Исчезает ли в Украине профессия политтехнолога?
Исчезает ли в Украине профессия политтехнолога? Что не так делает украинское «киберкомандование»? Станут ли местные выборы разочарованием для правящей коалиции? Об этом и многом другом — в интервью с одним из наиболее загадочных украинских политических консультантов Максом Побокиным.
Макс, на ваш взгляд, не истребила ли Революция достоинства в Украине ремесло политического консультанта, не стало ли слово «политтехнолог» ругательным?
Нет, не стало. Хотя на выборы стали тратить меньше, денежных заказов, соответственно, меньше... Потому что досрочные выборы, как правило, проходят быстрее. Кроме этого, сказались неблагоприятная финансовая ситуация в стране, оккупация Крыма, война на Донбассе.
Играли ли политические технологии заметную роль в постреволюционных избирательных кампаниях 2014 года (или это, в принципе, аксиома)?
В принципе, это аксиома. Но технологии меняются. Особенно в мегаполисах, где меняются каналы донесения информации, формируются целые новые электоральные ниши и кластеры избирателей. И соответственно, нужно приспосабливаться. Но одними соцсетями и вообще Интернетом сыт не будешь. Стоит из Киева поехать, например, в Фастов или Васильков — все, приходится переходить на старые традиционные методы. Скажу даже больше: если в Киеве поехать с Печерска на Воскресенку или на ДВРЗ, потребуется серьезная адаптация для кампании партии или кандидата. Но не все штабы готовы работать таким образом. Это сложно и дорого, поэтому пользуются едиными шаблонами по городу или по округу.
Существует ли сегодня, по вашему мнению, партийно-политическая диверсификация СМИ, ведется ли медиа-война между известными группами влияния?
Она сохранилась еще со времен позднего Ющенко. Недавно мы наблюдали, как «Интер» нападал на Коломойского, а «1+1» атаковал Фирташа, соответственно. Собственники «кнопок» не поменялись, по большому счету. Издания группы «КП Медиа» после выкупа их Курченко вообще превратились в боевые листки «Оппоблока». Что касается последнего, как и «Вестей»... Да, эту власть можно и даже нужно критиковать, но явно не с тех позиций. Как говорили в Древнем Риме: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку».
Можно ли говорить о «российском влиянии» в медийной среде, и если да, то в чем оно проявляется?
Да, оно есть. И немалое. Постоянно через определенные каналы и спикеров вбрасываются тезисы: с одной стороны, что хватит воевать, давайте договариваться, принимать оккупированный Донбасс обратно, убирать блокпосты. Простите, с кем договариваться? С гражданином РФ Павловым —"Моторолой«? С Захарченко, этим слугой двух господ — России и «семьи» Януковича? С Ринатом Ахметовым, который пытался купить сепаратистов и выбить с их помощью преференции от центральной власти для себя любимого, а теперь вынужден платить им «дань» гуманитарной помощью за возможность работы там своих предприятий?
С другой стороны, вбрасываются тезисы, что Порошенко, Турчинов и прочие работают на развал страны, что их нужно отстранить от власти, что только правая диктатура спасет страну. Это звучит от некоторых ультраправых, которых раскручивают те же СМИ, что раскручивали «кредитный майдан», фейковых солдатских матерей, фейковое «Батальонное братство»... Ну, «ОК», ребята, вы захватили власть, отстранили президента, правительство, Генштаб... А где-то через 2-3 дня начинается генеральное наступление войск РФ по всем фронтам — от Черниговского до Крымского направлений. Улавливаете? А Запад только руками разводит: мы ведь не договаривались помогать абсолютно нелегитимной власти...
Уже несколько месяцев в структуре правительства присутствует такой орган, как Министерство информационной политики. Ощущается ли соответственное присутствие государства в национальном информационном поле?
К сожалению, пока не ощущается, если говорить о стратегическом уровне. Локальные проекты выполняются, но этого не достаточно. МИП уже начало вязнуть в бюрократии — на этапе конкурсов на должности. И это плохо, долгая раскачка тут вредна. Вдумайтесь: нет даже официального канала на Ютьюбе, где можно было бы даже тактически разбивать фейки российского производства. Как и раньше, в информационной сфере, по большому счету, у нас реально работают ИАЦ СНБО, местами АП и волонтеры типа команды «Информнапалм». В общем, боюсь, как бы не вышло так же, как с Минкультом, — анекдот про прачечную знаете, думаю...
В чем, собственно, был смысл недавнего противостояния в Facebook, какие ошибки, возможно, были совершены украинским «киберкомандованием», и как, на ваш взгляд, следует действовать?
Смысл в том, что в России у неофициальных правительственных «киберподразделений» («ольгинские», например) появились наработки, позволяющие банить любого юзера и любую страничку в ФБ, если она достигает популярности. Упрощенно говоря, это выглядит так: поисковые скрипты «заметили», что кто-то из топовых юзеров что-то «не так» сказал. И сразу автоматически включают другой скрипт — тысячи ботов отправляют жалобы на этого пользователя. Дальше — дело техники.
Что здесь можно сделать? В главном офисе ФБ считают, что создавать отдельный украинский офис невыгодно. Поэтому приходится долго и нудно вести переписку с администрацией европейского сегмента ФБ, часть из которого составляют бывшие или действующие граждане России, которых выбрали туда просто за знание русского языка. Естественно, часть из них может вполне поддерживать Россию в этом конфликте и поэтому модерировать необъективно. Тут я бы рекомендовал информировать главный офис о существующей технологии блокировки с помощью ботов и о том, что это их недосмотр, который позволяет россиянам злоупотреблять правилами ФБ. Но тут нужны «логи»: с каких адресов жалуются, с каким временным интервалом и так далее.
Нормально ли, что топ украинских онлайнов сегодня переживает эпоху массовой миграции российской политической оппозиции?
А кто сказал, что она массовая у нас? Реально «мигрировали» единицы: тот же Иван Яковина, например, еще пара-тройка более-менее цитируемых блогеров и медийщиков. И все. Вот если начнет здесь печататься, например, главред «Сноба» Усков, тогда да...
У нас как было всегда? Сначала что-то появлялось в англоязычном сегменте, потом в Рунете, и только из Рунета оно переходило к нам в Уанет. Провинциальность и третьеразрядность, от которой надо избавляться методом создания своего высококачественного контента.
Оказывает ли бытие украинской «ноосферы» — как совокупности политизированных СМИ, блогов и активистов — какое-то влияние на российское общественное мнение, и если да, то какое?
Маловато у нас влияния пока что. С одной стороны, процесс идет... Но, с другой, — он протекает в основном в той нише 16%, которые не поддержали «Крымнаш». Вот когда россияне начнут массово бурчать: «Зачем нам этот Крым? Лучше б Путин его не забирал», тогда это влияние будет реальным.
Вероятно, осенью в стране предстоят полномасштабные местные выборы. Изменились ли предпочтения избирателя, или результаты будут примерно такими же, как в октябре?
Боюсь, что в ряде регионов вполне возможен реванш пророссийских сил — на фоне популизма, повышения тарифов, бездействия власти в области судебной реформы, люстрации. Но его можно предотвратить, если правильно задать акценты: что «Оппоблок» и сепаратисты суть одно и то же, и, о голосуя за них, вы пускаете себе в дом войну.
Однако это вопрос к штабам нашей нынешней власти, ведь некоторые из них сдавали округа «регионалам» то ли по глупости, то ли сознательно. Этого делать нельзя. И я бы посоветовал срочно уладить все вопросы с Коломойским до выборов. Чтоб не было явного противостояния на выборах. Иначе семья Вилкулов вернется в Днепропетровский облсовет, например...
И, наконец, как вы считаете, наступил ли уже Веб 3.0., отступают ли традиционные электронные издания перед блогосферой и социальными сетями?
Сейчас между ними скорее симбиоз: идут постоянно перекрестные ссылки, обмен информацией. Так легче работать — повышается оперативность, интерактивность. Но не всю информацию реально проверить в течение срока, после которого она устаревает. И тут, сами понимаете, возникает окно возможностей для всяких фейков, вбросов, манипуляций.
И еще: лонгриды в блоги надо уметь писать, чтоб удержать читателя дальше первого абзаца. С традиционными сайтами легче. Они для этого и предназначены.
Источник: Фраза.ua
Коментарі — 0