Попытка назначить на важный пост в госкомпании ставленника депутата, имеющего транспортный бизнес, завершилась отставкой министра транспорта?
В «Укрзализнице» вспыхнул скандал вокруг попытки назначения на пост заместителя директора «Украинского транспортно-логистического центра» (УТЛЦ) Андрея Федоровского. Кандидат в чиновники руководит частной транспортной компанией «Метрудтранс», которую «Наші гроші» связывают с депутатом от БПП и членом парламентского комитета по вопросам транспорта Русланом Сольваром. Федоровский является доверенным лицом нардепа: одно время он даже был собственником одной из транспортных фирм Сольвара.
По мнению члена межфракционной группы «Депутатский контроль» Максима Полякова, продвижение парламентариями в руководство госпредприятий своих людей – это однозначный конфликт интересов. «Это разрушение государства, и у нас эта практика, когда народные депутаты в любое министерство и ведомство пытаются продвигать кого-то своего, к сожалению, не уходит. В этом и зарождается коррупция. Потому что, если тебя продвинули, то ты уже кому-то что-то должен, и тебе ставят какие-то задачи. Депутаты должны заниматься своей прямой деятельностью… Назначают зачем? Назначают для того, чтобы потом решать какие-то собственные вопросы: тендеры, закупки и прочее», - объясняет Максим Поляков.
Обвинения в адрес депутата Сольвара, который не особо известен широкой общественности, требуют пролить свет на карьеру этого политика. Сольвар - бывший «ударовец», начинал свою политическую карьеру во времена президентства Виктора Януковича с заявления, что идет в парламент защищать свой бизнес. «Начали давить все. Ну, думаю, что сидеть, бегать по этим депутатам. Самому надо становиться», - искренне рассказал он о старте своей политической карьеры.
Нужно признать, что политики и журналисты ожидали, что Сольвар станет первой «тушкой» парламента VII созыва. Слухи о его скоропостижном переходе к регионалам была настолько назойливыми, что лидеру «Удара» Виталию Кличко пришлось публично опровергать такую возможность. Возможно, один из лидеров оппозиции на тот момент так пытался предупредить предательство однопартийцев, у которых слабым местом являлся их бизнес.
«Сольвар признался, что пошел в депутаты, потому что давили бизнес. Постоянно подчеркивал, что собирается сотрудничать с властью. И такое впечатление, что уже «открестился» от партии «Удар»», — отмечал тогда журналист Михаил Ткач.
В 2010 году, после назначения регионала Бориса Колесникова министром инфраструктуры, одна из компаний Сольвара «Фреш Лайн» подписал выгодный договор с «Укрзализныцей», который позволил нардепу зарабатывать на госкомпании в течение почти четырех лет. Но в 2014 году контракт был расторгнут. Причина: за компанией числились долги на миллионы гривен. «Фреш Лайн» также не оплатил штрафные санкции за срыв перевозок.
«Во времена, когда транспортной отраслью руководил Борис Колесников, компании Сольвара, имея договора с «Укрзализныцей», перевозили миллионы тонн грузов. Теперь у транспортных компаний, связанных с депутатом, есть шанс вновь получить льготные условия и крупные заказы. Мзду за подачу вагонов, прежде всего зерновых, поставят на поток», - отмечает журналист Кирилл Сазонов.
Трудно пояснить, почему, несмотря на шлейф скандальный историй, который тянется за бизнес – группой транспортных компаний Сольвара, именно на ее представителе остановили свой выбор руководители «Укрзализныци» подбирая новый топ-менеджмент для УТЛЦ. Ведь с точки зрения коррупционных рисков это весьма уязвимое место, требующее людей с незапятнанной репутацией.
Сам депутат, имя которого всплыло в скандале, изначально клятвенно пообещал «Главкому» прокомментировать обвинения в свой адрес, но «чуть позже». Но последующие попытки связаться с Сольваром не увенчались успехом. Обещания перезвонить «через 40 минут» парламентарий, которого обвиняют в лоббизме так и не выполнил ни через 40 минут, ни через 2 часа. Не исключено, что именно этот момент решалась окончательная судьба министра инфораструктуры. Как известно Пивоварский сегодня подал в отставку. Поэтому Сольвар ожидал финальной развязки скандала.
По словам экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, контроль за УТЛЦ позволит распределять вагонный парк «Укрзализныци» и оперировать им в своих интересах. «УТЛЦ – это наиболее привлекательный актив, который есть в структуре «Укрзализныци». Соревноваться по этому критерию УТЛЦ может только с «Укрзализнычпостачем», который занимается закупками. УТЛЦ управляет парком грузовых вагонов, который находится в собственности предприятий «Укрзализныци». Именно это подразделение занимается организацией грузовых перевозок на железной дороге. По сути, грузовые перевозки – это основной генератор доходов и прибыли, который есть на железной дороге. Там самые большие объемы. На рынке есть дефицит отдельных типов грузовых вагонов, и УТЛЦ решает, кому вагон дать, а кому вагон не дать. И какой вагон дать – новый, в котором можно перевозить грузы, или старый, который грузоотправитель еще должен подлатать перед загрузкой», - объяснил Александр Кава.
Любопытное уточнение, депутат от БПП Руслан Сольвар ведет свой транспортный бизнес и не только в Украине. «Фреш лайн» занимается первозками в России и других странах СНГ. Многие считают, что это с подачи российских партнеров ему пришла в голову идея застраивать Киевскую область церквями Московского патриархата. Русская православная церковь сформировала вокруг себя приближенный круг, так называемых, «православных олигархов», которые имеют большое влияние на Российских железных дорогах. И поддержка РПЦ МП в Украине позволяет Сольвару входить в этот круг, что открывает дополнительные возможности на рынке транспортных перевозок. К тому же церковная паства составляет львиную долю электората Сольвара, что вместе с щедрыми пожертвованиями позволило «ударовцу» повторно избраться в Верховную Раду. «Если бы я там деньги не тратил, то ничего бы не вышло у меня. Я проиграл бы однозначно, - как-то поведал Руслан Сольвар секрет успеха своей предвыборной кампании.
Напомним, в своей получасовой речи, которую вице-президент США Джозеф Байден произнес перед украинскими политиками в Верховной Раде, особое внимание он уделил коррупции. Американский гость сравнил ее с болезнью, которая задерживает развитие общества, уничтожает инновации и пугает инвесторов.
«Никто не хочет работать с такой страной, - заявил он, указывая рукой куда-то в сторону главы правительства. - Мало просто создать Антикоррупционное бюро. Еще надо провести судебную реформу, чтобы вы могли привлечь к ответственности коррупционеров. Еще надо, чтобы высшие лица отделяли собственные интересы от государственных».
По словам народных депутатов, на закрытой встрече с ними Байден был еще жестче в выражениях. «Вы неспособны преодолеть коррупцию. Мир не будет этого терпеть», - процитировал слова вице-президента США один из нардепов.
Не удивительно, что после визита американского политика члены Кабмина забеспокоились. Совпадение или нет. Но после того, как информация о попытке назначить Федоровского появилась в СМИ, министр Андрей Пивоварский неожиданно з в отставку. На брифинге в Кабмине он пояснил, что пресс-служба «Укрзализныци» обратилась во все СМИ с просьбой опровергнуть сообщение о назначении Федоровского, так как такого сотрудника в госкомпании нет. Однако, почему-то не стал отвечать на вопрос, рассматривалось ли назначение представителя Сольвара, сославшись на то, что в «Укрзализныце» проводится …много кадровых конкурсов. Согласитесь, сложно себе представить, что в министерстве не знают о предполагаемых кадровых изменениях на ключевом предприятии УЗ, которое ведает более чем 100 тысячами государственных вагонов.
Коментарі — 0