Что будете делать персонально вы, если в стране будет объявлено военное положение?
Для того, чтобы знать, что ты хочешь построить в будущем, необходимо заглянуть в прошлое и сделать выводы из собственных ошибок. Не так давно Украина, громко заявив о своей независимости, начала жить самостоятельной жизнью, избавилась от ядерного оружия под гарантии «старших братьев», и решила более не заботиться о безопасности своих граждан. В стране быстро начало расти число миллионеров - «продуктом» наших независимых стараний и молчаний стали олигархи. В результате олигархизации и беспредела власти, люди пришли на второй Майдан, началась необъявленная война с тысячами погибших, десятками тысяч раненных, миллионами переселенцев и беженцев. И пришло понимание - надо срочно менять свое отношение к жизни и независимости. Как говорил великий Сенека, «когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Чтобы «ветер стал попутным», стране нужна понятная и осязаемая государственная стратегия, объединяющая и направляющая все законы, отвечающая на множественные вопросы людей: кому принадлежит украинская земля и ее недра? кто имеет право представлять власть? кто и как отвечает за безопасность и здоровье нации? Одной из очень важной составляющих такой государственной стратегии, отвечающей за безопасность державы и действия в чрезвычайных ситуациях, является Военно-медицинская доктрина (ВМД).
-- Неудобные вопросы
Стоя у ее истоков и понимая все важность принятия ВМД, автор этой статьи стала ее основным «тормозом» на сегодняшний день, поскольку уже трижды обращалась к Президенту с просьбой дать время на доработку доктрины, а значит, просила об отсрочке ее введения. Я настаиваю на том, чтобы документ был полноценным и жизнеспособным, а не лег «мертвым грузом под очередным сукном» в кабинетах Минздрава или Минобороны. И очень хочу, чтобы у всех украинцев было полное понимание того, что такое ВМД и для чего она нужна, так как функции и действие доктрины простираются далеко за пределы двух министерств и влияют на жизнь каждого из нас.
ВМД – это комплекс мер, направленных на подготовку всего населения, предприятий и организаций страны в ходе мирной жизни, а также в ходе проведения гибридных войн, террористических актов или прямого вторжения на территорию Украины военных сил других государств и ведения боевых действий на территории Украины. ВМД обеспечивает потребности всех граждан страны – военных, военнообязанных, непригодных к военной службе и социально незащищенных слоев населения путем привлечения граждан к физической, психологической, патриотической, военной и медицинской подготовке, гражданской защите и гражданской обороне. Среди основных задач ВМД:
* создание единой системы сохранения жизни и здоровья граждан Украины;
* обеспечение национального психического здоровья;
* уменьшение количества раненых и больных в мирное и военное время;
* предотвращение инвалидности и потери трудоспособности;
*физическая, психосоматическая и социальная реабилитация граждан;
* персональная государственная ответственность граждан Украины, государственных и частных организаций;
* координация деятельности граждан, общественных организаций, государственных учреждений для достижения поставленной цели
Меня достаточно часто спрашивают, зачем тратить на ВМД свое время. Некоторые считают, что доктрина не в состоянии кардинально изменить положение дел в государстве. Обычно я отвечаю своими вопросами на такие вопросы. Что будете делать персонально вы, если в стране будет объявлено военное положение? Что будет делать каждый из нас, если рядом произойдет взрыв или теракт? Знают ли ваши дети и ваши родители, которые сейчас возможно находятся на летнем отдыхе, как найти ближайшее бомбоубежище? Как и где вы будете искать родственников, если отключат мобильную связь? Приходилось ли вам когда-нибудь складывать «тревожный чемоданчик» и быть беженцем в собственной стране? Вдруг вас ранит? Вы сможете самостоятельно оказать себе первую медицинскую помощь? А если ранит вашего соседа или друга? Мы отмахиваемся от неудобных вопросов и не решаем неудобные проблемы, а они могут стоить жизни нам и нашим близким.
-- Страна сознательных волонтеров
Я не хочу никого пугать, но первое что произойдет, если вдруг в Украине будет объявлено военное положение – это паника и хаос. Парализованные аэропорты и вокзалы, забитые толпами людей. Пробки на дорогах в сторону границы – все захотят убежать от войны. Пустые полки в магазинах и аптеках. Больницы переполнятся людьми, у которых сдадут нервы и прихватит сердце. Перепуганные дети, плачущие старики и вылезшие из всех щелей мародеры, воры и извращенцы – такова будет основная картина улиц… Нам даже бомбежок и обстрелов не придется ждать – мы все «сделаем сами». А потом, утирая слезы, будем говорить о том, что у нас импотентная система, которая не может защитить своих граждан.
Именно для того, чтобы этого не произошло и нужна Военно-медицинская доктрина. ВМД позволит спасти жизни и гражданским, и военным лицам - и в военное, и в мирное время. Но она заработает только в том случае, если КАЖДЫЙ будет точно знать свои обязанности и свое конкретное место в механизме совместных действий и ответственностей под названием - государство. Причем независимо от того чиновник он, пожарник, полковник, домохозяйка или волонтер. Вспомните, когда начался Майдан, а позднее АТО, некоторые люди проявили чудеса самоорганизации и стали волонтерами, разворачивая за считанные часы на пустом месте операционные и полевые кухни. Насколько мощнее и активнее были бы наши действия, если бы все осознали, насколько велика опасность агрессии, угрожающей украинцам. Мы должны предвидеть всё и быть готовыми ко всему. Работать как слаженный часовой механизм, заставляющий стрелки двигать жизнь вперед. ВМД – это наши часы, наш жизненный цикл и наше будущее. Военно-медицинская доктрина Украины должна стать тем самым тайным оружием в руках и мировоззрении украинцев, которое превратит нас в страну сознательных организованных волонтеров, способных спасти себя от любой напасти.
Недавно в Верховной Раде прошли парламентские слушания «О военно-медицинской доктрине», а сегодня мы уже завершили прием всех правок и пожеланий от тех, кто хотел присоединиться к ее созданию. Мое выступление в парламенте было посвящено комплексному социальному и стратегически-ориентированному подходу к подготовке и внедрению этого глобального документа. Мне хотелось бы, чтобы и чиновники, и волонтеры перестали рассматривать ВМД как локальную отраслевую проблему определенного экстремального периода, которую можно «передать» в ведомство Минобороны и забыть о ней. Речь идет о стратегии и о мировоззрении страны в целом. Мы должны строить комплексную систему безопасности населения от угроз жизни и здоровью, а также решать неотложные проблемы тех людей, которые уже пострадали за время трагических событий. Люди, их счастье и качество жизни – это наша страна. А не заводы, дороги и небоскребы, которые должны им соответствовать… Но, мне хотелось бы также акцентировать ваше внимание на том, что речь не идет о полной милитаризации общественной жизни. Скорее, закладываются основы безопасной гражданской жизни на долгосрочную перспективу.
-- Изменить систему
Основные принципы действия ВМД направлены на минимизацию человеческих жертв. Мы уже слишком много потеряли, чтобы продолжать идти по тому же пути дальше и должны задуматься о ситуации в Украине и посмотреть правде в глаза. Давайте взглянем на некоторые говорящие цифры, например, показатели по мобилизации в разных регионах страны (без учета Донецкой и Луганской областей). В областях 1 и 2 на медкомиссию явились 41-43% от тех, кто получил повестки. А вот области 23-25 показали 98-101% явки (см. график «Процент явки на ВМК лиц, от общего количества тех, кто получил повестки»).
Я сознательно не говорю о том, в каких именно областях показатели ниже среднего, дабы не вызвать лишнюю агрессию и нападки в нашем разбалансированном обществе. Картину дополняет количество добровольцев. Если в области 25 их – 59 на 100 тысяч населения, то в областях 24 и 22 - по 29 и 25, соответственно. А вот в областях 1,2,3 - добровольцев всего по 4-5 человек на 100 тысяч земляков. (см. график «Количество добровольцев по областям»).
Задумайтесь, ведь не только уровень патриотизма и отношение к АТО и к армии скрывается в этих данных. Может ли Минобороны за месяц мобилизации повлиять на общую картину и изменить уровень ответственности за свою страну в крови людей? Нет, конечно. Для того чтобы страну было кому осознанно защищать от внешних и внутренних врагов внутренних - нужно системно изменять воспитание в школе и в семье, проводить профессиональную и психологическую подготовку в учебных заведениях разного уровня. К процессу должны подключиться Минобразования, Министерство информационной политики, Минкультуры, Минмолодежи и спорта, масса других организаций, призванных работать в связке для создания сильного и крепкого государства.
-- Альтернативная служба
Пока же мы «силком» тащим в армию тех, кто не хочет идти туда по повестке, вылавливая уклонистов, которые затем, на передовой, превращаются в дезертиров, попадая после первого же обстрела в списки пропавших без вести. Или «партизанят» в лесах, топят страх в водке и становятся психически больными людьми. Кардинально повлиять на эту ситуацию может закон об альтернативной службе - не теоретический - не действующий документ, а реальное руководство к действию. Не можешь взять в руки оружие - бери поварешку, крути руль или отбивай атаки в Интернете, а если любишь выпить, то тебе прямо показана трудотерапия на благо родины с лопатой на свежем воздухе на обустройстве оборонительных укреплений. Заинтересовано ли Минобороны в таком законе? Скорее нет, чем да. Там считают, что это может привести к срыву мобилизации и говорят о том, что закон лучше отложить до момента вступления страны в НАТО. Исключение чиновники готовы сделать для лиц с религиозными антивоенными убеждениями.
Нужен ли такой закон об альтернативной службе? Конечно, нужен, он позволит каждому гражданину нашей страны не прятаться от службы, а стать реальным патриотом своей страны и защищать ее при необходимости, невзирая на плохое зрение, гипертонию или варикозное расширение вен. Надеюсь, что в парламенте все-таки будут проведены слушанья по альтернативной службе и приняты правильные решения.
-- Минимизировать жертвы
Если мы посмотрим на еще один график медицинской пригодности по областям, то в результате получим те же «качели», что ранее. Область 25 – пригодны к службе 71% прошедших медкомиссию лиц, 24 и 23 – соответственно 63% и 60%. А в областях 1, 2, 3 – соответственно – 27%, 29% и 31%. (см. график по лицам, признанным пригодными после прохождения ВМК ).
Будем честны, нет у нас такой разницы в заболеваемости по Украине – скорее работают другие схемы. Где-то получив предварительное добро, приносят в обмен на вознаграждение липовые справки, где-то «договариваются» с военными комиссарами. Что же может изменить коррупцию в военкоматах, в медкомиссиях и на призывных пунктах? Что может повлиять на моральность людей? Наказания? Вряд ли они помогут. Процесс принял слишком массовый характер. А вот страх перед неподкупным правосудием - может. (Тут все дружно облегченно вздохнули и поняли, что бояться нам нечего - до неподкупности и справедливости правосудия нам еще ой, как далеко.) А в дальнейшем, надо постепенно внедрять профессиональную подготовку, грамотный кадровый подбор кадров и вести умную информационную политику. И опять мы понимаем, что задействовать только Минобороны, чтобы изменить ситуацию в обществе, недостаточно. Кто в школе или детском саду окажет детям первую доврачебную медицинскую и психологическую помощь? Воспитатель и учитель, которые научатся этому в институте. Это говорит о необходимости вернуть в образовательный процесс сестринскую специальность. Кто наложит себе или побратиму жгут при ранении и сохранит жизнь ближнему? Каждый солдат и офицер, которые прошли перед службой обязательный курс тактической медицины. Но его надо не только разработать и внедрить, а ввести еще и обязательный экзамен по данной дисциплине.
Сейчас смертность от ранений конечностей у нас составляет 6% (см. график «Причины потерь»), а их могло бы и не быть, будь у солдат знания, достойное материальное обеспечение и опыт в наложении жгута.
Растет количество пропавших без вести, разыскиваемых родными, и растет число солдат, вернувшихся с войны с посттравматическим стрессовым синдромом. Эти «показатели», несовместимые с нормальной жизнью, можно снизить, если создать такую Военно-медицинскую доктрину, в которой будут четко прописаны на законодательном уровне основные задачи и пути их решения, а также ответственность каждого. И тогда не придется думать о том, кто окажет первую помощь пострадавшему в автокатастрофе (ежегодно на дорогах гибнут 4000-5000 человек). Это сможет сделать любой проезжающий мимо водитель, если сделать обязательным изучение основ знаний оказания первой до врачебной помощи при получении водительских прав. И не придется думать о том, как эвакуироваться из города, если главный архитектор будет отвечать не за «дерибан» земли, а за Генплан с запланированными путями эвакуации и бомбоубежищами.
-- ВМД – путь к жизни
ВМД, конечно, не панацея, но ответ на многие-многие вопросы сможет дать, а главное даст – план действий и пути решения. Мы строим новую Украину, которая должна стать в глазах мира не страной, живущей по принципу «моя хата с краю», а обществом ответственных граждан своей державы, готовых защитить себя и свою страну. Да и врагов в одночасье у нас станет меньше - не захотят соваться.
По официальным данным на сегодня в стране 6 116 погибших, 15 500 раненых и более 1,5 миллиона беженцев. И эти цифры продолжают расти день ото дня. 32% наших раненых получили множественные травмы в результате взрывов мин и артобстрелов, в то время как 32% комиссованных из зоны АТО (от общего числа комиссованных) – вернулись домой из-за психических заболеваний. Эти цифры звучат как колокол, как напоминание о самом главном - жизнь должна быть не борьбой за выживание и временем для войн, а временем и местом для счастья. На 90% наше счастье и качество нашей жизни зависят от состояния здоровья. Еще 10% - от безопасности жизни. То есть все наше пребывание на Земле в целом зависит от того, как нас учат в школе беречь свое здоровье, от состояния здравоохранения, от качества дорог, отвечающих за безопасную езду, от эффективности взаимодействия всех государственных структур с нами – людьми, населяющими страну. И я мечтаю, как можно быстрее сделать все необходимое для создания и воплощения в жизнь Военно-медицинской доктрины Украины. Возможно еще и потому, что она перекликается с делом моей жизни, разработанной общественной платформой «Украина 80+», цель которой увеличение продолжительности жизни украинских граждан, а значит – повышение качества жизни моих соотечественников. Но, спасти украинцев не сможет ни одна доктрина, ни одна программа, если они не объединятся как когда-то на Майдане, и не вдохнут жизнь в законы.
Автор - Ольга Богомолец, заслуженный врач Украины, глава Комитета Верховной Рады по охране здоровья
Коментарі — 0