«Закон Януковича»: кому достанется «нажитое непосильным трудом»?

«Закон Януковича»: кому достанется «нажитое непосильным трудом»?

На то, чтобы конфисковать имущество клана Януковича, может уйти немало времени

Государство изобрело новый способ наполнения бюджета. Если раньше «попередников» и их провалы использовали, лишь как капитал для избирательной кампании, нынешняя власть пошла дальше. Она, фактически, узаконила изъятие имущества у бывших чиновников-беглецов. На днях Верховная Рада приняла изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы с целью провозгласить неотвратимость наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления.

Данный проект Кабинета Министров в СМИ уже успели окрестить «законом Януковича». Его суть состоит в том, что дела подозреваемых в обозначенных преступлениях можно расследовать и выносить нас суд без их личного присутствия, если они скрываются от правоохранительных органов за границей. В первом чтении проект был принят еще в средине лета. Для того, чтобы утвердить его окончательно потребовалось полтора месяца и три провальных попытки. С четвертого раза законопроект все же сумел преодолеть необходимый барьер. На кнопку «за» нажали 253 народных депутата.

В целом, проект является списком пунктов, необходимых для внесения в обозначенные кодексы, а также разъясняет некоторые процессуальные моменты. Законодатели установили следующую процедуру для проведения специального досудебного расследования и специального судопроизводства. Для того, чтобы запустить процесс досудебного расследования с соответствующим ходатайством к судье следователю должен обратиться прокурор или уполномоченный ним следователь. Ходатайство должно содержать краткое изложение обстоятельств правонарушения, правовую квалификацию – указание статьи нарушения, изложение обстоятельств, которые служат причиной для выдвижения обвинений данному лицу, перечень свидетелей.

Все это нужно подкрепить сведениями об обращении к органам других стран с просьбой выдачи данного лица и о том, что лицо скрывается от органов следствия и суда с целью избежать криминальной ответственности. «Применить предусмотренные Уголовным кодексом санкции, как например конфискация, можно в том случае, если доказательства в отношении обвиняемого, которого найти не возможно, говорят о его непосредственной причастности и вине. Это будет в данной ситуации не просто конкретной степенью ответственности, а непосредственно и возмещением убытков, которые были нанесены в данном виде преступления», - уточняет адвокат Сергей Телешев.

Повестка о вызове подозреваемого, в случае позитивного ответа следователя судьи, отправляется по адресу, где подозреваемые проживал в последний раз. Кроме того, оповещение о его вызове должно появиться на сайтах профильных органов и в СМИ государственного масштаба. Если же ходатайство не получило зеленый свет, повторить попытку можно будет только в случае появления новых обстоятельств.

Учли законодатели и предыдущий опыт «сотрудничества» с подозреваемыми, а именно беглецами из-под домашнего ареста, вроде экс-«беркутовца» Садовника или ректора Мельника. В законе предусмотрена норма о том, что единственной возможной мерой пресечения будет взятие под стражу до вынесения приговора. Действовать она будет, конечно же, в том случае, если подозреваемый захочет вернуться на родину и отдаться в руки правоохранителей. Если же подозреваемый не принимает участия в досудебном расследовании и дальнейшем судопроизводстве, он имеет право выдвинуть своего защитника. Поскольку участие последнего обязательно, в случае отсутствия альтернатив его может выдвинуть само государство.

Для того, чтобы приостановить процесс или подать на апелляцию, подозреваемому нужно будет обратиться в органы и привести достаточно весомые причины, объясняющее почему он не принял участие в рассмотрении дела раньше.

Как ни странно, определенная критика законопроекта содержится в выводе Главного научно-экспертного управления ВР. Специалисты усмотрели такие недостатки: нарушение прав человека, невозможность полноценно исполнить свой долг адвокатом, который будет лишен доступа к клиенту. К тому же, эксперты обращают внимание на то, что большинство приведенных в документе статей УК не относятся к преступлениям с целью корысти. Однако, именно преступления такой категории разрешают перевести конфискацию в статус имущественной санкции. Это дает возможность не только вернуть то, что было получено незаконным путем, но и, как превентивная мера, изъять законное имущество преступника.

Вопреки приписываемым недочетам, юристы видят определенный позитив в принятии такого проекта. «Можно сказать, что ранее был пробел в нашем законодательстве – такой нормы не существовало, - сказал «Главкому» адвокат Дмитрий Дворник. – Этот проект будет работать на будущее развитие нашего уголовного права, уголовного процесса. И в последующем не будет стимулировать к тому, чтобы уже более таких преступлений не совершалось».

Его коллега по цеху адвокат Сергей Телешев не настолько оптимистичен. По его мнению, закон лишь позволит упростить механизмы реализации положений Уголовного процессуального кодекса Украины. «Нельзя сказать, что этот закон каким-то образом вносит что-то новое в законодательство, с одной стороны. С другой, он вносит облегчение механизма принятия таких решений», - сказал Телешев. По словам Телешева, механизм упрощается относительно видов преступления указанных в преамбуле закона.

Согласно закону, украинские власти, в случае успешного завершения расследования смогут отобрать все - от недвижимости (квартир, домов, земельных участков) до банковских счетов, депозитов и вкладов. Проблемы могут возникнуть с иностранными активами, но и их можно решить. «Нужно пересматривать, какие договора заключены у Украины с данным государством, - рассказывает Дворник. - К примеру, мы можем дать запрос, чтобы заблокировать определенный банковский счет на тот момент, пока в Украине идет расследование, и мы выясняем соответствие этого счета лицу, которое могло совершить преступление и, к примеру, каким образом данные деньги там оказались».

В целом, получить доступ к сокровищницам беглецов не так просто.

Во-первых, для того, чтобы изъять то или иное имущество, компетентные органы должны завершить расследование и принять решение о выдвижении обвинений.

Во-вторых, получить можно будет только те объекты, которыми владеет обвиняемое лицо, и которые записаны непосредственно на него. Напоминать о «голых» декларациях, думаю, не нужно.

По словам адвокатов, большинство активов украинских чиновников- и бизнесменов-нуворишей оформлены на подставных лиц. «Конфискации может подлежать то имущество, которое имеет документальное доказательство того, что оно прямо или опосредованно принадлежит конкретно установленному преступнику, по которому вынесено прокуратурой обвинение», - говорит адвокат. «Понадобится определенная доказательная база: выписки из государственных реестров, договоры купли-продажи, дарения, либо другие договоры, на основании которых то или иное имущество принадлежало этим лицам. Только при наличии такого комплекса можно будет говорить, что это имущество подлежит конфискации», - подчеркнул Телешев. «Если лица, на которых оформлялись данные сделки, конкретно укажут на подозреваемого, то сомнений о привлечении к ответственности не будет», - дополняет коллегу адвокат Дворник. Торжество справедливости, если оно и наступит, займет немало времени. Проведение компетентного расследования и сбор всех необходимых документов, по словам адвокатов, достаточно трудоемкий и длительный процесс.

Если принятые изменения в Уголовный Кодекс не превратятся в очередные предвыборные пустышки, у Украины есть шанс получить немалые дивиденды. Согласно последней информации, в международном розыске пребывают 27 бывших украинских чиновников. На днях список разыскиваемых Интерполом пополнил и одиозный бизнесмен, финансист «Семьи» Януковича Сергей Курченко. Большинство разыскиваемых людей никогда не попадали в рейтинги самых богатых людей Украины, но судя по тому, что оставили после себя, они могли конкурировать с наиболее состоятельными бизнесменами страны. Сегодня же «нажитое непосильным трудом» богатство коррумпированной верхушки имеет все шансы быть национализировано. При условии, что на то будет политическая воля новой власти.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів