Нестандартный вариант «народного суда», стартовавший в Одессе месяц назад с заталкивания в мусорный контейнер местного чиновника и затем подхваченный городами и весями, вылился в итоге в жестокую расправу.
Нестандартный вариант "народного суда", стартовавший в Одессе месяц назад с заталкивания в мусорный контейнер местного чиновника и затем подхваченный городами и весями, вылился в итоге в жестокую расправу. Превратился, по сути, в унизительную для демократической страны процедуру самосуда. В уличное правосудие с призывами "Мы сделали это, сделайте и вы!" В суд люмпена-Линча, который все чаще ради заказной картинки, нежели по зову души, готов измазать не только зеленкой и краской, но и кровью лица чиновников и политиков, не желающих отправляться на свалку истории, сойти с предвыборной гонки или отказаться от властного пирога и доходного места.
"Народная люстрация" превращается в контейнер-шоу, которое, как любое представление, бесплатным не бывает. В картинку избитых, униженных и оскорбленных для поддержания мифа о "фашистах" в Украине и бесчинствах "Правого сектора". И, наконец, в дополнительную пищевую добавку для пророссийского электората, оплакивающего бело-голубую стабильность. Паразитируя на отчаянии и агрессии вооруженных масс, политтехнологи расправляются c конкурентами своих боссов. Но самое страшное, что дальше все это может выйти из-под иллюзорного контроля, превратиться в настоящий суд Линча, о чем уже заявили местные радикалы, приведя в пример расправу над Чаушеску в Румынии.
Президент Украины поручил Генпрокуратуре, МВД и СБУ тщательно разобраться с инцидентом в Одессе, в результате которого пострадал народный депутат Нестор Шуфрич, и выяснить, кто спровоцировал конфликт. Однако парадокс заключается в том, что захлестывающая Украину "мусорная люстрация" — это не конфликт. Это результат правления новой власти, бездействие которой и спровоцировало волну расправ по всей стране. Это сигнал для Банковой и Грушевского, которые после Майдана так ничего и не сделали для очищения всех ветвей власти от "решал", коррупционеров и сепаратистов. И прежде всего — в судах, выносящих решения, после которых, вполне объяснимо, хочется занести меч или подогнать мусорник. Недавно ЦИК по доброй воле либо вследствие решения суда, зарегистрировал кандидатами в депутаты целый ряд персонажей — разной степени полезности и вредоносности — не проживавших, как того требует закон, пять лет на территории Украины. Коневоды-телководы, болезненные яхтсмены-юристы, политбеженцы-горнолыжники, асфальтоукладчики-граждане Мальты и т.д. получили прописку в партийных списках. Объяснение одно из двух: либо члены ЦИК и судьи — жертвы лоботомии, либо — жертвы неубиенного телефонного права, находящегося на службе не преступного, а демократического режима. Разве, глядя на все это, кто-то способен поверить в реальность изменений?
Напомним, первого чиновника-взяточника, а им оказался руководитель областного Фонда соцстрахования, затолкали в мусорный бак в Одессе как раз после решения суда. Служители Фемиды выпустили его на свободу под залог в сумму, которая вызвала у линчевателей вопрос: "Откуда деньжищи?", но ответа не последовало.
Накануне избиения Шуфрича радикалы гоняли в Одессе наркоторговцев. Они разгромили их точку, а самих облили красной краской, привязали к столбу, а потом сдали милиции. Которая в упор, и ясно почему, не видит того, что творится у нее под носом.
Примеров подобной слепоты, которой страдает "обновленная" власть, множество. А потому за последний месяц по всей стране самосуду подверглись десятки чиновников и депутатов всех мастей и уровней. В Одессе звучат имена и будущих кандидатов на "мусорную люстрацию". Среди них народный депутат Давид Жвания. И даже председатель Одесского областного совета, бывший регионал Алексей Гончаренко, который вовремя открестился от бело-голубого лагеря и примкнул к подающему надежды Петру Порошенко. Оба идут в парламент. Гончаренко — по списку президентского блока под номером 40. А Давид Важаевич — по мажоритарке в своем старом округе (г. Ильичевск, Овидиопольский район). Ради Жвании, играющего роль медиума между президентом и независимым миром судей, с округа выжили экс-губернатора Одесщины Эдуарда Матвийчука, который теперь будет тратить нажитое непосильным трудом в януковичские годы на избирателей одного из спальных районов Одессы — Киевского.
Ожесточенность и озлобленность части общества, поддерживающей уличное правосудие, понятны. Люди гибли на Майдане и сегодня кладут головы на Донбассе не для того, чтобы Шуфрич, Кивалов и им подобные, не ответив за деяния времен Майдана, снова шли в парламент. К слову, министр образования и науки Сергей Квит отстранил своим приказом от исполнения обязанностей ректора Одесской юридической академии Владимира Завальнюка. Основание — многочисленные обращения студентов учебного заведения на предмет использования их во время предвыборной компании в Верховную Раду Украины в интересах президента академии Сергея Кивалова, который баллотируется как самовыдвиженец в округе, на территории которого и расположено учебное заведение.
Радикалы правы: "когда власть бездействует, право действовать переходит в руки народа". Но дьявол в мелочах: руки одной политсилы не являются руками всего народа. А действовать — не значит унижать. И тут разнятся не только мнения рядовых украинцев, но и самих евромайдановцев. Одни — активисты "Правого сектора" и самообороны Майдана, дав пресс-конференцию по поводу избиения Шуфрича, призвали Украину последовать примеру Одессы. Другие — напротив, резко осудили инцидент, опубликовав открытое для подписания гневное заявление, распространенное Одесским кризисным медиацентром.
Евромайдановцы напомнили о Майдане, о революции достоинства, и назвали методы радикалов варварскими, унижающими человеческое достоинство, а их действия — попирающими идею европейской Украины, в которой главным должен быть человек, его права и свободы. Радикалы, прикрываясь необходимостью бороться с агрессором, действуют методами, против которых боролся Евромайдан, говорится в заявлении. Задача же Евромайдана требовать от Банковой срочного подписания Закона Украины "О люстрации" и полной перезагрузки власти, чтобы не допустить в ее ряды преступников и не позволить остаться проходимцам. Евромайдановцы призывают требовать качественных и ощутимых изменений во власти, начиная от Администрации президента и заканчивая районной администрацией. "Мы меняли власть не для того, чтобы сыновья генпрокурора и президента страны шли тем же путем, что и сыновья экс-генпрокурора и экс-президента". Подытоживая, они призвали "исполнителей воли народа действовать правовыми методами и взвешивать последствия радикальных действий, которые вредят имиджу Одессы и Украины".
Надо сказать, на пострадавший имидж Одессы уронил слезу и губернатор области Игорь Палица, который, правда, из-за избитого на ступеньках областной администрации народного депутата сам подмочил свой имидж "гаранта мира и спокойствия в регионе".
По словам Палицы, об инциденте он узнал, когда уже все случилось. Что весьма странно. Напомним, после того как на запланированную пресс-конференцию в здании по соседству с областной администрацией прибыли радикалы в масках, балаклавах и с мусорным контейнером для Шуфрича. На встречу с журналистами и ожидавшими его радикалами нардеп не явился, заявив: "В мусорный ящик меня засунут только мертвым". Пресс-конференцию Шуфрич решил перенести в холл здания ОГА, куда спокойно прошел в сопровождении охраны и соратника по оппозиционному блоку, депутата Одесского областного совета, экс-губернатора Одесщины Николая Скорика. Так же беспрепятственно, по удостоверениям, прошли и журналисты. Но непонятно, каким образом в здание администрации попали радикалы. Это при том, что с приходом Палицы режим даже для представителей СМИ был ужесточен. Содержимое женских сумочек проверяют. А нахождение в балаклавах в общественных местах вообще грозит задержанием.
Судя по словам Палицы, Шуфрич со свитой и камерами минут 20 ничего не предпринимали (на самом деле ожидали камеру "Интера"), а потом приехали радикалы и завязалась драка. По предположению другой стороны, один из активистов приехал первым и тянул время в ожидании подмоги. На видео, размещенном в интернете, видно, как он стегал словами как кнутом подошедшего к нему Шуфрича. Досталось и Скорику, который не сдержался, и в отличие нардепа, влез в словесную перепалку. Когда бичевание Шуфрича стихло, тот стал перед камерами, но не успел он признаться в предвыборной любви к Одессе, как с криками "этот город тебе сейчас покажет свое отношение, тварь ты путинская" радикалы перешли в реальное наступление. В итоге Шуфрича вытолкали на свежий воздух. Что было дальше, кажется, видела вся страна.
По словам Палицы, Шуфрич — профессиональный провокатор. И всегда ищет физических конфликтов, чтобы попиариться. У губернатора сложилось впечатление, что все это было очень серьезно подготовлено. Ибо сразу после драки российские и иностранные СМИ уже дали картинку по Одессе. Вся беда в том, по версии Палицы, что радикалы повелись на эту провокацию. И вседозволенность сыграла на руку тем, кто хотел получить яркую картинку.
Однако в силах губернатора было помешать тому, что происходило на вверенной ему территории. Было это и в силах милиции. Но ни тот, ни другая почему-то этого не сделали. Впрочем, гадать не приходится. Выборы диктуют нынешнее поведение власти, политиков, чиновников, милиционеров. Однако в действиях и бездействии разных групп во власти просматривается не только желание укусить друг друга либо оппонента по официальной оппозиции, вырисовывается явное желание дестабилизировать ситуацию в самых, после Донбасса, тонкорвущихся регионах страны — Одессе и Харькове. Нам неизвестно, проводилась ли в Одессе экспресс-социология, замеряющая отношение к действиям Правого сектора и Самобороны в случае с Шуфричем. Однако, как стало известно ZN.UA, по просьбе центральной власти социологи, путем уличного опроса и телефонного обзвона оперативно поинтересовались мнением харьковчан по поводу сноса памятника Ленина. Вот некоторые цифры: 73% жителей города не одобряют произошедшее, 10% — солидарны со сносом, 15% — не определились. 50% считают, что памятник должен быть восстановлен на прежнем месте, а 20% — перенесен в другое... Впрочем, результаты вполне предсказуемы. Тогда что это? Безбашенность? Глупость? Замаскированная под геройство подлость? Или сознательная провокация? Но как знать, а вдруг силовики прислушаются к словам президента о том, что правоохранительные структуры должны тщательно выполнять свои обязанности? А политики услышат президентское напутствие "не учувствовать в сценариях, которые работают на дестабилизацию ситуации в Украине". Ведь когда-нибудь нужно начинать чистить по-новому.
Коментарі — 0