Независимые эксперты констатируют: права крымчан нарушают не только оккупанты, но и украинские власти
Вторжение России в Крым только ухудшило ситуацию во всех сферах жизни на полуострове. Такой вывод сделан в июньском отчете ассоциации юристов «Крымская полевая миссия по правам человека». Миссия работает в Крыму с 5 марта 2014 года.
Массовые аресты, задержания и даже убийства, которые были в 2014 году сменились актами запугивания, давлениям на журналистов, общественных активистов, религиозных деятелей, а также ограничениями на проведения массовых собраний, митингов и демонстраций. Такого никогда не было в украинском Крыму.
По данным Агентства ООН по делам беженцев по состоянию на конец прошлого года на материковую часть Украины выехало 12 тыс. жителей Крыма. Однако общественные организации, которые занимаются решением проблем переселенцев, утверждают, что количество таких людей значительно больше, поскольку многие переселенцы не регистрируются в органах социальной политики, не рассчитывая на серьезную поддержку со стороны государства.
-- Давление на СМИ
В прошлом году прокуратура Крыма выступила с инициативой создания так называемым Совмином Крыма правил проведения массовых акций и определения мест для таких собраний. Прокуратура объясняет свою инициативу желанием обеспечить безопасность. А вот правозащитники считают, что определение властью мест для проведения мирных собраний приведет к необоснованному ограничению свободы на такие собрания. Сообщать о подобных «противозаконных» собраниях также нельзя, как и оскорблять чиновников. В первую очередь угроза состоит для журналистов и блогеров.
Из-за систематического преследования в Крыму редакция крымскотатарского телеканала АTR приняла решение продолжить свою деятельность на территории материковой Украины и возобновить свое вещание в Крыму через спутниковое телевидение. В ответ на это крымские власти осуществляют дискриминационную политику в отношении телеканала.
Так, 18 июня председатель комитета по информационной политике, связи и массовым коммуникациям самопровозглашенного Госсовета Крыма Сергей Шувайников заявил, что журналисты телеканала АTR, который возобновил свое вещание через спутник из Киева, будут нести ответственность, если нарушат российское законодательство при подготовке своих материалов. Кроме того, Шувайников публично обвинил телеканал якобы в «политической провокации и разжигании неприязни между Россией и Украиной, между народами, живущими в Крыму».
19 июня главный редактор ИА «Крыминформ» Максим Николаенко заявил, что отказывает в предоставлении аккредитации корреспондентам телеканала для освещения пресс-конференций проводимых в «Крыминформе», до получения этим СМИ аккредитации в МИД РФ. При этом Николаенко выразил сомнение в легальности документов компании «Квин-медиа», удостоверяющих принадлежность сотрудников ATR к средствам массовой информации. Свои сомнения он обосновал тем, что не нашел сведений о «Квин-медиа» как о СМИ в открытых источниках, в том числе в списке зарегистрированных Роскомнадзором российских изданий.
«Мы не в суде, мне не требуются юридически значимые доказательства», - заключил Николаенко. Администрация телеканала ATR в связи с этим сделала ответное заявлении, предоставив исчерпывающие сведения о регистрации «Квин-медиа» в качестве СМИ на территории РФ и призвала не препятствовать законной работе ее сотрудников.
По словам замгендиректора ATR Лилии Буджуровой, в учреждениях крымскотатарской культуры отказывают представителям телеканалу в проведении съемок. Ссылаются на письмо из Министерства внутренней политики и информации РК, в котором рекомендуется не допускать журналистов, представляющих ATR, «15 минут», «Крым. Реалии» и QHA. В свою очередь Сергей Шувайников заявил, что не знает о существовании такого письма.
После аннексии Крыма на полуострове стал действовать Закон РФ № 433-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», существенно ограничивающий свободу слова. Он предполагает уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, в том числе с использованием СМИ. Отсутствие четкого определения состава преступления, которое закреплено в ст. 280.1 УК РФ создает угрозу необоснованного уголовного преследования работников СМИ за использование общепризнанных понятий в контексте украино-российских событий, а именно, «оккупация», «агрессия Российской Федерации», «аннексия» и т.д.
Наказание за призывы к сепаратизму с использованием средств массовой информации или Интернета (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ) - обязательные работы на срок до 480 часов либо лишением свободы на срок до пяти лет.
25 июня, в ходе заседания Керченского городского совета был отклонен протест прокурора об отмене аккредитации СМИ, которая на данный момент распространяется на все мероприятия Керченского городского совета. Свой отказ депутаты мотивировали тем, что аккредитация выдается только журналистам. Вероятно, в СМИ, по мнению депутатов горсовета, журналисты не работают.
С 4 июня в Украине в силу вступил «Порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Данный порядок позволяет въезд иностранных граждан на территорию Крыма, в том числе и журналистов, только по специальным разрешениям. Так, 13 июня в Крым украинские пограничники не пропустили съемочную группу одного из азербайджанских телеканалов. Об этом сообщил редактор крымской газеты «Алубика» Рагим Гумбатов.
На российской границе фиксируются действия российских пограничников, которые нарушают процессуальные нормы. Так, 11 июня в пункте пропуска «Армянск» российскими пограничниками был задержан без объяснения причин один из крымских журналистов, который с семьей направлялся в Украину. После опроса и досмотра вещей, спустя три часа всех отпустили, так и не объяснив причины задержания.
-- Отсутствие права на справедливое расследование
До сих пор не найдены исчезнувшие в мае 2014 года с признаками похищения крымскотатарские активисты Тимур Шаймарданов и Сейран Зинединов.
9 июня 2015 года Следственный комитет Российской Федерации уведомил родственников о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (умышленное причинение смерти другому человеку) по факту безвестного исчезновения Зинединова и Шаймарданова. Уголовное дело об исчезновении этих граждан было объединено в одно и переквалифицировано на «Убийство двух или более лиц». В постановлении следователя указано: «Из предоставленных сведений УФМС по Республике Крым следует, что Шаймарданов Т.Д. и Зинединов С.С. после исчезновения границу Российской Федерации не пересекали». Приостановление следствия по этим делам не может способствовать эффективному расследованию.
В июне был вынесен ряд судебных решений о привлечении к административной ответственности организаторов и участников мирных собраний 18 мая, посвященных памяти депортации крымскотатарского народа.
25 июня Красноперекопский районный суд вынес оштрафовал имама села Долинка (Красноперекопского района) Юнуса Неметуллаева на 10 тыс. рублей за нарушение порядка организации либо проведения собрания, а именно, участие в митинге, приуроченном к годовщине депортации крымских татар.
26 июня 2015 года Красноперекопский районный суд вынес аналогичное решение в отношении главы Красноперекопского регионального Меджлиса Сание Аметовой. Это при том, что данный митинг был согласован с администрацией села Воинка. Однако за организацию данного митинга суд вынес решение о назначении Сание Аметовой административного наказания в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
30 июня судья Красноперекопского районного суда Шевченко О. В. рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении Зейнеп Айдоган. 26 мая 2015 года в отношении нее был составлен протокол, согласно которому она организовала и провела в села Воинка пикет без уведомления властей, а также демонстрировала плакаты на тему возвращения крымскотатарскому языку статуса государственного. Суд решил привлечь Зейнеп Айдоган к ответственности не как организатора, а как участника собрания. Суд признал ее и назначил наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
-- Давление на мусульман и крымских татар в частности
Крымские татары являются дискриминируемой группой по этнической принадлежности в реализации прав на передвижение, свободу и личную неприкосновенность, образование, свободы слова, собраний, вероисповедания и выражения мнения.
4 июня в 5:30 утра в селе Строгановка Симферопольского района неизвестные в количестве от 8 до 10 человек в униформе без знаков различия и масках ворвались в дом Ризы Изетова. Его связали и после этого предъявили постановление суда на проведение обыска. В ходе обыска были изъяты книга «Крепость мусульманина», журнал «Альвай», USB-носитель с аудиозаписями лекций Саида Бурятского, участника террористических групп, исламского проповедника и одного из идеологов северокавказского вооружѐнного подполья, убитого в марте 2010 года на Северном Кавказе в Ингушетии. После обыска Ризу Изетова доставили на допрос в УФСБ.
По словам адвоката Изетова, его подзащитный был на допросе в качестве свидетеля. У следствия была информация о том, что Изетов знаком с подозреваемым, в отношении которого заведено уголовное дело за участие в военном конфликте на стороне сирийской оппозиции. После того, как Изетов заявил, что не знает такого человека, допрос был окончен, и свидетеля отпустили.
Во время допроса Ризы Изетова в Симферополе около 10:30 возле здания УФСБ сотрудники полиции задержали 12 крымских татар (в том числе находившихся в своих машинах). Большинство из них были родственниками и соседями Ризы Изетова. Всех задержанных доставили в райоотдел полиции, где сотрудники Центра по противодействию экстремизму потребовали дать им пояснения о целях нахождения возле здания ФСБ и намерениях проведения несанкционированного массового мероприятия. Перед этим у всех задержанных взяли отпечатки пальцев и сфотографировали, у некоторых – образцы на анализ ДНК. Протоколов об административном правонарушении не составлялось, выдать протоколы о доставлении или другим образом оформить причины задержания сотрудники правоохранительных органов отказались.
Среди мусульман особую обеспокоенность вызывает так называемое дело «дело Хизб-ут Тахрир», по которому задержаны четверо крымских татар. Поскольку, по мнению местных жителей, процесс является предвзятым и политизированным, то любой, кто максимально придерживается норм ислама, может стать подозреваемым в связях с Хизб-ут Тахрир.
Продолжает усиливаться контроль местной власти над религиозными объединениями и реализацией права на свободу вероисповедания. Так, в совет Крыма внесен проект закона о свободе совести и религиозных объединениях, который должен расширить полномочия государства в этой сфере. Законопроект предполагает создание при Министерстве культуры Крыма департамента по делам религий, которому религиозные организации обязаны будут отчитываться о прибытии на территорию Крыму иностранных проповедников.
11 июня в прокуратуре Крыма под председательством прокурора Натальи Поклонской прошло заседание по вопросам межконфессиональных и межнациональных отношений и недопустимости экстремистских проявлений в молодежной среде. Было предложено внедрение в общеобразовательных учреждениях специальных курсов по основам религиозной культуры и светской этики для формирования определенных установок в сфере религии, что было поддержано прокурором.
-- Запрет на массовые собрания
В начале июня представители молодежных организаций, которые ежегодно принимали участие в организации Дня крымскотатарского национального флага, создали организационный комитет для организации мероприятий по случаю этого дня. Оргкомитетом уведомил горадминистрацию Симферополя о намерении провести 26 июня 2015 г. публичного мероприятия в микрорайоне Фонтаны Сімферополя. Однако на это уведомление ими был получен отказ. Причина - якобы другие организации уже подали уведомления и согласовали проведение 26 июня схожих массовых мероприятий. Повторная попытка подать уведомление с изменением места проведения акции также не увенчалась успехом. Кроме того, активистам было отказано и в проведении автопробега.
25 июня органами прокуратуры были вынесены предупреждения о недопустимости проведения несогласованных с властями массовых мероприятий. Предупреждения были вручены членам Меджлиса Диляверу Акиеву, Ильми Умерову, Нариману Джелялу, а также украинскому активисту Леониду Кузьмину. Это несмотря на то, что никаких акций проведено не было.
-- Давление на украинцев
Украинцы в Крыму представляют не только этническую группу, к этой группе также относят жителей Крыма, которые выражают проукраинскую позицию. Таким образом, данная группа имеет не только этническую, но и политическую составляющую. В первую очередь, представители этой группы сталкиваются с дискриминацией в реализации свободы собраний, свободы выражения мнений и вероисповедания (православные прихожане Киевского патриархата), права на свободу и личную неприкосновенность.
В связи с продолжающейся дискриминацией и ограничением свободы совести и вероисповедания в отношении Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ КП Климент выступил с публичным обращением. Он обратился к Генеральному секретарю ООН, председателю ОБСЕ, странам Будапештского меморандума (Президенту Украины, Президенту РФ, Президенту США, премьер-министру Великобритании, а также участникам меморандума: Президенту Франции, Председателю Китайской Народной Республики) и к Представительству Европейского Союза.
Свое обращение архиепископ мотивирует тем, что в течение года наблюдает системные ограничения в отношении украинской церкви, украинского образования, украинской культуры. До сих пор не расследуются захват церкви в честь Священномученика Климента в Севастополе и церкви в честь Андрея Первозванного в селе Перевальном, сожжение дачного дома управляющего епархией в селе Мраморное Симферопольского района.
Архиепископ сообщает, что по причине различных угроз были закрыты приходы, которые располагались в помещениях, предоставленных украинскими бизнесменами в городах Саки, Красноперекопск, Керчь. Аукцион, который состоялся 29 мая по аренде помещения площадью 112,6 квадратных метра, архиепископ считает организованным рейдерским захватом части помещений, принадлежащих Крымской епархии УПЦ КП в Симферополе. Данное помещение находится в аренде Крымской епархии УПЦ КП. Аукцион был проведен без уведомления арендаторов этого помещения.
Кроме того, в своем обращении архиепископ говорит о недопустимости преследования активистов движения «Евромайдан-Крым» и украинцев Крыма, которые остаются гражданами Украины и являются носителями украинского языка, украинской культуры; закрытия классов с украинским языком обучения, уничтожения украинской школы-гимназии в Симферополе и других семи украиноязычных школ, уничтожения украиноязычных изданий и газеты «Крымская Светлица», помещение которой забрали местные власти; переименования украинских учреждений: домов, театров, библиотек и школ; запрета на проведение мирных акций и собраний у памятных для украинцев мест, в частности возле памятника Тарасу Шевченко в Симферополе в годовщину его рождения.
11 июня Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело в отношении Станислава Краснова, украинского активиста, друга задержанного ранее российскими властями общественного деятеля Александра Костенко. Костенко сообщал, что пытки к нему применяли в том числе и с целью добиться от него показаний против его друзей и коллег. Краснов подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признакам отношения к социальной группе, совершенное с использованием СМИ).
Как и в случае с Костенко, это уголовное дело заведено на украинского гражданина по событиям, которые произошли за пределами Крыма, на материковой части Украины. Примечательно, что если «дело Костенко» было по событиям вне Крыма и по времени до установления российского контроля над крымским полуостровом, то «дело Краснова» также возбуждено по событиям вне Крыма, но уже произошедшими после установления российского контроля над крымским полуостровом. Сам Станислав Краснов на данный момент в Крыму не проживает, однако к его матери неоднократно приходили сотрудники ФСБ и неизвестные лица с целью узнать информацию о ее сыне.
-- «Черкасское дело»
В июне стало известно о новом уголовном деле в отношении проукраинских активистов Крыма, которое получило название «черкасского дела». Оно также, как и «дело Костенко» и «дело 26 февраля» (дело о массовых акциях протеста под зданием парламента АР Крым, имевшее место быть 26 февраля 2014 года), возбуждено в отношении граждан Украины по событиям, произошедшим до установления российского контроля над крымским полуостровом, или даже не на территории Крыма.
2 июня сайт прокуратуры России разместил информацию, что «прокурор Крыма инициирует расследование по факту нападения праворадикалов на автобус с крымчанами под Черкассами». Крымчанами в данном случае являются сотрудники бывшего специального подразделения МВД Украины «Беркут», крымское отделение, которые привлекались для насильственного разгона участников Евромайдана в Киеве зимой 2014 года.
4 июня стало известно о возбуждении Следственным комитетом РФ по Крыму уголовного дела о покушениии на умышленное причинение смерти двум или более лицам в связи с осуществлением данными лицами служебной деятельности, совершенное общеопасным способом, группой лиц, по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды.
По данным следствия, вечером 19 февраля 2014 года группа лиц из числа сторонников движений «Тризуб», «Правый сектор», «Свобода» на участке автодороги Киев – Одесса в районе села Подобное Маньковского района Черкасской области Украины, якобы с целью убийства, используя в качестве оружия камни, дубинки, ломы и зажигательные смеси, остановили пассажирский автобус, в котором находились 17 сотрудников «Беркута» АР Крым… Таким образом, даже версия следствия подтверждает, что события происходили за пределами Крыма, в них участвовали граждане Украины, сотрудники «Беркута» являлись гражданами Украины, поскольку иностранцам запрещено служить в органах МВД Украины. Однако следствие России ссылается на то, что потерпевшие являются гражданами РФ, а уголовное дело по данному факту на территории Украины не возбуждено. То есть лица, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат привлечению к уголовной ответственности в связи с тем, что совершенное ими преступление направлено против граждан РФ. Однако бывшие сотрудники «Беркута», которых следствие рассматривает как пострадавших, стали гражданами РФ уже после установления юрисдикции РФ в Крыму, а значит, на тот момент не могли быть гражданами РФ.
Восемь страниц данного дела свидетельствуют, что российская прокуратура Крыма намерена преследовать около 50 лиц, которые, по ее мнению, имели отношение к организации Евромайдана на полуострове, что создает серьезную угрозу необоснованного уголовного преследования. В список попали известные правозащитники, активисты, политики и простые граждане. В частности, в нем фигурируют Рефат Чубаров, Ахтем Чийгоз, Заир Смедляев, Андрей Щекун, семья Ковальских, Эдуард Леонов, Сергей Юрченко, Сергей Мокренюк и другие крымчане, в том числе и Александр Костенко.
Однако данные люди не имеют отношения к событиям под Черкассами, там не находились, многие из них принимали участие в движении Евромайдан и не совершали противоправных действий. На данный момент возможно ознакомиться только с восьмью страницами этого дела (где значатся около 50 человек). Полный объем материалов дела не известен, а значит, неизвестен и полный перечень граждан Украины, жителей Крыма, которые могут попасть под необоснованное политически мотивированное уголовное преследование.
-- Как сохранить украинское гражданство
Жителей Крыма, которые желают сохранить украинское гражданство, для постоянного проживания в Крыму органы Федеральной миграционной службы еще с прошлого года обязывали оформлять вид на жительство (ВНЖ). Подача заявлений о получении вида на жительство производится в территориальных подразделениях по месту жительства, но сам документ выдается в Симферополе сроком на 5 лет. Штамп о виде на жительство проставляется во внутренний или заграничный паспорт гражданина Украины. Без ВНЖ крымчане, которые сохраняют гражданство Украины, считаются иностранными гражданами, которые могут непрерывно пребывать на территории Крыма не более 90 дней подряд.
С 4 июня 2014 года в России действует измененный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации». Он обязывает гражданина РФ сообщать о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства. В случае нарушения закона устанавливается уголовная ответственность. Крымчане, получившие гражданство РФ, освобождены от обязанности письменного уведомления о наличии украинского гражданства до 31 декабря 2015 года. А получить российский паспорт в Крыму просто. Более того, получение российских документов является добровольно-принудительным. К примеру, от сотрудников бюджетной сферы (учителей, преподавателей, работников государственных органов и т.д.) требуют получение гражданства РФ, чтобы сохранить рабочие места.
В паспортах, которые выдаются в Крыму, указано, что паспорт выдан Федеральной миграционной службой, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации». Согласно постановлению, выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной
службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой. Однако в паспортах крымчан не указан конкретный территориальный орган ФМС, который выдал паспорт, что дает основания выдвигать сомнения в действительности данного документа даже на территории РФ.
-- Нарушения при пересечении границы Херсонской области и Крыма
В июне на административной границе Крыма с материковой Украиной зафиксированы факты препятствования передвижению со стороны российских пограничников.
Так, 11 июня на пункте пропуска «Армянск» сотрудниками российской пограничной службы был задержан автомобиль марки Geely с крымскими номерами. Семья крымских татар, которая ехала в машине, была разделена – детей и пожилую женщину пропустили, а супругов задержали без объяснения причин. В ходе досмотра машины сотрудниками пограничной службы России была нарушена целостность комплектации автомобиля, выдрана обшивка салона и причинен материальный ущерб. Свои действия сотрудники пограничной службы отказались пояснять. В результате досмотра запрещенных для провоза предметов в машине обнаружено не было.
В середине июня на пункте пропуска «Армянск» сотрудниками российской пограничной службы также было принято решение не пропускать часть коммерческих грузов на полуостров. По словам водителя одного из грузовых автобусов, товар переносился через границу в пешеходном порядке, и при этом пограничная служба РФ ограничивала пропуск товаров - не чаще 3-х раз в сутки пересекать пункт пропуска.
26 июня в Управлении ФСБ по Крыму заявили, что украинские власти в одностороннем порядке запретили перемещение через границу с Крымом грузовиков с товарами. 28 июня в погрануправлении ФСБ России в Крыму заявили о возобновлении грузового сообщения. Однако исполняющий обязанности заместителя начальника Херсонской таможни Украины Юрий Тавожнянский опроверг информацию о запрете и пояснил ситуацию задержки транспорта проверками со стороны сотрудников Службы безопасности Украины на всех пунктах пропуска.
-- Нехватка медикаментов
В Крыму наблюдается дефицит лекарств. В первую очередь, это связано с теми медицинскими препаратами, которые не производятся в РФ и соответственно не завозятся в Крым. За определенными медицинскими препаратами жители Крыма вынуждены выезжать на материковую часть Украины, это явление уже получило название «медицинский туризм». Однако даже в таком случае они могут получить не все препараты, т.к. часть препаратов назначаются по месту проживания лица.
-- Как Украина не способствует соблюдению прав крымчан
Не только Россия отличается игнорированиям прав человека на полуострове. Украина подливает масла в огонь в и без того не сладкую жизнь жителей Крыма. В первую очередь это касается действий пограничников и работы пропускной системы на административной границы Крыма и Херсонской области.
Украинские пограничники требуют у жителей Крыма дополнительные письменные обоснования въезда на материковую часть Украины. В связи с этим, Крымская полевая миссия инициировала ряд обращений в Пограничную службу Украины с целью предотвратить противоправные действия ее представителей.
Главным изменением на украинских пропускных пунктах стало вступление в силу Порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее (Постановление Кабинета министров Украины № 367 от 4 июня 2015 года). Согласно порядку, въезд на территорию Крыма и выезд с нее осуществляется через контрольные пункты гражданами Украины, как и ранее, при условии предъявления документа, удостоверяющего личность, но иностранцами и лицами без гражданства – по паспортным документам и специальным разрешениям, выданным территориальным органом Государственной миграционной службы Украины.
Применение данного порядка привело к существенным ограничениям свободы передвижения в отношении двух основных категорий:
1. Граждане Украины, не достигшие 16-летнего возраста, т.е. дети, должны пересекать административную границу с Крымом согласно Правилам пересечения государственной границы гражданами Украины. Таким образом, происходит противоречие, а именно административная граница пересекается по нормам государственной границы. Кроме того, родители или опекуны, достигшие 16-летнего возраста, пересекают по нормам административной границы.
В результате въезд и выезд несовершеннолетних лиц осуществляется по проездному документу либо паспорту для выезда за границу и при согласии обоих родителей на выезд. Оформление таких документов занимает значительное количество времени. Кроме того, на территории Крыма такие документы оформить невозможно для граждан Украины. В конце июня пограничная служба Украины сообщила, что отказала во въезде-выезде детей на территорию Крыма около 300 несовершеннолетним. Таким образом, нарушено не только право на передвижение, но и существенно ограничиваются и нарушаются права детей, а именно: право ребенка на семейную жизнь (поскольку большинство детей следуют в Крым для поддержания семейных связей), право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (поскольку частыми являются случаи, когда один из родителей после установления контроля РФ в Крыму остался проживать на полуострове, а другой переехал на материковую часть Украины).
2. Иностранцы и лица без гражданства обязаны получать специальное разрешение, выданное на территории Украины ближайшим подразделением Государственной миграционной службы (ГМС) Украины в течение 5 рабочих дней. Въезд разрешен только по причинам, указанным в порядке. Данный перечень очень ограничен и содержит только 7 оснований.
Иностранцы и лица без гражданства могут обжаловать отказ о выдаче специального разрешения в органы ГМС или в суд. Уже зафиксированы случаи, когда не все члены одной семьи смогли получить специальное разрешение для въезда. Был случай, когда супруги, граждане Молдовы, обратились за специальным разрешением для въезда в Крым с целью похорон отца одного из супругов. В результате сын умершего получил такое разрешение, а жене сына умершего отказали в выдаче специального разрешения.
Список оснований для получения специального разрешения для иностранцев является исчерпывающим и кроме родственных и имущественных связей и необходимости посетить место захоронения, предусматривает лишь следующие:
«5) необходимость участия в обеспечении защиты национальных интересов Украины с целью мирного урегулирования конфликта, освобождения территории Украины от оккупации или по вопросам гуманитарной политики (исключительно по ходатайству или согласованию с МИД);
6) необходимость осуществления дипломатических и консульских функций, в частности в рамках деятельности международных организаций, членом которых является Украина (исключительно по ходатайству или согласованию с МИД)».
Это означает, что для легального посещения Крыма иностранными журналистами, адвокатами, правозащитниками потребуется: 1) ходатайство и согласование МИД Украины, 2) основание для получение специального разрешения – «защита национальных интересов Украины, деоккупация или «гуманитарная политика». Защита прав человека или журналистская, адвокатская деятельность в качестве законных целей посещения полуострова не рассматривается.
Данные нормы согласно международным обязательствам не могут содействовать работе правозащитников (включая трансграничную), как это предусмотрено документами ОБСЕ и ООН.
Данный порядок создал проблемы не только для правозащитников, но для журналистов, адвокатов (в первую очередь, российских, поскольку в современных реалиях там могут нормально работать только российские адвокаты), которые соблюдают законодательство Украины.
Кроме того, в порядке отсутствует процедура получения специального разрешения иностранцами и лицами без гражданства, которые хотят выехать с территории Крыма или которые въехали в Крым до вступления в силу данного порядка. Отсутствует регламентация порядка обжалования отказа в выдаче специального разрешения иностранцам и лицам без гражданства, находящимся в Крыму, поскольку они не могут там обратиться в государственные органы Украины. Порядком не урегулирован вопрос выезда из Крыма граждан Украины, которые в настоящее время находятся на полуострове с недействительными или просроченными паспортными документами (отсутствует фото в паспорте; документ поврежден или потерян; первичное получение паспорта гражданами, уже достигшими 16-летнего возраста). Таким образом, это приводит к фактической невозможности определенных категорий лиц выехать с территории Крыма.
Согласно законодательству Украины лица, которые вынуждены были покинуть места проживания в Крыму и Донбассе и переместиться на другие подконтрольные Украине территории, должны пройти регистрацию, а именно: получить справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица (ВПЛ). На основании этой справки ВПЛ могут реализовать свои социальные права на новом месте проживания (переоформить пенсию, пособия, получать бесплатные медицинские услуги и т.д.) и получить адресную финансовую помощь для компенсации затрат на коммунальные платежи.
Однако практика применения закона Украины «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ» привела к тому, что определенным категориям ВПЛ отказывают в регистрации как ВПЛ. К таким категориям относятся лица, которые проживали на территории Крыма или Донбасса, но не имели там регистрации места проживания (прописки); лица, которые выехали с этих территорий, но согласно законодательству Украины о свободе передвижения зарегистрировали новое место проживания, например, студенты в общежитии (т.е. получили новую прописку). Данные лица по факту являются ВПЛ, поскольку они вынуждены были покинуть свои места проживания в результате вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия, массового нарушения прав человека или чрезвычайной ситуации. Однако государственные сотрудники отказывают таким лицам в регистрации, мотивируя такой отказ отсутствием у этих людей прописки в паспорте с местом проживания на оккупированных территориях.
-- «Дело Руслана Нечипорука»
С целью прекращения такой незаконной практики Украинский Хельсинский союз по правам человека и Центр гражданского просвещения «Альменда» поддержали стратегическое дело Руслана Нечипорука.
Руслан Нечипорук является внутренне перемещенным лицом из Крыма. По причине активной проукраинской позиции он вынужден был покинуть Крым 1 апреля 2014 года и переехать в Киев. 10 декабря 2014 он обратился в Управление труда и социальной защиты (УТСЗ) Киева по месту жительства в студенческом общежитии для получения справки о постановке на учет ВПЛ и получения адресной финансовой помощи для ВПЛ. Ему было отказано в регистрации по причине того, что на время перемещения с временно оккупированной территории он не имел там регистрации (прописки).
Однако закон о ВПЛ закрепляет, что наличие регистрации (прописки) является основанием для постановки на учет ВПЛ, но из Закона о ВПО (ч. 3 ст. 4) не следует, что наличие регистрации является единственным основанием для постановки на учет. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет ВПЛ для подтверждения факта перемещения, содержит не только паспорт с отметкой о регистрации, а также другие документы, и этот перечень не является исчерпывающим. Кроме того, лицо приобретает статус внутренне перемещенного в результате самого факта перемещения, обращения в орган социальной защиты и внесения данных о личности в электронный реестр ВПЛ. Значит, выдача справки является лишь подтверждением уже существующего статуса ВПЛ и всех прав ВПЛ.
Факт своего постоянного проживания в Крыму Руслан Нечипорук подтвердил документом – приказ проректора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко о его переводе с 01.04.2014 года на исторический факультет университета имени Шевченко с Крымского гуманитарного университета, где он учился на дневной форме обучения. Факт обучения на дневной форме свидетельствует о постоянном проживании на территории Крыма до 1 апреля 2014 года. Таким образом, орган социальной защиты обязан выдать Нечипоруку справку о постановке на учет ВПЛ, а отказ является незаконным.
С такими требованиями студент обратился в суд, первое заседание состоялось 9 июня. На заседании суда судья приняла решение о необходимости дополнительного запроса в управление труда и социальной защиты, где студенту было отказано. Однако после этого заседания с Русланом связались представители управления и сообщили, что уже готовы выдать ему соответствующую справку 13.
Таким образом, данный прецедент позволит прекратить незаконную практику отказов в постановке на учет ВПЛ и принимать иные документы, кроме паспорта, которые могут подтвердить факт проживания в Крыму или Донбассе.
Смотрите также пресс-конференцию: «Ситуация в оккупированном Крыму»
Коментарі — 0