Мэр Харькова сейчас в двух шагах от отставки. Первая попытка провести это решение в парламенте провалилась, но депутаты обещают вернуться к этому вопросу еще раз
В вину ставят решение горсовета о присвоении звания почетных граждан двум россиянам. Впрочем, это не единственная проблема Кернеса. Реанимированное уголовное дело, обвинения в сепаратизме, сложные отношения с центральной властью и давний конфликт с нынешним главой МВД Арсеном Аваковым - обо всем Геннадий Адольфович рассказал "Комсомольской правде" в Украине", а также о том, кто стоит за покушением на него.
-- "Депутатов обозвали "тварями"
- Геннадий Адольфович, на прошлой неделе Верховная Рада пыталась отправить вас в отставку, было предложение также распустить Харьковский горсовет. Вы готовы уйти со своего поста?
- Да, было зарегистрировано постановление. Единственная причина его появления - негодование некоего гражданина Украины, министра внутренних дел Авакова. Он обращается ко всем только для того, чтобы свести со мной свои счеты. А это предложение в ВР о роспуске Харьковского горсовета я рассматриваю просто как предложение и не более. Таких предложений и проектов в секретариате парламента - тысячи.
- Причиной стало решение Харьковского горсовета дать звание почетных граждан города двум россиянам. Вы не считаете, что оно было, как бы сказать, не совсем своевременным?
- Я хочу напомнить, что за это решение проголосовали 73 депутата из 92 присутствующих. И Аваков в своем посте в Фейсбуке называл их "тварями". Людей, которым харьковчане доверили высокое право быть в депутатском корпусе Харьковского горсовета. И когда я слышу, что надо было это решение отложить, к примеру, на год, то не понимаю - а через год что, уже никого не будет интересовать, сенатор он или не сенатор?
Считаю это решение Харьковского горсовета законным. Это решение не противоречит никаким моральным устоям. Нельзя сегодня судить двоих россиян только потому, что они россияне. Я не вникаю в деятельность одного из них как сенатора Российской Федерации, я там не живу. Я только оцениваю его действия, направленные на возрождение Харькова, в том числе и его финансовую помощь городу. Эти люди могли направить свои средства в любое другое русло, но они помогают Харькову.
- Однако отношения с Россией сегодня, мягко говоря, не самые лучшие…
- Давайте сначала разберемся, сегодня мы воюем с Россией или нет? Если да - то где документы о том, что у нас официально идет война? Наоборот, сегодня ведется большая работа по формированию цены на газ с РФ, СМИ показывают, как украинские солдаты переходят границу с Россией через гуманитарные коридоры и потом возвращаются домой. Они (солдаты. - Ред.) не считают себя предателями, потому что не сдались ополченцам, а перешли гуманитарный коридор. Сейчас очень многие на этой истерии хотят стричь купоны, в том числе и политические, но не надо меня в это втягивать.
-- "Я сейчас человек с ограниченными возможностями"
- Все-таки, если постановление о вашей отставке будет принято, вы будете принимать участие в выборах городского головы?
- Это будут выборы всего на год. Следующие - в 2015-м. Готов ли я идти? Могу вам показать социологию. К примеру, если бы сейчас были выборы, то Кернес выигрывает у Авакова с результатом 70% к 6%, Кернес - Александровская 70 к 3, Кернес - Богословская, которая всем рассказывает, что Кернес плохой, 70 к 2. Примерно такой же результат у Кернеса и Ярославского.
Давайте посмотрим рейтинг общего и частичного недоверия ведущих харьковских политиков: у Авакова недоверие - 84, у Богословской - 63, у Добкина - 42, у Балуты, это глава администрации - 43, у Кернеса - 38. У меня самый низкий уровень недоверия среди харьковчан.
Что касается поддержки среди жителей, то, согласно соцопросам, меня поддерживают 80% жителей Харькова. 80% от 1 миллиона 200 тысяч избирателей. А на митинги против Кернеса ходят человек 50. Так что перевыборы - это вопрос политический, и не более того.
- Но мы видим по телевизору сюжеты о митингах в городе, люди высказывают недовольство.
- В тот день, когда принималось решение, возле горсовета тоже был митинг. Я же не прятался, зашел в здание горсовета с той стороны, где они стояли. Не побоялся, хотя я сейчас человек с ограниченными возможностями.
- В Харькове проводятся митинги и в вашу поддержку…
- Я никого не призываю выходить на митинги. Поймите, сейчас мы - власть, горсовет, депутатский корпус, большинство, - направляем свои силы в Харькове на то, чтобы создавать максимум условий для защиты прав и интересов жителей города. А любая непроверенная информация о том, что происходит в городе, может только навредить его жителям. Люди же не знают, что в Харькове сегодня чисто, люди улыбаются, работает транспорт бесперебойно, вывозят мусор бесперебойно, есть горячая вода, и отключать ее не собираются. Во всяком случае - пока.
Никто не знает и никому не интересно, что, например, харьковские коммунальщики участвовали в восстановлении Славянска. Никому не интересно, что Харьковский горсовет принимает и размещает в городе беженцев из Донецка и Луганска, что в госпиталях заботятся о раненых.
- Признаю, в Харькове действительно чисто. Во всяком случае чище, чем в Киеве.
- Все эти результаты давались не так легко, как кажется. А Харьков и Киев не стоит сравнивать. Конечно, это две столицы Украины. Киев - это площадка Майдана всеукраинского. В Харькове тоже есть свой майдан, от него тоже остается достаточно много мусора, но главное, что мы имеем возможность содержать город в достойном состоянии.
-- "Ликвидация мэра Харькова означает выборы"
- С момента покушения на вас прошло уже 4 месяца. Есть какие-то подвижки в этом расследовании?
- У меня нет веры в то, что следствие действительно ведется. Если сейчас выйти на улицу и, условно говоря, оскорбить кого-то из активистов так называемого евромайдана, то на меня сегодня же заведут уголовное дело и проведут все следственные мероприятия. А в моем случае пулю искали 30 дней, экспертизы делают непонятно какие и непонятно как. Следователи говорят, что Кернес не хочет давать показания! Это неправда. Я даю показания, но их иногда не хотят даже записывать.
Еще один пример: на сегодняшний момент следствие против меня ведется специальной группой, в которую входят 10 следователей по особо важным делам Главного следственного управления Генпрокуратуры. А дело о покушении на меня ведется одним харьковским следователем МВД. И когда он пришел меня спрашивать, кого я подозреваю, я ему ответил - Авакова и Балуту. Почему? Потому что верю в их переписку на Фейсбуке, которая была опубликована в интернете. Но ни Авакова, ни Балуту пока что никто не допросил, хотя мы делали несколько ходатайств об их допросе. И лишь после того как я написал обращение к президенту и генеральному прокурору, что следствие не ведется, дело затребовала Генеральная прокуратура.
Поймите, у меня очень серьезное ранение. Кто-то начинает выдумывать, что это я сам себя подстрелил, что это инсценировка. Эти люди не понимают, что у меня сегодня парализованы ноги, серьезная травма, я весь в шрамах и пережил множество операций.
- Вы не проводите собственное расследование?
- Мы уже имеем четкое понимание, кому это могло быть выгодно. Физическая ликвидация мэра Харькова означает новые выборы. В апреле, когда произошло покушение, Верховная Рада полностью контролировалась БЮТом. Аваков, опять-таки вернусь к его фамилии, мог спокойно пролоббировать постановление об избрании городского главы Харькова. Это было бы законно, и они бы получили кресло мэра и политический контроль над областью.
-Другие версии относительно тех, кто мог быть заинтересован в покушении на вас, существуют?
- К примеру, это могло быть выгодно тем, кто выступал за присоединение Харькова к России. Можно допустить - они тоже могли сделать этот выстрел. Но многие факы говорят против этого. Если они рассчитывали убрать Кернеса и завтра получить пророссийский Харьков, то этого не произошло. И тогда, когда я находился без сознания, и тогда, когда я полтора месяца проходил реабилитацию в Израиле - горсовет продолжал работать на то, чтобы Харьков оставался украинским городом, островом спокойствия на востоке страны. И наша команда в этом вопросе сработала эффективно - Харьков был, есть и будет частью единой и неделимой Украины.
-- "Аваков старается мне мстить"
- У вас с Арсеном Аваковым довольно сложные отношения. В чем причина конфликта?
- Во-первых, он мне проиграл выборы, в лобовую. Еще тогда на все его домыслы о том, что выборы были сфальсифицированы, я предлагал ему положить на стол протоколы со всех избирательных участков с мокрыми печатями, подписями председателей комиссий, чтобы под объективами телекамер пересчитать голоса. На пересчет пришли все кандидаты, кроме одного. Аваков не пришел потому, что понимал: все протоколы действительны.
Потом еще задолго до выборов этот человек, как вам сказать, постоянно был участником каких-то афер. Он обманул не одного руководителя Харьковской области, занимался взаимозачетами, имея неликвидный банк, отбирал деньги.
Позже, когда стал губернатором, выводил много объектов из собственности территориальной громады в свою частную. Много из этих объектов было возвращено городу еще в бытность его губернатором.
Я все эти истории хорошо знаю, и он это прекрасно понимает. Поэтому при любой возможности старается мне мстить. Уже став министром МВД, первое, что он сделал - сфальсифицировал уголовное дело в отношении меня, которое было приостановлено в связи с моей болезнью (Кернеса подозревают в пытках, угрозах и похищении)
- Вы не признаете вины по этому делу?
- Меня больше, чем кого бы то ни было, интересуют доказательства моей вины. И я вам могу сказать: их нет. Это дело сфальсифицировано. К примеру, одним из свидетелей по данному уголовному делу является Антон Геращенко, нынешний советник главы МВД. Что самое интересное, эти двое молодых ребят, которые сейчас фигурируют как потерпевшие, ранее писали заявление и на самого Антона Геращенко, обвиняя его в том, что он их заставлял за мной следить.
- Этот факт официально зафиксирован?
- Это зафиксировано официальным заявлением в правоохранительные органы 25 января. Они написали заявление в январе на Геращенко. На тот момент он был как бы в розыске, поскольку убежал отсюда. У моих адвокатов есть копия этого уголовного производства, которое тогда было официально внесено в реестр.
Но потом эти "свидетели" поменяли свою позицию, говорили, что их заставляли писать заявление на Геращенко. При этом, когда они обвинили меня в том, что я не делал - в один день были взяты показания у всех свидетелей и у потерпевших, было написано заявление на министра внутренних дел, которым только был назначен Аваков. Вряд ли какой-либо гражданин Украины, обращаясь письменно к министру внутренних дел, уже через час получал ответ. А здесь получили моментально.
Поэтому я, как нормальный, законопослушный гражданин, хочу получить доказательства моей вины. А вся эта суета - приостановлено дело, не приостановлено - она не нужна. Покажите доказательную базу. И не только в этом вопросе. Аваков не раз обвинял меня на пресс-конференциях то в поджогах автомобилей, то еще в чем-то. Где доказательства? Прошло достаточно времени, чтобы предъявить хоть какие-то!
- Но если у вас есть неоспоримые доказательства своей невиновности, вы можете пойти в суд и доказать это уже сейчас?
- Я не хочу сейчас тратить на это свои силы. Пройдет немного времени, и у меня будет достаточно возможностей доказать, кто есть кто.
-- "С нынешним губернатором отношений нет"
- Давайте от дел криминальных вернемся к делам коммунальным, точнее, региональным. Как сейчас, если брать в качестве примера Харьков, выстроена система взаимоотношений между центральной властью и региональной?
- Знаете, когда Михаил Добкин был губернатором, а мэром Кернес - у нас была система взаимоотношений не между Добкиним и Кернесом, а между облагосадминистрацией и горсоветом. Мы могли оперативно встретиться и принять решения. От этого область и город только расцветали, мы строили новые дома, скверы, парки, фонтаны, благоустраивали улицы. Сегодня у меня нет никаких взаимоотношений - ни личных, ни рабочих - с губернатором Харьковской области Балутой. Соответственно, у Харьковского горсовета нет никаких конструктивных взаимоотношений с облгосадминистрацией.
Поэтому когда Киев выступает за децентрализацию власти, говорят о том, что областную администрацию ликвидируют как ненужный орган - я с этим полностью согласен. Пример Харькова показывает: что она есть, эта администрация, что ее нет - это ничего не меняет в вопросах жизнеобеспечения города. А поскольку мы еще и являемся оппонентами с губернатором, даже вредит.
- А как сейчас Михаил Маркович Добкин поживает? Давно не слышно...
- Сейчас Михаил Маркович где-то на отдыхе.
- Вы поддерживаете отношения?
- Конечно.
- Если говорить о Кабмине, с кем из чиновников приходится общаться?
- Есть вице-премьер Гройсман. Я хорошо знаю этого чиновника и считаю его конструктивным человеком. Бывший мэр Винницы, он знает все тонкости работы органов местного самоуправления, знает, какие существуют изъяны во взаимоотношениях с обладминистрациями. Он умеет слушать и готов услышать. При этом Гройсман полностью поддерживает систему эффективного управления городами.
- И в чем изъяны во взаимоотношениях с центральной властью?
- Сегодня нет финансирования, казначейство блокирует деньги, которые заработал город от аренды помещений, земли. Я говорил вице-премьеру, что в таких условиях снижается мотивация на улучшение показателей доходной части бюджета. Потому что город не получает тех денег, которые зарабатывает. Мы же рассчитываем на эти средства, они необходимы для ремонта кровли, домов, реорганизации определенных направлений в ЖКХ. А их блокируют и направляют на те нужды, которые считает необходимыми Кабмин. В этом вопросе нет взаимопонимания.
- С другой стороны, есть и нужды государства, а не только регионов.
- Все не так просто. К примеру, мы провели тендер на ремонтные работы. Например, на миллион гривен. Вы этот тендер выиграли, взяли кредит в банке, наняли людей, закупили материалы, выполнили работы, мы проверили - все нормально. А дальше положили платежку в казначейство. А оно не оплачивает эту платежку. Не оплачивает месяц, два, три. А у вас кредит в банке, который поставил перед вами вопрос: или вы погашаете кредит, или мы забираем ваш залог. Возникает цепная реакция со многими составляющими, и многие страдают от такой системы. И вот здесь хотелось бы, чтобы Киев, как мы говорим - центральная власть, понимал, что в такой системе мы не можем говорить ни о каком возрождении территории. Никто никогда не захочет участвовать в этом процессе, не получая денег и теряя ранее заработанное.
Мы сегодня говорим: давайте будем делать все, чтобы остановить боевые действия, чтобы поскорее завершилось АТО, чтобы Украина быстрее начала возрождаться. Я за это. Но почему мы не думаем о том, что у нас впереди зима, в том числе и увеличение тарифов, которое может привести к социальному всплеску недовольства? При этом наши коммунальные предприятия уже сегодня накапливают долги. И мы четко понимаем, что новые объекты коммунальной собственности сейчас строить никто не будет. А те, что есть - надо сохранить в надлежащем состоянии. Уже сейчас нужно бить в колокола, чтобы предотвратить эти проблемы.
-- "Из Харькова не уеду"
- Сейчас обещают чиновникам массовую люстрацию. Не опасаетесь?
- Такие слова, как люстрация, я не люблю. О ней говорят в основном люди, которые ее сами не прошли. Министр внутренних дел Аваков прошел люстрацию? Он рассказывает о честности, но все ли знают о том, сколько в отношении него было возбуждено уголовных дел, сколько он отсюда украл? Не знают.
Хочешь стать честным, сначала расскажи о себе правду, а не пиши в Фейсбуке, что это освободили, то захватили, этого арестовали, судья - негодяй, депутаты - твари, а он сам такой белый и пушистый. Поэтому я и не люблю это слово "люстрация".
- Если будут парламентские выборы, планируете в них участвовать?
- Нет, я не собираюсь участвовать в парламентских выборах. Но я хочу видеть, как все депутаты, которые были избраны от города Харькова, а их семь, будут подтверждать свой статус.
- Вы ведь могли уехать из Украины и находиться сейчас в другой стране.
- Я уже говорил, что люблю свой город. Потом, может, это банально, но у меня здесь семья, дети, внуки, друзья, работа. Я очень много отдал Харькову, чтобы так просто взять и бросить. Не хочу потом жалеть, что мог что-то сделать, но не сделал. Поэтому я однозначно буду находиться здесь и никуда отсюда не уеду. И никакие флешмобы, перформансы, организованные моими противниками, на меня воздействия не окажут. Только харьковчане могут сказать, кто у них должен быть городским главой, а не какие-то люди, у которых, извините, еще сопли текут из носа.
- У вас есть свой прогноз на будущее? Что дальше?
- Если будет продолжаться такая тенденция, когда организовываются митинги, удовлетворяя амбиции того или иного чиновника, к хорошему это не приведет. Другое дело, если будет поддержка большинства населения на той или иной территории в рамках действующего законодательства, без этих, знаете, купленных "гласов народа".
-- КСТАТИ Немного о личном
- Скажите, а вы сами делаете записи в Фейсбук, выкладываете фото в Инстаграм?
- Да. Я лично.
- Других читаете?
- Иногда, читаю Фейсбук оппонентов, чтобы понимать, чем они заняты.
- Какая запись набрала больше всего лайков?
- Когда я пришел в сознание и выложил фотку, что вернулся. И люди ее оценили, потому что она честная, не фальшивка.
Коментарі — 0