Крымчанин Игорь Санжаревский вместе с друзьями июльским вечером возвращался с моря на электропоезде домой в Симферополь.
Симферополь – Крымчанин Игорь Санжаревский вместе с друзьями июльским вечером возвращался с моря на электропоезде домой в Симферополь. Уже на городском вокзале к нему и его брату подошел представитель «самообороны» с требованием предъявить документы и показать содержание сумок. Молодые люди согласились сделать это только в присутствии представителей правоохранительных органов. В результате день для одного из молодых людей и представителя «самообороны» закончился снятием побоев.
По словам Игоря Санжаревского, представитель «самообороны» попросил предъявить документы и показать содержимое сумок. Крымчанин же попросил «народного дружинника» показать удостоверение. «Он мне показал документы якобы сотрудника народной дружины с размытой печатью. Я сказал, хорошо, а можно мне тогда, пожалуйста, представителя официальной власти: сотрудника ППС, линейного отдела... Но ответа не последовало», – рассказывает Игорь о событиях, произошедших с ним и его братом пятого июля.
По его словам, на просьбы пригласить представителей официальной власти «самообороновец» не отреагировал. Тут же на перроне Игорь увидел четырех сотрудников линейного отдела дорожной полиции. «Я начал махать рукой, кричать, ребята, можно вас, можно вас! Но сотрудники либо не сразу нас заметили, либо я не знаю по какой причине... В этот момент я ощутил, что меня кто-то тянет за рюкзак сзади. Я обернулся и вижу, что как раз таки этот гражданин, который подходил ко мне изначально, тянет меня в сторону их дислокации. Я сбил его руку и спросил, что он собственно делает», – возмущается Игорь.
По словам молодого человека, представитель «самообороны» в очередной раз достал свою «корочку» и какой-то «указ Аксенова» на распечатке. Началась словесная перепалка. В этот момент к ним подошел еще один представитель «самообороны» и двое сотрудников линейного отдела. На их требование показать документы, молодые люди ответили, что едут с пляжа и с собой документов не имеют.
Представителям линейного отдела молодые люди показали содержание сумок и готовы были пройти в отделение для установления личностей. «Я уже сложил все содержимое обратно в свою сумку, спросил, есть ли еще какие-то к нам претензии. Сотрудники линейного отдела как-то немного замялись, промолчали. Тут подошел еще один мужчина и сказал, а давайте мы возьмем их на профилактику в штаб», – рассказывает Игорь.
Молодой человек возмущен реакцией полиции: «Сотрудники линейного отдела посмотрели, задумались... Ну, берите», – говорит Санжаревский.
В этот же момент, по словам молодого человека, началась перепалка между его братом и «дружинниками». «Сотрудник «самообороны» достал дубинку и нанес удар в теменную часть, затылочную, то есть со спины каким-то образом. Потом нанес в лицевую часть удар дубинкой, отчего был разбит нос», – говорит Игорь.
Брат пострадавшего добавляет, что вся эта «перепалка» происходила рядом с сотрудниками линейного отдела.
По словам Игоря, его и брата «затолкали» в штаб «дружины», откуда Игорь начал вызывать скорую помощь. Оказалось, что рядом есть медпункт, куда молодой человек и направился с получившим ранения братом.
«Мы зашли обратно в штаб. Там находились уже начальник смены «народной самообороны», несколько сотрудников линейного отдела. Я в праведном гневе спрашивал, что вы вообще делаете?! На каком основании, как такое допускаете?! Затем пришел дознаватель железнодорожного линейного отдела», – говорит Игорь.
Молодые люди прошли в отделение и дали показания. «Брат писал заявление, что сотрудники «самообороны» нанесли травмы. После чего мы направились в больницу им. Семашко», – рассказывает брат пострадавшего. По словам молодого человека, дело сейчас находится в линейном отделе полиции. «Дознаватель работает. Мы были в СМЭ, были в больнице, где все побои зафиксировали», – говорит Игорь.
В Симферопольском линейном отделе МВД России на транспорте корреспонденту Крым.Реалии рассказали, что заявления в полицию написаны с обеих сторон. У представителя «самообороны» повреждена губа.
Сотрудница линейного отдела МВД Наталья Пересада отмечает, что полиция прибыла, когда конфликт уже начался. После чего доставила всех в отделение для разбирательства. Сейчас дело находится в Следственном комитете и говорить о дальнейшем развитии событий можно будет только после выводов СМЭ, результаты которой еще неизвестны.
Игорь Санжаревский планирует отнести это дело в суд. «Подать в суд на бойца «самообороны» просто как на частное лицо. Однако организация в данном случае, получается, не несет ответственности за сотрудника», – говорит брат пострадавшего.
Желая восстановить справедливость, Игорь отправился в Штаб «самообороны», чтобы поговорить с начальством. «Я общался с заместителем полка, насколько я понял. От него я узнал, что с 1 июля организация является официальной и они проводят фильтрацию, но у них еще нет финансирования. Поэтому в полном объеме провести отбор и фильтрацию сотрудников, как написано в их законе – отобрать людей, которые прошли физподготовку, сдали физнормативы, прошли психологические тесты и у которых нет судимости, сейчас они не могут. И люди, которые попадают под эту категорию, которые по закону не должны там служить, они сейчас могут там находиться», – рассказывает молодой человек.
-- Правовая оценка конфликта
Юрист Сети правовых приемных Крыма Елена Лунева считает, что молодые люди стали жертвами нападения неизвестных, которые пытались незаконно ограничить их свободу и нанесли телесные повреждения одному из них. «Подобные практики нападения на людей представителями так называемой «крымской самообороны» появились еще в самом начале аннексирования полуострова, а уж после так называемого «референдума» приобрели поистине огромные масштабы, поскольку деятельность «дружинников» никто не контролировал. И, видимо, не контролирует до сих пор», – подчеркивает Елена Лунева.
По словам правозащитницы, в апреле 2014 года Россия приняла закон, который предоставляет дополнительные полномочия и права гражданам, которые хотят принимать участие в охране общественного порядка. «Однако, даже его положениями невозможно «оправдать» действия нападавших. Так, Федеральным законом Российской Федерации от 2 апреля 2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», предусмотрено, в частности, что народные дружинники – это участники зарегистрированных общественных формирований (ст. 7), во время охраны общественного порядка дружинники должны носить форменную одежду с определенными отличительными знаками, удостоверение – установленного образца (ст. 16). Среди их прав - право требовать от граждан прекращение противоправного поведения (ст. 17) и применять силу только для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 19)», – рассказывает юрист Сети правовых приемных Крыма.
Кроме того, Лунева добавляет, что по определению, граждане участвуют в охране общественного порядка с целью оказания помощи органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
«Таким образом, народный дружинник не является самостоятельным процессуальным субъектом, а значит, по своей инициативе требовать от граждан предъявить документы, вещи к осмотру или «пройти на профилактику» гражданин, добровольно принимающий участие в охране общественного порядка, не имеет права», – отмечает юрист.
Елена Лунева считает, что отдельно стоит отметить бездеятельность милиционеров, при чьем молчаливом согласии происходило противоправное поведение «самообороновцев». «Поскольку согласно ст. 3 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание», – подчеркивает Лунева.
По мнению юриста, в данной ситуации необходимо было бы подать жалобу на действия «народных дружинников» и бездействие сотрудников полиции в прокуратуру Крыма. «Но это только в той ситуации, когда система контроля за действиями сотрудников полиции является эффективной – а в крымской ситуации, боюсь, подача такой жалобы может иметь последствия, прямо противоположные привлечению сотрудников полиции и «народных дружинников» к ответственности», – считает правозащитница.
Брат пострадавшего Игорь Санжаревский отмечает, что за все свои 28 лет таких проблем с милицией у него не было. «И получается, что просто выйдя из электрички, я могу оказаться вот в такой ситуации, как в принципе любой другой человек. Значит, нужно, чтобы мы, жители Крыма, жители Симферополя пытались как-то этот момент урегулировать», – пытается найти выход из ситуации крымчанин.
Это уже не первый конфликт, который возникает у жителей полуострова с представителями «самообороны». 2 июня отряд крымской «самообороны» в центре Симферополя избил журналистов Сергея Мокрушина и Владлена Мельникова.
Ранее крымские правозащитники заявляли о похищении трех общественных активистов «самообороной Крыма»: Леонида Коржа, Тимура Шаймарданова и Серана Зинединова.
По данным Центра журналистских расследований, в мае-июне полиция пресекла деятельность группы злоумышленников, совершавших грабежи под видом «дружинников» в Севастополе.
Коментарі — 0