привыкли своей головой думать, за себя сами отвечают. За столько лет выездов уже понятно становится, кто чего стоит, на кого можно полагаться. Костяк движения — взрослые мужики. Здесь уже люди кое-что себе про жизнь представляют.
Егор, координатор ультрас ФК «Металлист», Харьков:
Тимошенко говорит: «Браво, ультрас!» А мы говорим: «Какое браво, Юля?»
— …На меня еще 30-го числа стали выходить какие-то люди: давайте пройдем маршем. При этом лично и конкретно никто на себя ответственность опять не берет. Это были просто «лидеры фан-движения». Без имени, а таких лидеров много. Через переписку на форумах все такие вопросы решаются. И я тогда еще эту идею не поддержал: понятно было, что это будет смертоубийство. Я же вижу, что это шествие по другой совсем цепочке организуется, чем обычно любое иное. Как и в Харькове 27 числа, когда фаны на федералистов прыгнули. Но в Харькове — мы дома, нас много, ситуацию проще контролировать. А в Одессе как бараны пошли. И от нас тоже пошли, но пошли немногие, а теперь все так вывернуто, будто все 500 человек там были. Дальше: побились они немного, а мы уже своих завели на стадион. И вот 57-я минута матча, и мы видим, что у «Черноморца» вся трибуна встает и уходит. Теперь мы знаем: у них пацана грохнули, кто-то сообщил, они всей трибуной пошли мстить. Это очень легко делается. Фанаты — горячий народ, очень легко управляемый. Куда направишь — туда и пойдут. И получилась такая ситуация, что, когда мы вышли со стадиона, на нас уже весь город охотился: где тут фанаты, которые людей жгут? Болельщиков с городом столкнули лбами, вы понимаете?
А у нас еще три часа до поезда. И я догадываюсь, что если мои сейчас начнут разбредаться по улицам, то их перебьют по одному. Очень накалена была атмосфера. Кое-как нам удалось наших упаковать в поезд, в город никого не выпустили. Как доказательство: никого из фанатов «Металлиста» не было ведь среди пострадавших на Куликовом поле.
И теперь: возвращаемся мы в Харьков, а нас уже местные здесь ждут, тоже мстить хотят. «Вот мы видели, что вы творили в Харькове, а теперь и в Одессе». Слава богу, поезд пустили не до Харькова, а в Балашов людей привезли, и на два часа раньше. Развели кое-как. Но я еще раз подчеркну: это шествие было изначально устроено так, чтобы убить людей.
И теперь Тимошенко говорит: «Браво, ультрас!» А мы говорим: «Какое браво, Юля?» Там люди погибли, а ты теперь ультрас мешаешь с убийцами. Политикой погубили весь околофутбол, такой раздрай внутри движения пошел. Раньше сидели, пиво вместе пили, а теперь не знаешь, от кого ножа выхватишь. Кто за Украину, кто за Россию… Несколько дней назад нам российские фанаты прислали письмо: «Вы себя исчерпали как околофутбольное движение, мы с вами связь прерываем после Одессы». И они правы.
Мы сейчас запускаем отдельную группу в нашем фанатском движении, свободную от политики. Хочешь выражать свою гражданскую позицию — иди на площадь и выражай от себя лично, и не надо под это весь клуб подтягивать. Между собой пускай бьются, живут жизнью клуба, туда расходуют свою агрессию. А когда ее уже начинают политики в нужное русло пускать — это уже неправильно.
— А какой из политических сил может быть выгодно фанатов использовать?
— Ну еще года три назад львовские «Карпаты» начали плотно общаться со «Свободой». Это сразу прямо заметно стало: и политика на трибунах появилась, и даже форму они поменяли. У них официальная была бело-зеленая, а появилась еще красно-черная, западенская. «Днепровцы», это известно, с Коломойским дружат. Ну и так — разные околомайдановские силы. Нашему админу группы «ВКонтакте» тоже, когда Майдан еще только начался, писали с одноразовых аккаунтов: «Давай разместим вот такой промайдановский пост». Предлагали деньги — 250 гривен, как за рекламу, они расценки знают. Мы отказывались: «Нет, ребята, политика — это политика, а футбол — это футбол». Они тогда поднимали: а 500? а 750? Мы не поставили. Но все равно тогда много наших ребят поехало на Майдан — поддержать харьковчан, которые там были. Ну и за Европу. Мы же тоже покатались за клуб, посмотрели, что у них там. Ну и так решили в шутку, что если и жить — где-то на юге Италии только. А так — кому нужна в Европе сильная Украина? Но у нас в фанатском движении здравомыслящих мало. В основном — Майдан. «Кто не скачет — тот москаль».
— Но ведь то, что случилось в Одессе, явно не на руку сторонникам единства Украины…
— Тогда это, выходит, кому выгодно? Если через шаг подумать: Коломойский спонсирует беспорядки, а Коломойского спонсирует Россия? Да ну — это бред, конечно. Потом, может, там все получилось тоже не совсем так, как задумывалось. Могли бы же ведь и фанатов переубивать. Ну и потом, сейчас очень усложнился весь политический расклад. Сейчас и один вроде за единую Украину, и другой тоже за единую Украину. А на деле они про две совершенно разные страны говорят.
Коментарі — 0