Открытие сессии Генеральной Ассамблеи ООН и выступления на ней лидеров государств и правительств определили новую точку отсчета развития мирового информационного пространства
Открытие сессии Генеральной Ассамблеи ООН и выступления на ней лидеров государств и правительств определили новую точку отсчета развития мирового информационного пространства.
В конце сентября 2015 г. все информационные потоки были направлены на лидеров стран – по сути, лидеров мнений этих государств.
Предваряя визит Путина в Нью-Йорк и его встречу с президентом США, российская пресса создавала интригу вокруг этих событий.
Однако, если судить по общему итогу, роль российского президента в ГА ООН оценивалась в сравнении с другими лидерами по принципу «а у нас лучше!».
Объективно, главное внимание в российской прессе было приковано к трем выступлениям: речам президента РФ В.Путина, президента США Б.Обамы и председателя КНР С.Цзиньпина.
Буквально сразу после выступления Путина российская пресса бросилась обсуждать преимущества речи Путина в сравнении с выступлениями Обамы и Цзиньпина. Российский президент говорил критично, что пришлось по нраву россиянам. Но он избегал называть вещи своими именами, о чем российские медиа предпочитали умолчать. Например, говоря о ситуации на Ближнем Востоке, Путин дипломатично отметил: «Хочется спросить тех, кто создал эту ситуацию – вы хоть поняли, что вы натворили?! Но, боюсь, что этот вопрос повиснет в воздухе».
Разные аудитории восприняли позицию Путина по-своему, но российская пресса увидела в этом «смелость Путина в обвинении Штатов с трибуны ООН». В этом случае кремлевские СМИ выступили в роли «корректора оттенков».
Об Украине Путин говорил немного. Причем, смысловая нагрузка его фраз больше напоминала некую обязанность России «оказывать помощь Украине, как демократическому государству». Здесь можно сделать вывод, что Россия не планирует уходить из украинского информационного пространства, и тем более - отказываться от влияния на аннексированные и оккупированные территории Украины.
О речи американского президента в российской прессе написано немного. Главная ее характеристика – «длинная и утомительная речь Обамы». В сухом остатке российских комментариев – она должна была выглядеть хуже речи Путина.
Относительно выступления Си Цзиньпина, то можно говорить, что надежды многих российских политологов не оправдались. Тесные контакты Пекина и Москвы никак не отразились в речи китайского лидера. Здесь нужно было учитывать китайский менталитет – «мягкое давление» в сочетании с восточноазиатской настойчивостью: «Китай будет строить мир во всем мире, независимо от того, каким сильным он станет. Мы не будем идти путем гегемонии, экспансии или насаждения сфер влияния». Была и другая, цитируемая российскими СМИ фраза Си Цзиньпина: «Если ты пытаешься бросить камень в слабого, не факт, что он не упадет тебе на ногу». Россияне очень осторожно комментировали эту мудрость, поскольку понимали, что китайский лидер в этом случае мог подразумевать агрессивную политику России последних лет.
Достаточно много внимания уделялось встрече с В.Путина и Б.Обамой. Поскольку полуторачасовая встреча проходила за закрытыми дверями, это создало почву для множества версий касаемо тем разговора двух президентов. Комментарии продолжаются до сих пор.
Кроме всего, о себе решили напомнить и российские социологи. Их «пять копеек» нежданно появляются, но, как правило, заканчиваются прогнозами в интересах Кремля. И на это раз, по их мнению, Россия достаточно неплохо продемонстрировала себя на открытии сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что обязательно окажет положительное воздействие на падающий рейтинг российского президента. Ожидается, что к средине октября показатель «одобряемости деятельности Владимира Путина» прекратит падение повысится с 84 % до 86%.
Развертывание военной активности в Сирии
С начала сентября Кремль стал проводить специальные информационные мероприятия, целями которых была концентрация внимания аудитории на участии России в войне в Сирии.
Динамика изменений информационной картины РФ выглядела примерно так:
В самом начале сентября наблюдались традиционные для России информационные подходы – от единичных сообщений о скрытых перемещений военных грузов ВС РФ до «размазанных по сути» заявлений российских политиков (подробнее здесь).
Примерно со средины сентября-месяца в СМИ России была развернута кампания по подготовке общественного мнения к убеждению в необходимости оказания военной помощи Сирии.
В эту акцию были вовлечены как российские, так и иностранные политические лидеры. Со стороны Кремля – В.Путин, Д.Песков и С.Лавров. Иностранную сторону тогда представляли глава МИДа Сирии Валид аль-Муалем и главы государств ОДКБ. Акция оказалась эффективной, т.к. зерно пропаганды, брошенное в подготовленную почву, быстро дало росток: Кремль располагает большим опытом управления мнением собственной аудитории.
К завершению сентября 2014 г. россияне постепенно свыклись с проблематикой ввязывания в новый военный конфликт. Кроме того, уверенности добавило выступление В.Путина с трибуны ООН, закрытые переговоры с президентом США Б.Обамой, создание совместного российско-иракско-сирийско-иранского информационного центра для борьбы с «Исламским государством» и другое. Одним словом, можно заключить, что в России уже сформированы смыслы по поводу одобрения военной операции ВС РФ в Сирии.
Следующий этап можно условно назвать «демонстрация доверия государства».
30.09.2015 г. на сцене появился российский Совет Федераций. Как и в случае с оккупацией Донбасса 1.03.2014 г., Путин получил разрешение от Совфеда на использование Вооруженных Сил России за рубежом, т.е. в Сирии. Характерно, что голосование Совета Федераций было проведено в закрытом режиме, «при отсутствии воздержавшихся и голосовавших «против», что очередной раз свидетельствует о «ручном управлении».
Буквально через день активизируется глава Чечни Р.Кадыров. Он делает заявление, что действия России в Сирии соответствуют нормам международного права. А чуть позже – Кадыров выражает готовность направить в Сирию «чеченских советников» и отряды чеченских военнослужащих для участия в боях с «Исламским государством». При этом, можно наблюдать абсолютное совпадение способов пропаганды с его участием относительно оккупации Россией Донбасса.
Следует сделать акцент на том, что широкомасштабная авиационная кампания началась уже через 2 часа после одобрения российским Совфедом «обращения В.Путина». Эти факты свидетельствуют о заблаговременном планировании Россией проведения авиаударов в Сирии.
В целом, информационная акция Москвы по «сирийскому вопросу» очень напоминает обкатанную схему медиа-операции Кремля на Донбассе.
Можно смело делать предположение, что в дальнейшем Москва будет предпринимать следующие меры информационного воздействия:
· привлечение к освещению войны прокремлевского медийного и коммуникационного ресурса;
· создание российско- и арабоязычных, подконтрольных Кремлю, сайтов, блогов, информационных агентств;
· воспевание «подвигов» российских освободителей сирийской земли от ИГИЛ;
· искусственное формирование рейтингов доверия армии РФ, персонально В.Путину, С.Шойгу, С.Лаврову;
· искусственное создание атмосферы согласия международного сообщества с действиями руководства России в Сирии и так далее.
В этой связи следует ожидать, что развитие «сирийского вопроса» будет сопровождаться формированием пророссийской информационной коалиции. В информационную орбиту России уже вошли государства ОДКБ, Сирия, Ирак, Иран, Венесуэла и другие страны.
В перспективном развитии этой темы следует обратить внимание на одном важном моменте.
1.10.2015 г. в СМИ России стал обсуждаться вопрос о возможности бомбардировок российской авиацией территории Ирака. Поводом к тому стало заявление премьер-министра Ирака Хайдер аль-Абади о готовности рассмотреть подобную помощь от России. В ответ на это Москва применила «политику двойных стандартов», что только создало предпосылки для новой волны обсуждений в российской аудитории:
первая позиция – «согласие»: представитель МИД России И.Рогачев заявил, что Москва оценит политическую и военную целесообразность проведения военно-воздушной операции против боевиков «Исламского государства» в Ираке.
вторая позиция – «несогласие»: Совет Федерации исключил использование российских войск за пределами Сирии.
Повод для дискуссии уже создан и можно предположить, что раскручивание информационного повода Россия будет осуществлять по многократно испробованной схеме.
И еще одна важная особенность. В создаваемой Кремлем информационной ситуации относительно «сирийского вопроса», России отводится роль доминирующего игрока. Как известно, помимо России в урегулировании сирийского конфликта принимают участие Соединенные Штаты, которые воюют в Сирии против «Джабхат ан-Нусру» (филиал «Аль-Каиды»), «Ахрар аш-Шам» (боевая бригада), а также против сил «Хезболлы» и Ирана, которые поддерживают сирийское правительство.
Однако уже сегодня можно встретить публикации, в которых Россия пытается взять на себя ответственность за развитие военной ситуации в регионе.
***
Итак, можно спрогнозировать, что в ближайшую неделю в информационном потоке России приоритетной становится тема участия армии РФ в сирийской войне. При этом проблематика российско-украинского конфликта, которая в последние два года занимала первые позиции в СМИ, будет вытесняться «благородным» участием России в борьбе с терроризмом.
В практике информационных операций подобный метод применяется для отвлечения внимания мировой аудитории от первостепенной проблемы путем искусственного создания нового информационного повода. Расчет делается на то, что через полгода оккупированные регионы Украины перестанут упоминаться в медиа Европы или США. Пассивность СМИ будет формировать новую картину действительности – Украину якобы устраивает созданный очаг «суверенной демократии».
В данном случае Москве выгодно убрать из информационного потока темы оккупированного Донбасса и аннексированного Крыма с целью замораживания существующей пророссийской конфигурации в этих регионах по примеру Приднестровья или Абхазии.
Коментарі — 0