Только спустя год после аннексии Крымского полуострова Украина начала применять жесткие меры к иностранным судам, которые, вопреки официальному запрету и международным санкциям, продолжают заходить в крымские порты.
Только спустя год после аннексии Крымского полуострова Украина начала применять жесткие меры к иностранным судам, которые, вопреки официальному запрету и международным санкциям, продолжают заходить в крымские порты.
24 марта стало известно об аресте судна-нарушителя Kanton. Этот турецкий сухогруз, ходящий под флагом островного государства Тувалу, имел неосторожность зайти в Херсонский морской порт после того, как в июле прошлого года посетил аннексированный Севастополь.
-- Процесс пошел
По сообщению Генеральной прокуратуры Украины, сухогруз был задержан в рамках расследования «нарушения судами порядка захода в закрытые порты АР Крым (въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее) с целью причинения вреда интересам государства». «Организованными и проведенными в соответствии с уголовным процессуальным законодательством Украины следственными действиями получены неопровержимые доказательства совершения капитаном судна – гражданином Турции, преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 332-1 УК Украины», – сказано в сообщении надзорного ведомства. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией транспортного средства.
Капитану вручено письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое вместе с запросом о международной правовой помощи также направлено в компетентные органы Турецкой Республики.
24 марта Печерский районный суд Киева удовлетворил ходатайство следователя об аресте судна Kanton и запретил его использование. Сейчас арестованное судно остается в Херсонском морском торговом порту.
Согласно мониторингу, которое проводит издание BSNews совместно с «Майданом иностранных дел», сухогруз Kanton дедвейтом свыше 5 тыс. тонн пребывал в порту Севастополя с 24 по 29 июля прошлого года. Владельцем судна является компания Master Shipping Ltd, расположенная в Стамбуле.
Стоит отметить, что это уже третье задержание судна-нарушителя на подконтрольной Украине территории. В начале февраля наказание постигло сингапурский танкер-газовоз Knebworth (был задержан в Ильичевском порту) и севастопольский рыболовный траулерCheremosh (задержан в порту Бердянска).
По данным BSNews, Knebworth заходил в Керченский морской рыбный порт для приема груза сжиженного газа 29 апреля, 30 мая и 3 июня 2014 года. «Затем этот танкер, пользуясь непонятным бездействием украинских компетентных органов, в частности, пограничной службы, не менее 10 раз заходил в Одессу и Ильичевск без каких-либо правовых последствий», – констатирует издание. 1 февраля он в очередной раз прибыл в Ильичевский порт, однако в этот раз не остался безнаказанным. Уже на следующий день газовоз был задержан украинскими контролирующими органами. Задержание продлилось до 5 февраля, после чего судно отпустили из порта ввиду «устранения несоответствий».
2 февраля в Бердянском морском порту задержали траулер Cheremosh (до сих пор ходит под украинским флагом). «В ходе проверки судна и команды было установлено, что траулер вышел из Керчи, то есть, с временно оккупированной территории Украины, и его отход не был оформлен Пограничной службой Украины. Далее траулер отправился в Абхазию, непризнанную с точки зрения международного права республику, где в территориальных водах Грузии команда занималась незаконным промыслом тюльки и хамсы. Документы на отход из Абхазии в Бердянск капитан оформил в порту Сухуми. Нарушен порядок выезда с временно оккупированной территории, поскольку, согласно законодательству Украины, определены пункты въезда-выезда автомобильным и железнодорожным транспортом. Морской путь запрещен, потому что и пограничники, и представители других государственных служб лишены права осуществления контроля на море», – рассказал подробности задержания представитель Бердянского пограничного отряда Василий Свидер (цитируется поpro.berdyansk.biz).
На следующий день, 3 февраля, Бердянский горрайонный суд принял решение о привлечении экипажа судна к административной ответственности: на каждого из членов команды был наложен штраф в размере 1700 грн за нарушение порядка въезда на оккупированную территорию. На такую же сумму дополнительно был оштрафован капитан – за незаконное пересечение границы. Таким образом, впервые в новейшей истории Украины была применена статья Уголовного кодекса, внесенная в него с принятием закона о временно оккупированной территории. Хотя, в первый раз суд ограничился мягким административным наказанием, без конфискации судна и лишения свободы членов его экипажа.
-- Воспитательная мера
Между тем, нельзя не отметить, что Украина почти год вообще не предпринимала никаких действий в отношении судов-нарушителей режима оккупированной территории. Несмотря на то, что юридические предпосылки к этому были созданы еще в минувшем апреле: в Уголовном кодексе появилась соответствующая статья (332-1, «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее»), а Кабмин официально закрыл морские порты на полуострове. Однако нерасторопная бюрократическая машина еще очень долго не реагировала на нарушителей, чем убедила их в собственной безнаказанности. В результате целый ряд судов, посетивших Крым, до сих пор не опасался заходить в порты Украины. Сейчас эта тенденция, к счастью меняется. То ли под нажимом «сверху», то ли возмущение журналистов и общественников, наконец-то, дало результат.
По данным народного депутата, главы экспертного совета Министерства юстиции Украины Георгия Логвинского, Генеральная прокуратура Украины ведет уголовное производство по фактам захода в закрытые морские порты Крыма 69-ти иностранных судов. Оказывается, соответствующие сведения были внесены в Единый реестр досудебных расследований еще в октябре прошлого года. Хотя, по данным мониторинга «Майдана иностранных дел», на середину октября в «черном списке» значились уже 117 судов-нарушителей из разных стран, среди которых лидировали Россия (50 судов), Турция (25), Греция (19) и Румыния (6).
Впрочем, независимо от статистики, здесь важен сам факт: государственные органы Украины перешли от бездействия к реальному воздействию на судовладельцев, игнорирующих санкционный режим в отношении Крыма. По мнению экспертов, первые аресты судов станут четким сигналом для нарушителей, которым в будущем придется более тщательно взвешивать возможные негативные последствия работы с оккупированной территорией. А окончательно избавить их от соблазнов совершать судозаходы в Крым будет способен выход Украины в международные суды и иски об арестах судов-нарушителей не только на своей территории, но и во всех легальных портах мира.
Коментарі — 0