В Украине идет дискуссия о формах взаимодействия между добровольческими батальонами и официальной властью
Если ли будущее у добровольческих сил, которые вместе с регулярными войсками Украины противостоят сепаратистам в зоне проведения Антитеррористической операции? Об этом пишет украинская пресса, цитируя различные случаи, иногда даже – противоправного характера, случающиеся с отрядами добровольцев.
Страница в Фейсбуке Луганской областной государственной администрации 1 апреля сообщает о том, что глава Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль, «требует от Генштаба разблокировать захваченный «Айдаром» (добровольческий батальон в составе Вооруженных сил – Т.Б.) хлебозавод возле Станицы Луганской».
«Предприятие, которое является основным хлебопроизводителем в районе, захватили вооруженные военнослужащие батальона «Айдар», которые установили здесь свои правила и начали необоснованно поднимать цену на хлеб», – говорится в сообщении Луганской облгосадминистрации на странице в Фейсбуке.
В ином случае представители официальной украинской власти в Луганской области сообщают, что бойцы «Айдара» вернули одну из двух карет «скорой помощи», которые «изъяли» на днях. Инцидент был урегулирован после обращения к добровольцам со стороны руководителя области Геннадия Москаля. Он называл этот случай «досадным недоразумением».
Напомним, что в масштабном отчете по итогам 2014 года Amnesty International отмечено, что некоторые «украинские батальоны препятствуют доставке гуманитарной помощи на восток страны».
«Amnesty International получила информацию о том, что батальоны, в том числе «Днипро-1» и «Айдар», заблокировали доставку гуманитарной помощи в регионы, контролируемые властями самопровозглашенных ДНР и ЛНР», – цитировала Русская служба «Голоса Америки» в декабре 2014 года отчет международной правозащитной организации.
В газете «Комсомольская правда в Украине» 2 апреля под заголовком «Роль добровольцев в АТО, и есть ли будущее у батальонов?» вышел пространный текст, в котором упоминается деятельность различных добровольческих формирований на востоке страны.
Русская служба «Голоса Америки» попыталась выяснить, какими задачами сегодня живут добровольческие батальоны на востоке Украины, каково будущее тех, кто год назад добровольно решил встать на защиту своей родины.
По словам бывшего журналиста, бойца украинского добровольческого корпуса «Правый сектор» Елены Билозерской, все военизированные добровольческие отряды, защищающие Украину, находятся в разных статусах относительно друг к другу.
«Одни легализированы в структуры Минобороны, некоторые в состав Национальной гвардии и МВД. Большинство действующих сегодня батальонов действуют легально», – говорит Елена Билозерская по телефону из зоны АТО корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».
-- Координация не всегда на пользу
Елена Билозерская находится в зоне АТО с апреля 2014 года и имеет возможность наблюдать за тем, как развиваются отношения между добровольческими батальонами и официальным военным командованием.
«Мы воевали, и прекрасно взаимодействовали с армией на горизонтальных связях, и каждую боевую операцию согласовываем с армейцами. Другие батальоны действуют так же», – подчеркивает Елена Белозерская. Она считает, что «жесткая централизация» отношений нужна лишь в том случае, когда армией управляют настоящие профессиональные руководители.
«Сколько ребят погибло, сколько территории мы потеряли! Не думаю, что сейчас нужно жесткое подчинение неквалифицированным военным», – утверждает Елена Билозерская.
На ее персональной странице в Фейсбуке много фотографий, на которых она держит в руках автоматическое оружие, одета в армейскую форму.
«Нас поддерживает народ, волонтеры – они полностью нам все привозят, снаряжение, в том числе, и дорогое. Единственное, что они не могут нам привезти – это оружие и боеприпасы», – подчеркивает Елена Билозерская.
Она говорит, что на данный момент из около сорока ранее существовавших добровольческих соединений, лишь единицы остались нелегализованными.
«Крупнейший из них – это добровольческий корпус «Правый сектор». Мы действуем без какой-либо легализации, хотя уже почти год ведем переговоры с властью о нашей легализации. Насколько я понимаю, одним из условий «Минских соглашений» было взаимное избавление от нелегализованных военных формирований», – подчеркивает Елена Билозерская.
На данный момент, отмечает собеседница «Голоса Америки», существует несколько путей решения вопроса легализации «Правого сектора».
«Или – легализировать, или – распустить. Но распустить нас власти физически не под силу.<…> Мы не хотим легализации в составе Национальной гвардии, МВД, а хотим в составе Минобороны и быть сформированными, как целостное военное объединение. То есть, войти в состав Минобороны, как цельный корпус вместе с нашими командирами», – подчеркивает Елена Билозерская.
-- Рядовой процесс легализации
Директор неправительственной организации «Центр развития общества» Игорь Харченко, называет закономерным процесс легализации бывших добровольческих батальонов в составе Вооруженных сил Украины, МВД и Нацгвардии.
«Прежняя армия не справились со своим заданием. Вспомните Крым, развитие ситуации в Донбассе в прошлом году. Все случившееся свидетельствует о неготовности Вооруженных сил к защите Украины от российской агрессии. Возможно, если бы противник был другой, мы наблюдали бы другую картину, но психологически, морально мы были не готовы к борьбе с россиянами», – говорит Игорь Харченко Русской службе «Голоса Америки».
Игорь Харченко называет «подвигом» действия тех, кто добровольно отозвался в первые дни агрессии защищать Украину, однако говорит, что на данном историческом этапе «добровольческие батальоны выполнили свою миссию».
«Не столько как боевые части, хотя и тут нужно отдать им должное, – украинцы воевали за совесть нации, идею, жертвовали своей жизнью часто, вооруженные чем попало. В этой трансформации нет ничего страшного. Они прошли свою легализацию, защищая страну, но в системном плане добровольцы должны сформировать качественно новые вооруженные соединения в Вооруженных силах или МВД», – подчеркивает Игорь Харченко.
Игорь Харченко считает, что добровольческие батальоны в составе украинской армии должны отличаться от других формирований возможностью пополнения своих рядов за счет добровольцев.
«Нельзя ставить крест на тех инициативах, которые зародились в Украине во время Революции достоинства, нужно продолжать использовать потенциал тех, кто готов к защите Родины на добровольческих основах. Перед Украиной стоит задача пересмотра обустройства всей системы национальной безопасности и поиска роли, места в ней добровольцев», – подчеркивает Игорь Харченко.
В качестве одного из вариантов применения потенциала добровольцев он предлагает создание сил общественной безопасности, батальонов территориальной обороны. «Есть идея предложить на рассмотрение законодателям возможность создания резервной армии, узаконить статус добровольческих корпусов. В какой мере, это попытка сформировать силы общественной безопасности, ведь многие добровольческие батальоны начинались с отрядов территориальной обороны», – подчеркивает Игорь Харченко.
-- Монопольное право государства
Украинский политтехнолог, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий говорит о том, что опыт применения добровольцев в вооруженных конфликтах с последующей их легализацией не нов, многие страны мира проходили этот путь.
«Война за независимость в США велась, в том числе, и добровольческими отрядами, каждый штат обязан был поставить определенное количество добровольцев», – говорит Алексей Голобуцкий Русской службе «Голоса Америки».
Легализация добровольцев, путем внедрения в структуры Вооруженных сил и МВД, по мнению Алексея Голобуцкого, один из наиболее приемлемых вариантов для Украины. Вариант Швейцарии, когда каждый мужчина является военнообязанным и может быть мобилизован в любой момент, по его словам, Украине на данном этапе не подходит.
Каким бы драматическим ни казался момент превращения бывших добровольцев в бойцов вооруженных армейских или милицейских формирований, он должен наступить, считает Алексей Голобуцкий.
«Ситуация заключается в том, что лишь государство имеет монопольное право на применение силы. Если это право без контроля будут использовать рядовые граждане, они могут задаться вопросом – а нужно ли им в таком случае государство? В экстренных ситуациях, когда люди взяли в руки оружие и вышли защищать страну, это возможно. Но нельзя этот отдельный момент превращать в повседневность. Это ненормально для существования правового государства», – говорит Алексей Голобуцкий.
Коментарі — 0