Жителей республики готовят к деноминации
Вчера Национальный банк Белоруссии продемонстрировал журналистам новые белорусские деньги, которые войдут в обращение с 1 июля 2016 года. Пока обыватели оценивают дизайн, эксперты рассуждают о возможных экономических последствиях.
Представители Национального банка не только показали журналистам новые деньги, но и рассказали, что монеты были изготовлены в Литве и Словакии, а банкноты – в Великобритании. Стоимость всего мероприятия по замене денег в Национальном банке раскрывать не стали, однако по косвенным высказываниям местные наблюдатели скалькулировали сумму примерно в 15 млн долл.
Как сообщалось, указ о деноминации президент Александр Лукашенко подписал на прошлой неделе. Новые деньги, на которых исчезнут четыре нуля, войдут в оборот с 1 июля 2016 года. В течение полугодия будут ходить и старые, и новые купюры. Впервые в истории современной Белоруссии появятся монеты – 1, 2, 5, 10, 20, 50 копеек, а также 1 рубль и 2 рубля. «Мы перестанем быть миллионерами», – говорят белорусы.
Разговоры о деноминации ходили в Белоруссии давно, однако в стране сохраняются высокие темпы инфляции, измеряемые двухзначными числами, что делает деноминацию бессмысленной – пара лет, и деньги снова перестанут помещаться в кошельках. В то же время с нынешним количеством нулей уже не справляются калькуляторы и табло на заправках, банках и обменных пунктах. Поэтому, с одной стороны, экспертное сообщество соглашается с тем, что деноминация – явление своевременное. С другой – сомневается, что она сможет остановить дальнейший рост цен. Как сообщил вчера Белстат, инфляция по итогам октября перевалила за психологический рубеж в 10%. Государственные эксперты, комментируя деноминацию, утверждают, что ее проведение как раз и свидетельствует о том, что денежно-кредитная политика сохранит жесткость и в следующем году инфляция не выйдет за нынешние пределы. Они говорят о том, что в первую очередь деноминация – это техническая процедура, которая не скажется на уровне благосостояния населения, поскольку нули уберут и с зарплат, и с цен.
Негосударственные эксперты в целом соглашаются с тем, что деноминация – техническая процедура и она необходима. «Деноминация необходима, потому что в мире осталось две–три страны с таким астрономическим соотношением доллара и местной валюты. Это просто неприлично – считать, что один доллар стоит 17 500 белорусских рублей», – говорит экономист Леонид Заико. «Сама по себе деноминация не несет значительных рисков: она мало что меняет в экономике», – солидарен с ним еще один белорусский экономист Леонид Злотников.
В то же время они не столь оптимистичны относительно того, что белорусская экономика сохранит стабильность, а новые деньги не обрастут вскоре новыми нулями. «Сама по себе деноминация, если ее провести и потом просто прогуливаться «на променаде», рассуждая, что теперь доллар стоит 1,8 рубля, – ничего не даст. За деноминацией должна начинаться реальная жесткая денежная политика», – считает Заико. По его мнению, главное, что должны делать власти, это не допустить денежной эмиссии, то есть печатания пустых денег ради мнимого повышения зарплат и прекратить давать льготные кредиты «на проедание» неэффективным государственным предприятиям. Это, в свою очередь, значит, что данные неэффективные предприятия нужно банкротить, закрывать или перепрофилировать, то есть проводить реформы. Пессимизм экспертов основан на том, что, как писала «НГ» ранее, любые реформаторские идеи Лукашенко запретил даже обсуждать. Производить побольше, продавать подороже, распорядился он.
Проблемы могут возникнуть и на почве недоверия граждан к власти, а также невысокого уровня финансовой грамотности. «Давайте признаемся, многие наши люди в финансовом плане необразованны. Мне, например, один человек позвонил из Молодечно (районный город в 100 км от Минска), попросил объяснить, что такое деноминация», – говорит экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич. «Поэтому не исключаю легкой паники среди населения», – предположил он. Бывший руководитель главного банка страны считает, что власти должны были активнее проводить разъяснительную кампанию, чтобы избежать паники.
Некоторые эксперты предрекают рост спроса на иностранную валюту из-за опасений, что «под деноминацию» торговля начнет поднимать цены. «Люди опасаются в основном того, что при корректировке цен последние несколько вырастут: кто-то обязательно сумеет округлить их в свою пользу. И это действительно может быть. Другого большого влияния на экономику от самой деноминации я не вижу», – говорит Леонид Злотников.
Станислав Богданкевич считает эту угрозу незначительной. «Деноминация в худшем случае может поспособствовать росту цен на 1%. Это мелочь по сравнению с тем, что за год цены вырастают на 20%. А в 2012 году – на 108%! И без всякой деноминации», – говорит эксперт. Он также уверен, что сохранить валютную, финансовую и экономическую стабильность в современной Белоруссии способны только глубокие структурные реформы.
Коментарі — 0