Активизация военных действий на Донбассе за прошедшую неделю стала едва ли не самым обговариваемым трендом в украинском информационном потоке
Активизация военных действий на Донбассе за прошедшую неделю стала едва ли не самым обговариваемым трендом в украинском информационном потоке.
Ежедневные сводки с Донбасса все больше демонстрируют уход от плана «мирного урегулирования» конфликта.
В связи с этим ситуация на Донбассе все больше обретает черты непредсказуемости, а в экспертных кругах стала называться «недомирием».
Практически ежедневно поступают сообщения о действиях вражеских диверсионных групп. Стали привычными обстрелы наших позиций из крупнокалиберных пулеметов, гранатометов, зенитных установок и минометов. Для мобильных диверсий террористы применяют боевые бронированные машины и системы РСЗО. Среди украинских военных есть погибшие и раненные. Хотя, кремлевская версия событий на Донбассе изображает совершенно противоположную картину, их главный месседж – «украинские военные нарушают режим перемирия».
Анализ контента российских и пророссийских СМИ свидетельствует о росте негативных оценок о событиях в Украине.
Относительно прошлой недели информационных сообщений об Украине стало больше примерно в 1,3 раза. Только этот фактор может свидетельствовать о подготовке Кремля к новой информационной операции в Украине.
Определенно, это сигнал, на который необходимо реагировать: кто и как, в этом материале рассматривать не будем.
Но отметим, что аналогичная картина наблюдалась во второй половине 2013 г., когда информационная кампания России перешла в качественно новую фазу – «информационная агрессия» в пространство Украины.
Есть все основания полагать, что Кремль осуществляет подготовительные мероприятия для усиления информационного давления на украинскую аудиторию с использованием новых информационных поводов.
Анализ последних событий в информационном пространстве подчеркивает, что индикаторами изменений в информационной ситуации Украины могут служить следующие отличия:
1. Попытка поставить в один ряд информационные поводы относительно терроризма ИГИЛ и политики Украины:
· подрыв электроопор в Херсонской обл. Украины и новости о теракте в Мали ставятся российскими информационщиками в один ряд. Показательным в этом плане стало заявление официального представителя МИД РФ М.Захаровой о том, что ситуация в Мали – прямое следствие «экспорта демократии» и свержения правительств странах Ближнего Востока. Два года назад, в конце 2013 г., подобная риторика звучала в адрес Украины (чего стоят названия статей – Украина: хаос-демократия, Продажа страны в кредит, Украинская «демократия» и другие материалы);
· поиск аргументов для обвинения Украины в поставках вооружений террористам ИГИЛ. Комбинацию с раскрытием «секретов переписки» украинского МИДа с польской оружейной компанией разыграла группа кремлевских хакеров «Киберберкут» при поддержке авторитетных новостных телеканалов «Lifenews» и «Звезда».
Как и в прежних случаях, в сети появились скрин-копии «конфиденциальных документов» украинской стороны и сделан вывод: «террористическая группировка ИГИЛ закупала оружие в Украине».
· активизация в Украине праворадикальных движений в российских СМИ ассоциируется с радикализмом исламских движений на Ближнем Востоке. Рост популярности ВО «Свобода» и «Правого сектора» послужили информационным поводом для формирования негатива о них в российских СМИ. Характерной особенностью последних дней есть приравнивание деятельности украинских националистов к исламским радикалам из ИГИЛ или Аль-Каиды. Например, в прессе РФ встречаются такие тезисы:
«ИГИЛ – это единственный действенный союзник Украины в противодействии «московскому империализму»;
бойцов «Правого сектора» направят в Сирию для помощи «умеренной оппозиции»;
2. Формирование мнения, что в Украине происходит «хаос». Не откроем секрет, если скажем, что ситуация опять-таки аналогична с 2013 г. На тот момент в СМИ РФ были тысячи подобных тезисов. Именно они помогли создать искривленное представление российских граждан о том, что Украине якобы нужна помощь России. В этих целях Кремль пытается сделать резонансными следующие события:
· активизация деятельности «Правого сектора», фейки об «объявлении мобилизации» и формировании боевых отрядов на административной границе с Крымом;
· отмена исторических регалий в наименованиях воинских частей Украины, имеющих связь с советским прошлым;
· распространение мнения, якобы большинство украинцев уверены, что их страна движется по неправильному пути (ведущий «Вестей недели» Д.Киселев сослался на данные украинской социологической группы «Рейтинг», хотя подтверждения информации найти не удалось);
· президенту Порошенко доверяет все меньше украинцев;
· прекратив экономическое сотрудничество в Россией, Украина теряет миллиарды долларов;
· неспособность руководства Украины удерживать власть, что влечет падение экономики, скорый дефолт и потерю доверия чиновников у простых людей. Достаточно сказать, что это распространенный тезис, который в последнее время присутствует во многих кремлевских СМИ.
3. Поддержание в информационном потоке России фона, что якобы со стороны Украины происходят постоянные провокации относительно Крыма и обстрелы территории «ЛДНР». Частые напоминания подобного информационного направления призваны формировать смыслы о существовании угрозы для населения оккупированных Россией территорий. Собственно, и в этом случае также проявляются шаблоны 2013 г. – тогда врагов «русского мира» называли «бэндеровцами» или «укрофашистами». При этом, осуществляется открытое дезинформирование аудитории по направлениям:
· украинские «националистические формирования» ведут собственную войну помимо ВС Украины, и обстреливают мирный Донбасс;
· украинская сторона не отвела вооружения на определенные Минскими соглашениями расстояния;
· украинские националисты взорвали электроопоры в Херсонской области и не допускают на место происшествия украинских полицейских;
· граждан «ЛДНР» похищают, увозят в Украину и садят в тюрьмы.
***
Таким образом, информационная ситуация, которая сложилась на сегодня в российском пространстве, по своим чертам напоминает аналогичный период окончания 2013 г. Тогда в Украине уже был создан информационный базис пророссийского ресурса, и началась масштабная информационная агрессия.
Очевидной целью этой информационной операции российских спецслужб можно считать создание условий для расшатывания ситуации в отдельных областях Украины с последующим возобновлением военной кампании на востоке Украины и переноса военных действий в другие ее регионы.
Коментарі — 0